Последние данные от Службы статистики ЕС Eurostat показали, что количество украинцев, получивших вид на жительство в Евросоюзе за последний год, больше, чем представителей других наций, не являющихся членами Евросоюза.
Примерно 662 тыс. украинцев получили такое разрешение в ЕС только в 2017 году. Количество украинцев, интегрирующихся ежегодно в Евросоюз, таким образом приблизительно эквивалентно населению Черногории - официального кандидата на членство в ЕС и новоиспеченного члена НАТО.
Европейские страны, помимо Польши и других государств - традиционных целей трудовых мигрантов из Украины, все больше начинают ценить качество труда украинцев, предоставляемых ими услуг, их приспособляемости и любезности. Некоторые страны даже планируют в дальнейшем открывать свои рынки труда специально для квалифицированных мигрантов. Например, в Германии обсуждается (правда, конечно, не совсем из альтруистических соображений) новый закон об иммиграции. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в последующие годы. Более того, существует вероятность того, что Великобритания после Брекзита сможет в будущем принимать украинских трудовых мигрантов в соответствии с правилами, которые будут распространяться и на других европейцев.
Для сотен тысяч украинцев такие европейские свободы, как право работать на законных основаниях, долгосрочное проживание и предоставление своих услуг во всем ЕС, как и в Европейской экономической зоне, обретают реальность. Эти права известны как свобода перемещения рабочей силы и услуг Европейского единого рынка. Они включают право на проживание для лиц с независимыми финансовыми возможностями.
Однако этот специфический тип европейской интеграции Украины по-прежнему в значительной степени является односторонним движением. В противоположном направлении, то есть из ЕС в Украину, притока переселенцев, студентов и рабочей силы очень мало. Одной из причин, препятствующих трудовой и другой иммиграции жителей ЕС и других западных стран в Украину является то, что для получения вида на жительство и разрешения на работу требуется множество документов. Украинская иммиграционная политика в целом, конечно, является либеральной по отношению к заявителям из стран Западной Европы. Тем не менее, громоздкие украинские процедуры получения одногодичного или десятилетнего вида на жительство на сегодняшний момент являются серьезным испытаниями, к которым большинство граждан ЕС не привыкли ввиду отсутствия таких бюрократических преград внутри Евросоюза.
Например, для подачи заявки на временное проживание в Украине требуется не менее 9 различных документов, причем получение некоторых из них требует дополнительных ходатайств и документов. Эти и похожие проблемы усугубляются некоторыми, скажем так, "особенностями" постсоветской бюрократической системы Украины. В результате граждан ЕС, поселившихся в Украине даже на ограниченный срок, немного.
Недавно Украина начала процесс изменения своей Конституции (22 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о внесении изменения в Конституцию в части закрепления стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Евросоюзе и НАТО), чтобы подчеркнуть еще более демонстративно, чем раньше, свое стремление полностью интегрироваться в ЕС и НАТО. Украинские политики, активисты, интеллектуалы и дипломаты продолжают еженедельно заявлять о желании Украины ускорить процесс полного включения в ключевые организации Запада. Однако постепенное вхождение Украины в западные структуры зависит не только от такого рода фундаментальных геополитических шагов и связанной с ними технической оценки Брюсселем того, сколько европейских стандартов было претворено в жизнь Киевом в результате проведения насущных внутренних реформ.
Европейская интеграция также является процессом, который Украина может развивать на уровне жизни граждан ЕС в Украине. Более того, Киев может самостоятельно, независимо от Брюсселя, путем изменения прерогатив, формулировки и практики своей иммиграционной, внешней, рыночной, демографической и других видов политики способствовать своему сближению с Брюсселем как штаб-квартирой ЕС и НАТО. Более того, это может быть сделано задолго до начала переговоров Украины о вступлении в Европейский Союз и Североатлантический альянс.
После Оранжевой революции в 2005 году Украина приняла одностороннее решение об отмене визового режима для краткосрочных визитов граждан ЕС и некоторых других стран. Спустя двенадцать лет, в 2017 году, ЕС, в свою очередь, разрешил гражданам Украины свободно перемещаться на краткосрочной основе в пределах Шенгенской зоны. Так называемый План действий по либерализации визового режима, ведущий к этому долгожданному результату, правда, не был проектом, зависевшим только от украинских регуляторных правил для иностранных граждан. Однако ускорению реализации этого Плана, бесспорно, помогло то, что Киев мог указывать Брюсселю на уже либерализованные правила въезда в Украину для владельцев паспортов ЕС.
После этого позитивного опыта настало время для Киева сделать следующий шаг - в чем-то напоминающий украинское одностороннее решение 2005 года - для привлечения европейцев в Украину, для постоянной интеграции страны в европейские процессы и для подготовки вступления Украины в ЕС. Это может также касаться граждан других дружественных стран, таких как США, Канада, Швейцария, Норвегия или Австралия. Верховная Рада могла бы облегчить выдачу разрешений жителям Запада, рассматривающим возможность проживания, учебы и/или работы в Украине на временной или постоянной основе.
По разным соображениям Киев мог бы в одностороннем порядке предоставить всем гражданам ЕС и некоторых других стран свободу передвижения рабочей силы и услуг, предусмотренную в рамках Единого европейского рынка, к которому Украина стремится присоединиться в любом случае. Это разрешение для определенных иностранцев включало бы право жить в Украине как лицо с независимыми финансовыми возможностями, т.е. разрешение, являющееся одной из базовых привилегий европейского гражданства.
