Саммит «группы восьми», состоявшийся 8—9 июня на Си-Айленде, штат Джорджия, США, продемонстрировал переходный характер данного формата сотрудничества сильных мира сего. Действительно, присутствие России при отсутствии Китая выглядело уже скорее курьезом, чем естественным наследием «холодной войны».
То, что когда-то было «большой семеркой» (Great 7), теперь называется «группой восьми» (Group 8), что явно подчеркивает изменение качества данного формата диалога после присоединения к нему России. Каким будет статус группы мировых лидеров после присоединения в перспективе Китая и Индии (о чем настойчиво говорилось на саммите), пока неизвестно. Известно, однако, что, вопреки распространенному скепсису, «группа восьми» по-прежнему нужна тем, кто вхож в этот клуб. В первую очередь Соединенным Штатам, которым важны любые формы легитимации мирового лидерства в условиях, когда это лидерство вызывает определенный (и даже нарастающий) дискомфорт среди конкурентов. Не в последнюю очередь G8 важна для России, для которой она является единственной формальной зацепкой за одно из лидирующих мест в «многополярном мире», в котором Москва стремится быть одним из равноправных центров. Не лишним этот формат является и для Евросоюза, имеющего в G8 целых четыре места (Германия, Британия, Франция, Италия) из восьми, не считая неформально признаваемого места главы Еврокомиссии, который де-факто также принимал участие в саммите. Хотя очевидно, что, несмотря на численный перевес, далеко не ЕС является владельцем «контрольного пакета» «восьмерки». Де-факто лидерство трансатлантической связки США — Британия в «восьмерке» все еще остается актуальным.
Президент США выглядел не только формальным, но и фактическим хозяином мероприятия, выступив главным «провайдером» повестки дня саммита. Ключевым вопросом, как и ожидалось, был Ирак, новый легитимный президент которого Гази Аджиль аль-Яур также участвовал в саммите и даже фотографировался с мировыми лидерами. «Еще полтора года назад я не верил, что когда-нибудь буду сидеть рядом с президентом свободного Ирака», — говорил о своем визави президент Буш, скромно умалчивая о роли своей страны в карьере этого достойного лидера.
Впрочем, политический пакет США явно выходил за рамки одного лишь Ирака. Администрация Буша предложила комплексную программу пацификации и демократизации Ближнего Востока через создание системы финансовых и организационных механизмов влияния на регион — концепцию «Большого Ближнего Востока». Целью программы является минимизация всех типов угроз, исходящих ныне из региона, создание предпосылок долгосрочной стабилизации на основе демократического выбора и соблюдения минимального набора «правил игры» на внутренней и международной арене.
Как и за любой подобный масштабный проект, за «Большой Ближний Восток» нужно будет платить. Причем, по инициативе Вашингтона, всем богатым, ответственным и справедливым мировым лидерам, независимо от их участия (неучастия) в нынешней иракской коалиции под эгидой США. В частности, инициаторы проекта предложили создать фонд содействия частному предпринимательству в Ираке с объемом средств в 100 млн. долларов.
Конечно, такая позиция не слишком радует вчерашних оппонентов Буша по Ираку. Франция и Германия особо не горят желанием подключаться к новому этапу ближневосточного проекта США после того, как их мнение было проигнорировано на первом этапе. Россия вообще считает несправедливым осуществлять серьезные денежные вливания в регион, который благодаря своей нефтеносности вовсе не относится к безнадежно бедным, чтобы применять к нему те же подходы прямой помощи, характерные для политики Запада в отношении беднейших государств Африки, переживающих гуманитарные катастрофы. «Ближний Восток не беден, поэтому острой потребности предоставления денег нет» — такова позиция оппонентов проекта. «Да», — согласился Буш и привёл пример Усамы бин Ладена.
В общем, излишнего желания платить никто не испытывает, хотя публичное несогласие высказал только президент Путин, отказавшись делать взносы в соответствующий фонд. Комментируя это, помощник президента РФ Андрей Илларионов заметил, что позиция Москвы может измениться, но для принятия положительного решения необходима полная прозрачность процедур поступления и расходования средств.
