Странное впечатление осталось о визите в Киев новоназначенного министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
При желании в его приезде можно увидеть определенную символику. Дескать, есть некая знаковость в том, что свой первый визит российский министр совершил в Украину. На этом, кстати, акцентировал внимание сам Сергей Лавров. С другой стороны, в Киеве глава российского внешнеполитического ведомства пробыл всего полдня, и после встречи с Леонидом Кучмой сразу же отправился в Дублин, где у него были запланированы переговоры с «тройкой» Европейского Союза. И это тоже символично. Как не может пройти мимо внимания и то, что во время этого мимолетного пребывания российского дипломата в украинской столице на переговорах с участием министров детально не был обсужден ни один вопрос из области двусторонних отношений и не были достигнуты какие-либо договоренности. Не считая, конечно, того, что главы внешнеполитических ведомств, наметив ряд переговоров на уровне экспертов по наиболее проблемным вопросам двусторонних отношений, приняли решение провести 28 мая очередное совместное заседание коллегий двух министерств.
Впрочем, не исключено, что на закрытой встрече с Леонидом Кучмой Сергей Лавров имел более предметную и менее формальную беседу, поскольку в комментарии пресс-службы украинского Президента недвусмысленно сказано о том, что «стороны обсудили вопросы синхронизации ратификации межгосударственных соглашений». (Речь идет о договорах по сухопутному участку украинско-российской границы и сотрудничеству в Азовском море и Керченском проливе, а также о соглашении по формированию ЕЭП.) Тем более, как заявил российским журналистам перед приездом в Киев сам Лавров, «Москва заинтересована в оперативной ратификации всех этих документов». Но какие-либо подробности встречи пресс-служба главы государства, увы, не сообщила.
Маловероятно, чтобы невнятный результат переговоров делегаций, возглавляемых министрами, устраивал представителей украинского дипломатического корпуса. Последние надеялись плотно «поработать» с новым главой внешнеполитического ведомства России над ключевыми проблемами украинско-российской «двусторонки» и обсудить разграничение азово-керченской акватории, раздел загрансобственности бывшего СССР, вопросы базирования ЧФ РФ в Севастополе и создания Ан-70.
Вместо этого большая часть двухчасовых переговоров с подачи Сергея Лаврова, старательно избегавшего детального обсуждения ключевых вопросов двусторонних отношений, пришлась на изложение позиций Киева и Москвы по международным проблемам: ситуация в Ираке, роль ООН и Североатлантического альянса в урегулировании кризисов, расширение ЕС и НАТО. Выбору этой тематики переговоров, кстати, косвенно способствовал и захват в заложники сотрудников российской компании «Интерэнергосервис», среди которых оказалось и пятеро украинских граждан. Впрочем, учитывая внешнеполитическую уязвимость Киева в преддверии президентских выборов, может, и к лучшему, что переговоры министров закончились без каких-либо обязывающих обе стороны договоренностей…
Более чем вероятно, что гости из Москвы сознательно акцентировали внимание на «международке». Для них не столько интересно было узнать позицию Киева в вопросах расширения НАТО и ЕС, сколько, в свою очередь, донести до украинцев мнение Кремля. Например, в отношении расширения Североатлантического альянса и меморандума о быстром доступе сил НАТО на территорию Украины. И если в Белокаменной, сцепив зубы, уже как свершившийся факт воспринимают вхождение в политико-военную организацию семи новых членов, то, судя по тому, с каким азартом обсуждается меморандум, российская сторона до сего времени с негодованием относится к ратифицированному Верховной Радой, по сути, техническому документу. И это, несмотря на то, что неделю назад, во время визита в Москву генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера, российское руководство само согласилось разрешить транзит войск альянса через Россию.
Похоже, россиян серьезно задело, что страна, продекларировавшая намерение стать членом Североатлантического альянса, не посоветовалась с Москвой в отношении ратификации меморандума. И хотя Константин Грищенко в очередной раз пояснил своему российскому коллеге, что этот документ регулирует технические вопросы проведения международных учений и транзита военных, реакция Лаврова была однозначно негативной. За точность цитаты не ручаемся, но общий смысл реплики российского дипломата, брошенной за столом переговоров, сводился к следующему: Украина оказывает большее содействие НАТО, нежели дружественному Черноморскому флоту России. И далее российский дипломат высказал озабоченность тем, что на украинской территории могут оказаться натовские военные, что не совсем соответствует интересам России, ведь в Севастополе — российская база. В свою очередь, хотим напомнить, что РФ и НАТО намерены в 2004 году подписать соглашение о возможности размещения на территории друг друга армейских подразделений и военной техники...
С другой стороны, очевидно, что тактика ведения переговоров, избранная россиянами, это следствие той реалии, которая существует сегодня в Киеве: украинско-российские отношения — это прерогатива администрации Президента Украины и лично главы государства, роль же МИДа сводится к технической функции. А значит, все вопросы, относящиеся к практической сфере двусторонних отношений, необходимо обсуждать на Банковой. Не случайно на переговорах с украинским министром Сергей Лавров не поднимал вопрос о Едином экономическом пространстве, что было бы логично в контексте обсуждения разграничения азово-керченской акватории. Зато эта тема обсуждалась на переговорах с Леонидом Кучмой. (Кстати, Лавров в Киеве еще раз подтвердил позицию российской делегации, что Россия не признает ныне существующую линию государственной границы в Керченском проливе.) Равно как не случайно и то, что Грищенко на переговорах намеренно старался не заострять внимания на некоторых вопросах двусторонних украинско-российских отношений, когда видел нежелание россиян их обсуждать. И в этом случае остается загадкой, что же тогда будут обсуждать на своих ежемесячных рандеву Грищенко и Лавров, о которых они договорились еще во время своей встречи в Минске, если проблемные вопросы обсуждают эксперты, а президенты их решают?
Между тем, хотя на переговорах в Киеве и прозвучало очень много общих фраз, однако они все же продемонстрировали, что россияне хотели бы увидеть от Украины на международной арене. Как показали переговоры, в контексте расширения Европейского Союза россияне упорно добиваются от Киева принять принцип согласованности (!) действий с Российской Федерацией. Глава российской делегации, например, настойчиво предлагал украинскому министру одновременное подписание документов Украины и России с ЕС. (Впрочем, принцип согласованности россияне предлагают применить и в отношении переговоров двух стран по вступлению в ВТО, и в контексте отношений с НАТО.) И хотя перед визитом в Украину заместитель министра иностранных дел России Владимир Чижов убеждал журналистов, будто «недавно российская и украинская стороны пришли к выводу, что большинство озабоченностей Москвы и Киева в отношении расширения ЕС совпадают», похоже, что в вопросе принципа согласованности действий по всем вопросам дипломаты двух стран придерживаются все же диаметрально противоположных взглядов. Во всяком случае, Украина и ЕС уже парафировали протокол о присоединении десяти новых членов Евросоюза к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве.