В последнее время в украинских и международных СМИ вновь оживилась дискуссия о возможных вариантах разрешения приднестровского конфликта. Особая интрига в этом вопросе состоит в том, что сильные мира сего могут пойти на кулуарную сделку относительно дальнейшей судьбы Молдовы и Приднестровья вне рамок официальных переговоров, то бишь без учета мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон, в том числе и Киева.
Недавний визит немецкого федерального канцлера Ангелы Меркель в Румынию и проведение 18—19 октября с.г. саммита глав России, Франции и Германии в Довиле, в ходе которого обсуждались вопросы безопасности на европейском континенте (включая проблему замороженных конфликтов), являются ярким свидетельством того, что тематика приднестровского конфликта вновь стала предметом активных дискуссий России и отдельных членов Евросоюза.
Отсутствие какой-либо внятной официальной информации со стороны ЕС и России по факту этих встреч дает ряду экспертов, в том числе украинских, полную свободу для фантазий и всяческих спекуляций. Так, ряд СМИ предположил возможность достижения договоренностей между Россией и ЕС, в рамках которых в обмен на содействие в разрешении приднестровского конфликта Россия может рассчитывать на безвизовый режим с Евросоюзом. Согласно еще одной версии, вывод российских войск из Приднестровья мог быть компенсирован масштабными инвестициями Евросоюза в российскую экономику. Небывалую смелость таких «вариантов размена» эксперты пытаются объяснить якобы созревшим стремлением президента России Дмитрия Медведева продемонстрировать свою готовность к улучшению взаимоотношений с Западом и компенсировать эксцесс российского вмешательства на Кавказе в 2008 году.
Безусловно, исключать возможность достижения кулуарной сделки между Россией и рядом ключевых стран Евросоюза как в отношении приднестровского конфликта, так и по ряду других важнейших вопросов мировой политики, не стоит. Однако вряд ли оправданными будут ожидания относительно перспектив ухода России из Молдовы и Приднестровья. Максимум, что может предложить Москва в вопросе приднестровского урегулирования, это повторить опыт британцев в Индии, т.е. уйти, чтобы остаться. На сегодняшний день Россия не скрывает, что заинтересована как минимум в сохранении своих сегодняшних позиций влияния в этом регионе. Именно поэтому Кремль рассматривает два основных варианта приднестровского урегулирования — пресловутый проект Козака, который предполагает объединение Молдовы на условиях, выгодных России, или же будет поддерживать существующий тлеющий конфликт между двумя берегами Днестра.
Предположение о том, что Россия может вывести свои войска из Приднестровья, не лишено смысла, однако это случится не ранее чем Москва сможет обеспечить решение приднестровского конфликта в выгодном ей ключе (читай — на основе одного из вариантов плана Козака). Сегодня российская сторона владеет значительными политическими и экономическими рычагами не только на Приднестровье, но и на всю Молдову («Газпром» контролирует молдавскую газовую трубу, Интер РАО ЕЭС обеспечивает до 70% электроэнергии, необходимой Молдове, Россия является крупнейшим рынком сбыта для молдавской винодельческой и овощеплодовой индустрии, почти половина молдавских гастарбайтеров работают в РФ и т.д.). Влияние России в Приднестровье еще более весомо: там, не скрывая, говорят о том, что «Россия — это наше все». Поэтому присутствие полутора тысяч российских военнослужащих в Приднестровье уже давно является не ключевым фактором российского влияния в регионе, а скорее «фетишем», который при благоприятных обстоятельствах можно достаточно дорого продать Западу. Это для России почти то же, что и уступить настойчивым просьбам ЕС и США по поводу получения статуса полноценных участников переговорного формата «5+2», который по своей сути является консультативным, а последние несколько лет еще и проводит все свои встречи на «неформальном» уровне. Однако пусть «покупка» этой «дохлой кошки» будет головной болью европейских политиков.
Украину в этой связи должно гораздо более беспокоить то, что торг о судьбе Приднестровья идет явно без ее участия. Киев, конечно, позовут поставить в нужный момент свою подпись, однако уже скорее не в качестве самостоятельного игрока, а всего лишь в роли технического исполнителя чужих идей.
В этот раз тревога, похоже, была учебной. По результатам саммита в Довиле президент России Дмитрий Медведев заявил, что «успех в молдово-приднестровском урегулировании зависит не только от России, но и от Республики Молдова, от позиции Приднестровья, Румынии и ЕС». Очевидно, Москва так и не получила пока ответов Берлина и Парижа на интересующие ее вопросы в сфере европейской безопасности. Она предпочла сослаться на необходимость формирования полноценной властной команды в Молдове по результатам парламентских и президентских выборов, которые должны состояться в ближайшие месяцы. При этом российский лидер намекнул, что после формирования властной вертикали в Молдове (ориентировочно февраль—март 2011 года) может появиться «неплохой шанс восстановить переговорный процесс».
Вопрос только, с участием каких игроков и на основе каких документов могут пойти эти переговоры. Как говорят злые языки, Европейский Союз, так часто ратующий за транспарентность переговорного процесса, разработал некий проект дорожной карты приднестровского урегулирования и, согласно еще непроверенной информации, якобы начал его обсуждение с Россией. На данном этапе Украина пока имеет некоторый временной ресурс для активизации своей дипломатической работы на приднестровском направлении и возможность включиться в той или иной форме в процесс выработки контуров вероятной формулы решения замороженного конфликта, конвертировав в реальные действия свою «золотую акцию» в приднестровском урегулировании. Хочется верить, что имеющему многолетний дипломатический стаж новоназначенному спецпредставителю Украины по вопросам приднестровского урегулирования Игорю Харченко эта крайне непростая задача окажется по силам.