Президентские выборы в Ливане: кто на новенького?

Поделиться
Затянувшийся политический кризис в Ливане после относительного летнего затишья вновь стремительно набирает обороты...

Затянувшийся политический кризис в Ливане после относительного летнего затишья вновь стремительно набирает обороты. Осенью прошлого года оппозиция во главе с «Хезболлой» пыталась материализовать возросшую после конфликта с Израилем народную поддержку в новую расстановку сил. Тогда, не имея на то фактически законных оснований, оппозиция требовала создания правительства национального единства с блокирующим пакетом голосов. Сейчас президентские выборы дают законный шанс оппозиционерам, за которыми стоят Сирия и Иран, наилучшим образом воплотить в жизнь свои политические амбиции. С другой стороны, правящая коалиция «Движение 14 марта», которую связывают с США и Западом, тоже не желает терять шанс.

Президентские выборы в Лива­не стали одной из центральных тем на международном и региональном уровне, поскольку нестабильность в этой маленькой стране грозит дестабилизацией всего Ближнего Востока.

Чтобы понять напряженность консультаций по выбору кандидатуры главы государства, следует рассмотреть важность этой должности в политической системе Ливана, построенной на конфессио­нальной основе: президент — христианин-маронит, премьер — суннит, спикер парламента — шиит. Президентская должность в Ливане является ключевой. Таифские соглашения 1989 года, положившие конец гражданскому конфликту, несколько изменили структуру власти, передав часть полномочий президента законодателям и премьеру. Однако за главой державы сохранилась компетенция по назначению премьер-министра и правительства.

Понимая важность этой должности, коалиция и оппозиция за два месяца до истечения каденции (24 ноября) нынешнего президента Эмиля Лахуда начали жесткую борьбу. Оппозиционеры бойкотировали первый тур голосования 25 сентября. Он был перенесен на 23 октября по причине отсутствия предусмотренного конституцией необходимого кворума в две трети депутатов. Параллельно с этим предпринимались попытки поиска компромиссного кандидата, потому очередной тур голосования был перенесен на 12 ноября.

Камнем преткновения стало разночтение 49-й статьи конституции Ливана. В ней говорится, что во время первого тура кворум должен быть соблюден. Кандидат считается избранным, если набирает две трети голосов. В ином случае предусмотрены последующие туры голосования, где президент может быть избран простым большинством. О необходимости обеспечения кворума в статье ничего не сказано. Однако, по предыдущему опыту, во время избрания президента Ливана в парламенте всегда собиралось не меньше двух третей народных избранников.

Коалиция настаивает на праве парламента избрать президента простым большинством в последние 10 дней до окончания полномочий главы государства. Оппози­ция же называет незаконным избрание главы государства в условиях отсутствия кворума простым большинством.

В такой ситуации очевидным и единственно правильным выходом является компромисс, к которому противоборствующие стороны пока еще не готовы.

Инициатива спикера парламента Набиха Берри (лидер оппозиционной шиитской партии «Амаль») по поиску компромиссной фигуры не дала видимых результатов. Его переговоры с лидером основной коалиционной суннитской партии «Аль-Мустакбаль» Саадом Харири провалились. Безрезультатными оказались и попытки маронитского патриарха Бутроса Сфейра сплотить основные христианские партии вокруг одного кандидата. Не увенчались успехом и посреднические усилия ЕС и Лиги арабских государств.

Одной из последних неудачных попыток достигнуть компромисса была встреча в среду 31 октября в Париже единственного кандидата от оппозиции генерала Мишеля Ауна (лидера Свободного патриотического движения) с Саадом Харири. М.Аун считается основным претендентом на высший государственный пост, имеющим поддержку как христиан, так и мусульман. После «кедровой революции» 2005 года генерал, проведя 15 лет во Франции, давшей ему политическое убежище, вернулся на родину. Известный своей борьбой против сирийского влияния в Ливане, Аун неожиданно для многих отказался вступить в ряды коалиции. Он высказался за компромисс с Сирией, пояснив свою позицию «умением поставить себя над сторонами во имя национального примирения».

