Польские пятилетние визы: обещанное стало реальным, но проблемы остались

Поделиться
Польские пятилетние визы: обещанное стало реальным, но проблемы остались
"Визы в ЕС для украинцев, вероятнее всего, отменят в следующем году", - эту фразу мы слышим из уст чиновников с 2013-го, и каждый раз этот момент отодвигается. Актуальный срок, с которого мог бы заработать безвизовый режим, т.е. вторая половина 2016 г., так же реален, как и все предыдущие. Так что при всех ожиданиях на положительный результат, следует готовиться и к негативному, когда обещание "еще немножко, еще полгода - и виз не будет" придется слышать еще несколько лет.

"Визы в ЕС для украинцев, вероятнее всего, отменят в следующем году", - эту фразу мы слышим из уст чиновников с 2013-го, и каждый раз этот момент отодвигается.

Актуальный срок, с которого мог бы заработать безвизовый режим, т.е. вторая половина 2016 г., так же реален, как и все предыдущие. Так что при всех ожиданиях на положительный результат, следует готовиться и к негативному, когда обещание "еще немножко, еще полгода - и виз не будет" придется слышать еще несколько лет.

В таких обстоятельствах частичным, но весьма удачным решением визовых проблем является массовая выдача украинским гражданам пятилетних виз, что позволяет ст. 5 Соглашения между Украиной и Европейским Союзом о визовой либерализации. Ведь даже при развитии событий по пессимистичному сценарию (если безвизовый режим введут только в 2020–2021 гг.) выдача пятилетней визы означает для ее владельца фактически безвизовый режим для краткосрочных, в том числе туристических путешествий. Пятилетняя виза, выданная в декабре 2015 г., будет означать, что ее владелец, вероятно, уже никогда в жизни не будет морочиться с визовыми формальностями. Ведь срок такой визы закончится под конец 2020 г., а тогда, надеемся, безвизовый режим уже заработает.

Выдача пятилетних виз, чего добиваются активисты польской гражданской кампании Wizy pięcioletnie dla Ukraińców i Białorusinów (среди них - и я), - это также единственный надежный способ сократить очереди в европейские консульства и визовые центры. Украинцы чаще всего подают документы на визу именно в консульства и визовые центры Польши, и именно в Польшу чаще всего хотят приехать на учебу, работу или просто как туристы либо с деловым визитом. Количество визовых заявлений в несколько раз больше, чем пропускная способность польских консульств и визовых центров. И если бы Польша и в дальнейшем выдавала преимущественно краткосрочные визы сроком до одного года, как это было до 2013 г., никакие организационные изменения не решили бы проблему очередей. Зато выдача пятилетней визы всем, кто имеет на это право (т.е. лицам с положительной визовой историей), в перспективе нескольких лет позволила бы ощутимо уменьшить спрос на Шенген-визу.

Ситуация в польских и в меньшей степени в чешских и венгерских консульствах явно неутешительна. Чтобы подать документы на польскую визу, недостаточно прийти с бумагами в консульство: сначала нужно зарегистрироваться на определенную дату на государственном сайте e-konsulat, которым управляет польский МИД. Проблема в том, что при попытке зарегистрировать на этом сайте визовую анкету система выдает: "Отсутствуют сроки до конца месяца". В следующем месяце - то же самое, даже если бы и день, и ночь сидел за компьютером. И так беспрерывно с 2012 г. И хотя иногда кому-то везет зарегистрироваться самостоятельно, подавляющее большинство украинцев все же вынуждены воспользоваться услугами посредников - официальных (визовых центров, деятельность которых также вызывает много предостережений), а нередко и полулегальных. Последние используют программистов, которые блокируют систему "е-консульство" ее перезагрузкой, чтобы никто не мог самостоятельно зарегистрироваться, и одновременно бронируют места в системе для клиентов офиса - визового посредника. Случались и прямые коррупционные скандалы при участии польских дипломатов, которых осудили за нелегальную продажу виз, в частности проституткам (вспомним скандал в польском консульстве в Луцке несколько лет назад).