Эти свободы и права для граждан Запада могли бы быть предоставлены Верховной Радой новым отдельным законом, в котором подчеркивались бы интеграционные амбиции Украины касательно ЕС и НАТО. В этом законе могли бы быть сформулированы права, аналогичные применяемым к людям, перемещающимся в пределах ЕС. Это означало бы, что этими правами можно было бы пользоваться без какой-либо подачи заявления на вид на жительство, а просто предоставив действительный паспорт государства - члена ЕС или паспорт другой дружественной страны и совершив регистрацию по месту проживания в Украине. Такая простая процедура позволила бы гражданам ЕС и некоторых других западных стран начать работать в качестве сотрудников в украинских компаниях, создать свой бизнес, учиться в украинских учебных заведениях, работать фрилансерами, жить в Украине на своей иностранной пенсии и тому подобное, а также платить налоги украинскому государству.
Такое благородное правовое регулирование не только облегчило бы жизнь западным друзьям Украины, которые хотели бы находиться какое-то время или даже навсегда осесть, например, в Киеве, Львове, Одессе или Харькове. Принятие такой политики также принесло бы непосредственную пользу Украине. Украина в настоящее время каждый год теряет сотни тысяч людей как из-за отрицательного коэффициента рождаемости и высокой смертности, так и в связи с большой эмиграцией украинцев - и не только на Запад. Таким образом, новые жители из ЕС и других дружественных стран помогли бы смягчить нарастающий ежегодно демографический дефицит Украины.
Когда въезд и выезд станет простым делом для европейцев и американцев, это будет способствовать интенсификации экономического обмена с Западом. Прямые иностранные инвестиции будет легче осуществить, если предприниматели, менеджеры или даже целые компании смогут без бюрократических преград перемещаться из ЕС в Украину. Простое правовое формулирование иммиграционного и трудового законодательства для иностранных граждан сделает более благоприятным экономический климат в стране, косвенно поможет созданию новых рабочих мест в Украине для ее граждан и будет означать увеличение притока твердой валюты из ЕС в Украину. Западные граждане в Украине будут требовать от украинских правительственных учреждений, коммерческих компаний, медицинских учреждений, государственных или частных школ и многих других инстанций внимания, подотчетности, надежности и прозрачности на том же уровне и того же качества, что и в родных для них странах, что будет способствовать улучшению стандартов услуг и обслуживания в Украине.
Более того, представители западных стран, переехавшие в Украину на длительный период, постепенно изменят отношение к Украине на своей родине и, соответственно, ее имидж на Западе. Граждане ЕС, проживающие в Украине, будут позитивно, авторитетно и реалистично доносить сведения об украинской действительности своим соотечественникам. Больше людей с Запада будут приезжать в Украину как туристы, посещая своих родственников и друзей, живущих в Украине. Эти визитеры также будут способствовать улучшению имиджа Украины за рубежом. Таким образом, Украина постепенно стала бы частью ментальной карты Европы для граждан ЕС.
Большее количество граждан из Европы и Северной Америки, проживающих в Украине, приведет к расширению возможностей для украинских граждан практиковать и изучать языки ЕС - английский, французский, испанский, немецкий и др. Открытость Украины к европейским иммигрантам продемонстрирует ЕС, что она является проевропейской страной, предоставляющей широкие возможности гражданам государств Союза. И самое главное - более активный обмен между Украиной и странами ЕС даст возможность рассчитывать на широкое вовлечение европейцев в противостояние Украины существующим политическим и экономическим вызовам.
И последнее, но не менее важное: иммиграция из стран Евросоюза будет имеет также значение в контексте геополитики и безопасности Украины. Если десятки тысяч граждан ЕС по разным причинам переедут в Украину, чтобы работать, учиться и жить в ней, то это значительно повысит интерес правительств их родных стран к стабильности и позитивному развитию украинского государства. Когда предприниматели, специалисты, студенты и пенсионеры из ЕС будут на постоянной основе находиться в Украине, это сделает их безопасность и, следовательно, стабильность Украины более насущной задачей для Брюсселя и стран - членов Евросоюза.
Удивительно, что украинское общество, учитывая как ужасающую демографическую статистику страны, так и ее европейские и атлантические амбиции, еще не обсуждало такой легкий и важный шаг к одновременному обеспечению целого ряда своих неотложных национальных интересов. Разумеется, подобные меры, как и все реформы по либерализации жизни, также будут создавать некоторые проблемы. Расширение свободы никогда не происходит без обратных эффектов. Западная иммиграция, например, будет увеличивать конкуренцию в определенных секторах трудового рынка или сможет способствовать повышению арендной платы и цен на недвижимость в некоторых привлекательных районах крупных украинских городов. Можно также представить, что представители криминалитета из ЕС попытаются спрятаться в большой европейской стране, которая пока еще не является членом ЕС, но где предоставлены все права для проживания.
Тем не менее, такого рода негативные моменты также могут иметь последующие положительные последствия. Например, правоохранительные органы Украины и ЕС должны будут сотрудничать более тесно, чем сегодня, в совместном поиске и привлечении к ответственности беглецов из ЕС на украинской земле. Это, в свою очередь, будет способствовать европейской интеграции Украины в сфере безопасности. Более высокая конкуренция на трудовом, квартирном, земельном и других рынках благодаря иммиграции с Запада будет в ущерб отдельным украинским гражданам, но усилит экономику Украины в целом.
Положительные результаты открытия Украины для западных граждан намного перевешивают его возможные негативные последствия. Сегодня Украина находится в особенно сложной ситуации. Актуальность и сложность задач, стоящих перед страной, требуют особо резких и даже экстраординарных решений. Приглашение граждан из ЕС и других дружественных стран переселиться в Украину является очевидным способом для украинцев сократить, смягчить или нейтрализовать некоторые из ее самых сложных проблем, связанных с демографией, безопасностью и экономикой. По этим причинам реформа иммиграционной политики Украины в отношении граждан западных стран должна быть принята Верховной Радой - лучше раньше, чем позже.