29—30 апреля в Варшаве состоялось 5-е заседание Польско-Украинской постоянной конференции по вопросам европейской интеграции, являющейся продолжением цикла двухсторонних встреч, посвященных обмену опытом обеих стран в сфере интеграционных процессов. Согласно официальному сообщению пресс-службы польского МИД, эта встреча, на которой председательствовали госсекретари по вопросам евроинтеграции польского и украинского дипломатических ведомств Данута Хюбнер и Александр Чалый, должна была стать «обзором практического состояния польско-украинского сотрудничества во всех связанных с процессом европейской интеграции областях, подготовки Польши к интеграции в ЕС и последствиям, которые это будет иметь для отношений с Украиной, а также предоставления помощи в адаптации Украины к нормам и критериям ЕС».
Двухсторонние польско-украинские встречи, посвященные этой проблематике, начались в апреле 1999 года по инициативе тогдашнего министра иностранных дел РП Бронислава Геремека. На предыдущих заседаниях конференции рассматривались гармонизация правовых систем, трансграничное сотрудничество, опыт в сфере проведения административной реформы и региональная политика ЕС. Однако со временем в проведении встреч возникла затяжная пауза — 5-е заседание конференции организовали после почти двухлетнего перерыва. Данута Хюбнер высказала предположение, что причина этого, возможно, в «несовершенной форме сотрудничества».
Как отмечалось в пресс-релизе украинского посольства, «основная задача двухдневного заседания — поиск путей обеспечения синхронизации вступления Польши в ЕС и обретения Украиной статуса ассоциированного члена в Евросоюзе». На открытии пленарного заседания Данута Хюбнер сформулировала заинтересованность Польши довольно четко: «Мы беспокоимся, чтобы наше членство в ЕС не сказалось отрицательно на экономическом сотрудничестве с Украиной».
По завершении рабочего заседания конференции был подписан общий протокол. На пресс-конференции после подписания протокола Д.Хюбнер подтвердила предыдущие декларации польской стороны о том, что «Польша приложит все усилия, только бы будущая восточная граница Европейского Союза не разделяла, а объединяла наши страны».
В целом же протокол содержит определенные конференцией задачи, стоящие перед Польшей как будущим членом Европейского Союза и Украиной — будущим соседом ЕС, в перспективе вероятного расширения ЕС. Участники заседания подтвердили, что тематика европейской интеграции должна стать приоритетом двухсторонних отношений.
Согласно официальным сообщениям, протоколом также предусмотрено: «принятие мер с целью активизации сотрудничества между Украиной и Вышеградской группой в направлении европейской интеграции; активизация деятельности, направленной на передачу Украине польского опыта в сфере системных социально-экономических преобразований; принятие мер по налаживанию тесного сотрудничества между законодательными органами Украины и Польши на уровне Комиссии по вопросам европейской интеграции, а также польско-украинской и украинско-польской межпарламентских групп Верховной Рады Украины и Сейма РП для ускорения процесса приближения украинского законодательства к нормам ЕС; решение о заключении в рамках положений Шенгенского соглашения договоренности о создании максимально либеральных условий будущего визового режима для пересечения украинско-польской государственной границы физическими лицами». В завершающем документе 5-го заседания конференции также речь идет о необходимости «обеспечить завершение процесса составления протокола о доступе к рынкам товаров и услуг, который будет реальной поддержкой вступления Украины в Всемирную организацию торговли (WTO) и создаст благоприятные условия для польско-украинского торгового обмена».
Нетрудно увидеть, что в этой части протокол представляет лишь перечень «добрых намерений», поскольку в той или той форме все это декларировалось и раньше — проблема лишь в том, как этого достичь на практике. К примеру, как убедить Вышеградскую группу, если ни Чехия, ни Венгрия не собираются становиться «адвокатами» интересов Украины. К тому же после конфликтов, вызванных введением «карты венгра» и заявлениями премьера Виктора Орбана о необходимости упразднения Чехией декретов Бенеша, непонятной остается перспектива самой Вышеградской группы. Вопрос визового режима для восточных соседей также еще не закрыт в разговорах Польши с ЕС. А что касается польского опыта в сфере социально-экономических преобразований, то его успешность в самом польском обществе сейчас подвергается серьезной ревизии. И если в целом успешные социально-экономические изменения в Польше очевидны, то в сферах, упомянутых Д.Хюбнер на пресс-конференции, не все так гладко. Сомнительно-полезным может быть польский опыт в области «энергетической безопасности», поскольку наш западный сосед почти полностью зависит от поставок российского газа. Попытки «диверсификации» источников поставок энергоносителей, которые предприняло предыдущее правительство, подписав «газовые» соглашения с Данией и Норвегией, сегодняшним Кабинетом министров уже практически сведены на нет. Социальная политика Польши также принадлежит к наиболее раскритикованным «достижениям» 3-й РП. Не стоит забывать, что средний показатель безработицы в Польше — около 18%, а для 10 млн. поляков (из 38 млн. населения) разного рода «социальная помощь» является единственным или основным источником существования.
Среди содержащихся в протоколе «конкретных» предложений — «благоприятствование развитию панъевропейского транспортного коридора № ІІІ (Берлин—Дрезден—Вроцлав—Львов—Киев), а также международного транспортного коридора «Черное море—Балтийское море» (Одесса/Ильичевск — Гданьск/Гдыня). Стороны будут рассматривать это как деятельность, направленную на увеличение перевозок, адаптацию транспортной инфраструктуры к международным стандартам и интеграцию транспортных систем Украины и Польши в транспортную систему Европейского Союза». Кроме того, заявил журналистам А.Чалый, польская сторона собирается оказать содействие в организации встречи глав МИД стран — кандидатов в ЕС в Киеве в 2003 году.
Во время своего варшавского визита А.Чалый также встретился с госсекретарем Министерства экономики Польши А.Шараварским и председателем комиссии по иностранным делам Сейма РП, членом польской делегации в ПАРЕ Е.Яскерней.
На встрече с А.Шараварским члены украинской делегации подчеркивали, что вступление Украины в ВТО является не только необходимым условием обретения ею ассоциированного статуса в ЕС, но и приоритетной задачей внешнеэкономической политики Украины. Именно для этих процессов, как и для развития украинско-польского экономического сотрудничества, большое значение имеет согласование тарифных предложений и подписание двухстороннего протокола относительно доступа Польши к рынку товаров и услуг в Украине.