Если послушать, что говорят люди в визовой очереди, выводы будут интересными и для официальной Польши весьма неутешительными. Предположение, которое чаще всего высказывают "простые украинцы", - это то, что польские дипломаты на этом зарабатывают и именно поэтому не заинтересованы в решении проблемы очередей. А еще - что Польша как бы только на словах поддерживает Украину, а на самом деле действует украинцам в ущерб и целеустремленно создает ей визовые барьеры. Почему? По мнению опрошенных в визовой очереди украинцев, возможные причины таковы: "Польша договорилась с Россией", "Это делается для того, чтобы остановить поток эмиграции украинцев в Польшу" или наоборот "Варшава договорилась с Киевом, чтобы создавать визовые проблемы и таким образом сделать невозможным бегство украинцев от призыва в армию", "Это польский ответ на чествование украинцами памяти Степана Бандеры".

А как ко всем этим проблемам и обвинениям относится МИД Польши? В течение лет польские дипломаты считали визовые проблемы надуманными и обвиняли в них всех (украинцев, подающих фальшивые данные о цели путешествия, нечестных посредников и т.п.), кроме самих себя. На все вопросы и обвинения - один ответ: "Польша больше всего выдает визы украинцам". Но именно в этом и проблема: дипломаты и чиновники МИДа и консульств были настроены на искусственную статистику, а чем короче срок визы, тем больше шансы похвастаться очередным рекордом вроде: "Польша выдала виз больше всех в мире".

Как координатор кампании "Пятилетние визы для украинцев и белорусов" в 2013 г. я потратил несколько месяцев на переписку с МИДом, польскими депутатами, журналистами и неправительственными организациями, дабы выяснить, что дело не в визовых рекордах, а в том, какой процент от общего количества виз составляют визы сроком действия 2–5 лет, а главное - пятилетние. В конце концов, МИД перестал отвечать на вопрос журналистов и активистов о том, почему консульства выдают так мало пятилетних виз. Ситуацию спасли депутатские запросы польских парламентариев с требованием, чтобы Польша выдавала больше пятилетних виз и таким образом разгрузила очереди в консульства. Этих запросов на протяжении 2013–2015 гг. было несколько десятков. Они поступали от депутатов практически из всех партий (что интересно - кроме Польской крестьянской партии PSL). Активнее всех о пятилетних визах спрашивали Марцин Свенцицкий, Ева Колодзей, Мирослава Никель ("Гражданская платформа"), Малгожата Госевска и Мария Зуба ("Закон и справедливость").

Под давлением депутатских запросов МИД Польши таки изменил свою политику и утвердил решение относительно выдачи по возможности большего количества виз на 2–5 лет.

Вот выписка из письма, которое я недавно получил от заместителя директора консульского отдела МИДа Мирослава Ставского:

"Начиная с 2013 г., польские консульские учреждения используют практику выдачи двухлетних виз лицам, являющимся участниками путешествия с туристической целью. Для этого достаточно, чтобы лицо, заявляющее о туристической визе, до того правильно использовало по крайней мере две Шенген-визы, одну из них польскую. Независимо от указанного выше, консул в каждом индивидуальном случае может принять решение о выдаче многоразовой визы сроком действия 6 месяцев - 5 лет, если на основании анализа визовой истории и приобщенных документов признает, что соблюдены условия, установленные в ст. 24 п. 2 Европейского визового кодекса. Консулы РП в Украине и Беларуси широко пользуются этой возможностью.

Описанные выше действия принесли ощутимый результат в виде динамического роста количества многолетних Шенген-виз. В период с января по июнь 2015 г. в Украине выдали
201 218 Шенген-виз типа С, из них многолетних виз (сроком 2–5 лет) - 91 256, что составляет 45% всех выданных виз С. За этот же период 2014 г. этот процент составлял 44%
(тогда как в прошлые годы, до 2013-го, - всего десять с небольшим процентов. - Я.Л.). Зато в Беларуси за период январь-июнь 2015 г. процент виз со сроком 2–5 лет составлял 27%. В аналогичный период 2014 г. это было 5%".