Среди кандидатов от коалиции можно выделить депутата Бутруса Харба и бывшего посла Ливана в США Насиба Лахуда. Б.Харб пытается позиционировать себя компромиссным политиком. На посту президента он обещает работать над возобновлением национального диалога и над поиском справедливого решения проблемы разоружения «Хезболлы». Н.Лахуд считается одним из самых сильных кандидатов. Это умеренный политик с обширными международными связями, особенно с Саудовской Аравией. Родная сестра его жены — супруга саудовского монарха Абдуллы.

«Серой лошадкой» президентских гонок может стать бывший министр иностранных дел Жан Обейд, независимый политик, равноудаленный как от коалиции, так и от оппозиции. Пользуется поддержкой Сирии из-за своих дружественных связей с бывшим президентом САР Хафезом Аль-Асадом. Некоторые наблюдатели считают Ж.Обейда кандидатом спикера парламента Набиха Берри.

Отсутствие компромиссного кандидата усиливает напряженность в Ливане. Резко возрос тон заявлений с обеих сторон. Саад Харири после переговоров в Каире с президентом Египта Хосни Мубараком заявил о «заговоре сирийских спецслужб» против правительства Фуада Ас-Синьоры. По его словам, планировалось покушение не только на него, но и на премьер-министра. Подобные заявления, прозвучавшие перед встречей с кандидатом от оппозиции генералом Ауном, указывают только на одно — на нежелание или невозможность компромисса. В таком случае коалиция и оппозиция должны быть готовы к односторонним шагам.

Депутаты «Движения 14 марта» могут предпринять попытку избрания президента простым большинством, поскольку имеют 71 депутата в 128-местном парламенте. Оппозиция, конечно, не признает выборы состоявшимися. Согласно законодательству, если до завершения полномочий президента депутаты не изберут преемника, то Эмиль Лахуд должен передать всю полноту власти премьер-министру. Однако президент не признает легитимности кабинета Фуада Ас-Синьоры и может пойти на создание временного правительства с целью проведения досрочных парламентских выборов. В результате в Ливане возникнет двоевластие, угрожающее дестабилизацией.

Политические силы не преминут использовать улицу для демонстрации своей народной поддержки. В последние несколько месяцев количество митингующих в палатках оппозиции, которые стоят на центральных площадях Бейрута с декабря прошлого года, было сокращено до минимума. Однако, по информации арабских СМИ, палаточные городки вновь начали наполняться сторонниками оппозиционных сил.

В прошлом году, когда ливанские политики упражнялись в «уличной демократии», жесткое аполитичное вмешательство армии потушило разгоравшийся конфликт. Сегодня вооруженные силы опять могут и должны при необходимости сыграть роль нейтрального буфера между противостоящими лагерями. Такое развитие событий позволяет предположить еще один сценарий. Главнокомандующего армией Мишеля Сулеймана называют одним из вероятных компромиссных кандидатов, несмотря на то, что 49 статья конституции запрещает избирать госслужащих первой категории (главнокомандующий армией один из них) на пост главы государства, если они не оставили предыдущую должность за два года до избрания.

На прошлой неделе М.Сулейман совершил визит в Египет. Он опроверг заявление о том, что его поездка носила политический характер, назвав ее чисто технической. Но Сулейман встречался не только с военными. Он беседовал с президентом Мубараком и другими руководителями страны, что может указывать на попытку заручиться поддержкой Каира на президентских выборах.

Генерал Сулейман уже имеет мощную народную поддержку, которая особенно возросла после разгрома группировки «Фатх Аль-Ислам» в палестинском лагере беженцев Нахр Аль-Барид. Не допустив кровопролития в очередной раз, главнокомандующий армией станет символом стабильности в Ливане. Можно предположить, что в таких условиях упомянутая выше статья конституции будет изменена, и Сулейман станет искомой компромиссной фигурой.

Однако полагаться только на военных нельзя. Политические конфликты должны быть решены политическими методами, возможно, реформированием хрупкой конфессиональной системы, не отвечающей процессам развития ливанского общества.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме