В условиях заметного ухудшения геополитической обстановки вокруг нашей страны, возникновения принципиально новых вызовов и угроз, отказа от поддержки Украины ключевых западноевропейских игроков НАТО Германии и Франции, тревожного молчания на этом фоне Соединенных Штатов потенциальная роль Китая в глазах украинского военно-политического руководства резко возросла. Китай является могучим и практически самостоятельным центром влияния на планете, входит в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН, имеет самую многочисленную армию в мире (2,25 млн. военнослужащих), крупнейший внешнеторговый объем в
2,5 трлн. долл., рост которого достигает 30% в год. Еще у Китая необъятные технологические и геополитические амбиции. Первые настолько выросли, что их всерьез опасается Россия: если несколько лет назад Москва без колебаний продала Пекину корабельные версии ЗРС С-300, то ныне сильно сомневается в целесообразности поставки палубных истребителей Су-33. За китайскими разработчиками прочно укрепилась сомнительная слава успешного клонирования сложной военной техники. Что же до геополитики, то стоит лишь обратить взгляд в сторону китайской политики в отношении Пакистана: усиливая эту враждующую с Индией страну, Китай заметно ослабляет возможности маневра со стороны Дели.
Как раз эти амбиции и заинтересовали украинскую власть. Во-первых, Украине все еще есть что предложить Китаю в технологическом плане. А во-вторых, территориальные чаяния Китая на Дальнем Востоке вполне могут подтолкнуть Поднебесную на активное усиление Украины как антироссийского центра влияния на западном фронте. Разумеется, это теория. Но при определенных условиях она может наполниться практическим смыслом.
Инь и ян оружейной дружбы
Оружейная дружба Украины с Китаем до сих пор имела несколько составляющих. Первая, сегодня практически сошедшая на нет, включала в себя поставки завершенных образцов вооружений. Как это было со станциями пассивной радиоразведки «Кольчуга», партия которых была продана Пекину в 2002 году. Хотя порой КНР покупал и традиционную технику, такую как крупнокалиберные артсистемы 2С9 и даже БТР-70.
Вторая составляющая — важная, но почти не расширяющаяся, — поставки сложных агрегатов, как то: двигатели для авиационной техники, ракеты класса «воздух—воздух» Р-27 или газовые турбины для военных кораблей. Правда, кроме упомянутых узлов, нередки закупки других сложных агрегатов, таких как бомбосбрасывающие устройства (Красиловский агрегатный з-д), гидроакустические автономные станции и общие излучатели (НИИ гидроприборов) и т.д.
Наконец, третья — обмен знаниями и закупка изделий, несущих принципиально значимые ноу-хау для китайской стороны. Как раз эта составляющая становится для Китая основой двустороннего ВТС, а для Украины — зацепкой для поддержания политического интереса. Китай и без того периодически атаковал украинские технологии, не скрывая, что в основе желания Пекина заложена замена России как импортера в ряде высокотехнологических направлений. Так Китай довольно ловко обыграл сделку, в ходе которой недостроенный крейсер «Варяг» за смешную цену в 28 млн.долл. оказался в руках военных КНР. Украина пошла на официальную продажу Китаю технологий производства вышеупомянутых газовых турбин для военных кораблей. Также Китаю была продана технология производства ионно-плазменных двигателей к космическим аппаратам, укрепившая космические мышцы Пекина, затем — технология обслуживания двигателей боевых самолетов АЛ-31Ф.
Незаметно для себя Украина подошла к принципиально новому этапу сотрудничества с Китаем в военно-технической сфере. Именно Китай в дальнейшем может рассматриваться военно-политическим руководством страны как партнерская сторона при решении ряда первоочередных задач, связанных с интересами обороны и безопасности. К определенным достижениям тут следует отнести великолепно реализованный трехсторонний проект создания нового пакистанского танка Al-Khalid (проект МБТ-2000), в ходе которого Украина стала поставщиком наиболее сложного узла — моторно-трансмиссионного отделения. На очереди поставки ДВПК «Зубр». В начале июля 2009 г. «Укрспецэкспорт» подписал с минобороны КНР контракт на поставку НОАК десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» и передачу технической документации этих уникальных машин. Причем руководство Китая согласилось оплатить большую часть долгов Феодосийской судостроительной компании «Море». Ключевой момент этой сделки — выбор в партнеры Украины, а не России (хотя на сегодняшний день возможности РФ в этом секторе превышают украинские). К успешным можно отнести и ряд проектов в модернизации китайской авиатехники, где прочно закрепил свои позиции АНТК им. Антонова, в первую очередь в проектах самолетов ARJ 21 и Y8F600.
Китайский реверс
Принципиальное отличие Китая от России и Украины, оборонные предприятия которых порой идут в тандеме при выполнении тех или иных проектов для Поднебесной, состоит в следующем: 1. Китай создавал и создает собственные военно-технические школы в высокотехнологических кластерах; 2. Пекин постоянно совершенствует промышленную базу, на которой производится или будет производиться та или иная техника и вооружение. Эти два понятных и принципиально важных компонента — кадры и базы — обеспечат Китаю стратегическое преимущество, даже если отправная точка — экспортный образец ВВТ из России, Украины или другой страны — выглядела не такой яркой.
Изношенность оборонно-промышленных фондов в двух наших славянских странах весьма схожа и порой уже не позволяет создавать технические изделия, способные конкурировать с китайскими. Особенно в категории «эффективность—стоимость». Например, та же микроэлектроника и оптоэлектроника, датчики различных параметров, являющиеся по сути нервной системой любой модернизируемой и новой системы вооружений. И это доминирование над Украиной и Россией достигнуто лишь за счет закупки европейского высокотехнологического оборудования. Когда, образно говоря, огранка идеи в товар происходит не с помощью напильника, а с помощью автоматического станка с программным управлением.
Китай, закупавший долгое время многофункциональные истребители Су-27 по лицензии, наладил их производство и уже гордится собственной «сушкой», названной Shenyang J-11. Казалось бы, ахиллесова пята Китая — двигатели. Но он уже продемонстрировал собственную версию двигателя для замены российского АЛ-31Ф, который до сих поставлялся для собираемых в Китае Су-27. В феврале 2008 года представитель «Рособоронэкспорта» в КНР Андрей Плотников отмечал: «Прорыв в технологии производства двигателей позволил довести удельный вес китайских деталей и технологий с 70—75 процентов до более чем 90 процентов».
Как это связано с Украиной? Дело в том, что технологически Китай для себя уже разрешил многие задачи, связанные с созданием и развитием военной техники на базе советских образцов. При этом значительно укрепил научные и промышленные возможности, чтобы не только уйти от прошлой оружейной зависимости от России, но и по ряду направлений предложить альтернативные решения. Украинская сторона еще не в полной мере осознала, что этот процесс нужно использовать с максимальной пользой для себя. Например, в рамках разработки проекта «Корвет» для отечественных ВМС предлагалось установить на корабль артиллерийское вооружение именно китайского производства. А в январе этого года в ходе визита в Китай Юрию Еханурову, который был тогда министром обороны Украины, было предложено рассмотреть возможности двустороннего производства сверхзвукового учебно-тренировочного самолета L-15, который разрабатывался группой Hongdu, входящей в состав корпорации AVIC I. При этом важно знать: на L-15, как и на перспективном российском учебно-боевом самолете Як-130, устанавливаются двигатели АИ-222-25F с тягой до 4000 кг, разработанные ЗМКБ «Прогресс» и серийно производимые ОАО «Мотор Січ» совместно с ММПП «Салют». Так не имеет ли тот же L-15 с украинскими двигателями многообещающего будущего, если и другие проекты с Китаем будут избавлены от наносного идеологического песка, который уже не позволяет проворачиваться шестерням ВТС между Украиной и Россией? Говоря прямо, Украина может реализовать планы по решению актуальных военно-технических задач, взаимодействуя не с Россией, а с Китаем. Тезис может показаться спорным, но уточним: есть уже сформировавшаяся определенная схожесть в подходах к созданию и развитию ВВТ, созданная прошлым опытом взаимодействия китайцев и украинцев на базе советской техники, и потенциал для альтернативных стратегий.
Для начала выделим лишь несколько тем. Работы по модернизации тех же Су-27 — крайне актуальны для украинских ВВС. Так как ни по модернизации МиГ-29, ни по «сушкам» прогресса в переговорах с Россией нет. Но если для МиГ-29 — наиболее массового истребителя отечественных ВС — уже есть проект модернизации с участием только отечественных ремзаводов Минобороны и предприятий Минпромполитики, то по Су-27 такой удовлетворяющий набор подобрать не удастся. Показательно, что на этой неделе командующий Воздушными силами ВС Украины Иван Руснак заявил: «В конце 90-х — начале 2000-х годов Китайская Народная Республика купила у РФ большую партию самолетов типа Су-27 и Су-30МК, а также лицензии на их производство. Не секрет, что некоторые технологии ремонта этих самолетов и их двигателей были закуплены, как ни странно, в Украине. На наших предприятиях китайские специалисты учились методам ремонта этой техники». Вот теперь, кажется, пришло время и для китайского реверса в судьбе украинских Су-27.
Можно утверждать, что в дальнейшем именно Китай будет создавать главную конкуренцию России с поставками ЗРС ПВО большой дальности в те регионы, куда экспорт американских ЗРС Patriot невозможен по идеологическим соображениям. А Украина может в среднесрочной и долгосрочной перспективе рассматривать Китай как возможного партнера по модернизации систем ПВО в тех сегментах, где украинской стороне будет нужна реальная альтернатива братским российским предложениям.
Наконец, стоит вспомнить и о работах по созданию отечественных оперативно-тактических комплексов с дальностью действия до 300 км. Разработчики отечественного «Сапсана» уже заявляли, что он будет создаваться без участия России. Эти заявления были сделаны еще до того, как очертился круг потенциальных проблем при создании нового высокоточного оружия и получения ряда материалов. Для их решения может быть использован опыт и практика Китая. Когда Турция не смогла договориться с США о передаче турецкой стороне технологии производства американской многофункциональной ракетной системы M-270 MLRS, то партнером Анкары стал Пекин.
Конечно, можно предвидеть реакцию наших заводчан и конструкторов: никакая нам помощь не нужна, лишь дайте денег, а мозгов у нас хватит и так. Охотно верим. Но стоит помнить и о другом. О том, что стране нужен оптимальный путь достижения целей.