В результате по проекту «Большой Ближний Восток» были приняты политическая декларация и план действий. «Мы провозглашаем свою поддержку демократическим, социальным и экономическим реформам, исходящим из данного региона», — говорится в документе. Участники «восьмерки» подчеркнули, что «успешные реформы могут исходить только из самого региона, а перемены не могут навязываться извне». Также члены G8 пообещали «уважать уникальность и своеобразие каждой страны, но не в ущерб реформам». Очевидно, что такой подход является максимально компромиссным для инициаторов проекта, однако однозначного энтузиазма в среде потенциальных «клиентов» он не вызвал. Иллюстрацией скепсиса можно считать и неприезд на саммит некоторых лидеров Средиземноморского региона, в частности наиболее экономически «продвинутых» Марокко и Туниса. Для этих стран, работающих с Евросоюзом в рамках «Европейской политики соседства» и Барселонского процесса, перспективы «Большого Ближнего Востока» оказались не слишком привлекательными.
США выступили также за максимальное списание внешнего долга Ирака, однако и здесь партнеры по «восьмерке» предлагали более осторожный подход, с учётом потенциальных возможностей Багдада как одного из лидеров мирового рынка нефти. Кстати, среди членов G8 самым крупным кредитором Ирака является Япония (более четырех миллиардов долларов), тогда как доля США — лишь около двух миллиардов долларов. В целом же даже синхронное решение «восьмерки» о списании долгов не решило бы всех финансовых проблем Ирака, поскольку значительная часть долга размещена вне «восьмерки» и вне Парижского клуба, а среди соседей Ирака — нефтеносных стран Персидского залива. «Сокращение долгов крайне важно для того, чтобы иракский народ получил возможность построить свободную и процветающую страну», — указано в декларации саммита, хотя стороны лишь приступили к переговорам о сроках и условиях решения долговой проблемы. Не исключено, что часть долга спишут уже в 2004 году.
Успехом России можно считать решение участников саммита поддержать стремление РФ к членству в ВТО и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Действительно, пребывание одного из членов элитного клуба вне рамок этих институтов все более выглядит анахронизмом, поэтому не следует удивляться, если в ближайшие месяцы темпы продвижения России к ВТО вновь ускорятся (кстати, вспомнят ли в этой связи в Кремле о ЕЭП и давней идее синхронизировать политику в отношении ВТО в рамках этого альянса?).
Свидетельством условности заявленного формата («восьмерки») можно считать и многочисленных лидеров стран Азии и Африки, которые присутствовали на отдельных заседаниях форума, посвященных специфическим проблемам регионов. Проблема бедности и экономических диспропорций рассматривается мировыми лидерами как всё более опасная, поскольку именно бедность и бесправие граждан оценивается ныне как один из основных факторов формирования социальной базы международного терроризма.
Проблема ответственности политических режимов беднейших стран третьего мира тихим упреком витала над Си-Айлендом. Об этом не слишком принято говорить публично, но аналитики считают гангстеризацию власти и тотальную коррупцию политических систем в отсталых странах одним из главных факторов углубления экономических диспропорций в мире. Для оказания эффективной экономической помощи недостаточно одной лишь воли богатых стран предоставлять ее: необходима также готовность и способность правительств стран-реципиентов эффективно распределять и использовать эту помощь в общенациональных интересах, а не для обогащения правящих элит. На этот аспект было недвусмысленно указано лидерам стран Африки, традиционно призывающих к увеличению международной помощи бедным странам.
Не следует забывать и о светской компоненте подобных форумов. Здесь были и «альтернативный» саммит, проведенный первыми леди стран «восьмерки» (о принятых там решениях не сообщается). Были торжественные ланчи, ужины и фотографирование на пляже. Были поездки специальными электромобилями, настолько простыми в управлении, что лидеры Германии, Италии и России обошлись без водителей, самостоятельно управляя транспортными средствами, окрашенными в национальные цвета своих стран. К счастью ли, к сожалению ли, но столь же простых инструментов управления миром до сих пор не изобретено, в чём в который раз убедились авторитетные лидеры ведущих наций.