Такие данные и выводы приведены и в ответе МИДа на депутатский запрос Евы Колодзей относительно визовых проблем вообще и пятилетних виз в частности (его можно найти на официальной странице Сейма). Этот документ следует распечатать и приобщать к визовым заявлениям всем, кто имеет положительную визовую историю и хочет получить двух- или пятилетнюю визу. Ведь при всем том, что можно прочитать в официальных письмах от польского МИДа, практика на уровне консульств и визовых центров все еще большей частью противоположная. А сами украинцы зачастую не знают, что имеют право на пятилетнюю визу.

Я часто получаю письма от украинских граждан, которые пишут, что приведенные выше стандарты не исполняются, по крайней мере в их случае. "У меня положительная визовая история, использовал уже семь Шенген-виз и всегда возвращался своевременно, не нарушал законодательства. Хотел получить пятилетнюю визу, а дали только на полгода". Или: "Я хотел подать документы на пятилетнюю визу, но пани в визовом центре вообще отказалась их принять. Она сказала, что максимальный срок - один год, и больше даже физически нельзя вписать в бланке. Так что то, что вы пишете о пятилетних визах, - это полный бред, такого не бывает", - пишут заявители. Хотя есть и другие отклики. "Я выпускница украинского вуза, имела всего две Шенген-визы, а теперь получила польскую визу на четыре года. Без какой-либо протекции и взяток. Так что новые правила действительно действуют", - написала мне пани Оксана из Тернополя.

Фактом является то, что Польша таки покончила с практикой искусственной статистики, и теперь МИД хвастается не общим количеством выданных виз, а процентом виз сроком действия 2–5 лет: "В 2014 г. таких виз было 44%, в первой половине 2015-го - 45%, в 2016-м, возможно, удастся перейти показатель 50%, а еще в 2013 г. это было всего более десятка процентов". И хотя здесь также есть множество возможностей для манипуляций (например, во внимание принимают только визы, выданные в консульствах, а в визовых центрах - нет), сам подход уже радует. Ведь критерием оценки "визовой либерализации" уже является не общее количество виз, что побуждало консулов выдавать визы, действительные месяц или максимум год, а процент 2–5-летних виз от общего количества выданных виз. И тут следует отметить еще одну победу: ведь сначала в МИДе к многолетним причисляли также визы годовые, что искусственно увеличивало статистику. После протестов активистов польской кампании за пятилетние визы МИД начал считать многолетними только визы более чем на два года.

Два-три года - это минимум, в течение которого нужно ожидать, чтобы последовательная практика массовой выдачи пятилетних виз дала эффект в виде существенного уменьшения очередей. В случае польских Шенген-виз этот эффект будет заметным, вероятнее всего, в 2017–2018 гг., и то при условии, что приоритет для пятилетних виз действительно будет соблюден, что не очевидно.

Есть еще одна проблема. Украинцы и белорусы готовы даже дать 300 евро взятки посредникам и иметь именно польскую визу, вместо того, чтобы поинтересоваться возможностью получить Шенген-визу какого-то другого государства Центральной Европы. Хотя иногда дешевле просто честно заплатить за недельный отдых в словацких горах, действительно туда поехать и на этом основании получить 2–5-летнюю словацкую Шенген-визу. По которой потом можно ездить не только в Польшу, но даже в Исландию или Норвегию. То же самое можно сказать и о Словении, которая охотно, в большей степени, чем Польша, выдает пятилетние визы даже тем, кто едет к ним просто на недельный отдых (конечно, при условии, что уже имеет положительную визовую историю в других странах). Очередей за визой нет также в консульствах Литвы, Латвии и Эстонии.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме