13 ноября Молдова избрала президента. По предварительным подсчетам голосов, 834 080 (52,11%) избирателей проголосовали за социалиста Игоря Додона, а 766 594 (47,89%) - за антикоррупционера Майю Санду.
Во втором туре разница между отданными за кандидатов голосами сократилась с 9 до 4%, что можно считать результатом успешной мобилизационной кампании, проведенную Санду между турами. Бывший министр образования, которую, по сравнению с лидером социалистов, можно считать новичком в избирательных кампаниях, показала, что за довольно короткий промежуток времени она может сплотить вокруг себя проевропейского избирателя и, что не менее важно, - евродепутатов и представителей политикума ЕС. Такой результат выборов также дает старт для развития партии Майи Санду "Действие и солидарность" и увеличивает ее шансы стать парламентской. Правда, время покажет, удастся ли Санду выступить единым фронтом с другими проевропейскими правоцентристскими силами и не потерять доверие граждан Молдовы и молдавской диаспоры, активное голосование которой во втором туре значительно увеличило количество отданных за нее голосов. Ведь парламентские выборы должны состояться в 2018 г., и сейчас никто не возьмется прогнозировать, насколько изменится политическая палитра Молдовы за этот промежуток времени.
"Что означает такой результат выборов в Молдове для Украины?" - этот вопрос на прошлой неделе ставили себе многие обозреватели, журналисты и эксперты. Большинство из них сфокусировали внимание на том, что "Молдова избрала пророссийского президента, который готов признать Крым российским". В контексте избрания президентом США Дональда Трампа, а президентом Болгарии - пророссийского кандидата социалиста Румена Радева такое позиционирование Игоря Додона использовалось как очередной неопровержимый довод победы России и, в частности, Путина. Кроме обозревателей, об этом заговорили в обществе, что может быть свидетельством неравнодушия украинцев к событиям в соседнем государстве. Однако кто из тех, кто так проникся избранием Игоря Додона президентом Молдовы, смог бы назвать имя настоящего президента южной соседки? А кто мог бы хоть как-то охарактеризовать его деятельность? Много ли писали украинские СМИ и эксперты о президенте Николае Тимофти?
Несмотря на внесенные в Конституцию изменения, вернувшие практику прямых президентских выборов в Молдове, полномочия президента не изменились. Игорь Додон будет иметь те же рычаги влияния, что и Николае Тимофти, а потому политическим ядром страны останутся правительство и парламент. Среди этих полномочий нет таких, которые позволят Додону перезагрузить внешнеполитический вектор движения Молдовы. Однако небывалое фокусирование отечественных и иностранных СМИ, освещавших ход президентской кампании, на геополитических прокламациях и обещаниях новоизбранного президента значительно увеличило политический капитал должности президента. Можно ожидать, что уровень внимания в ближайшее время не будет спадать. Как следствие - выступления на внешнеполитические темы, эпатажные заявления, заигрывание с Москвой и визиты в Кремль, которые уже помогли мобилизовать избирателей, могут стать основой политической повестки дня новоизбранного президента. Недостаток реальных рычагов влияния на ситуацию в Молдове даст ему также возможность увеличивать градус критики правительства, сделав проевропейский выбор правящей партии объектом нападок. С другой стороны, противостояние с Додоном будет выгодно и для Демпартии, которая может в дальнейшем углублять разлом между ветвями власти в геополитических категориях, позиционируя себя как партнера ЕС, а президента - как креатуру Кремля.
То, как воспользуются этим потенциальным поединком Майя Санду и проевропейская правая оппозиция, и какой будет позиция ЕС, будет определять уровень политической стабильности в государстве. В первые дни после второго тура сторонники Санду уже продемонстрировали готовность вернуться к уличным протестам в знак несогласия с нынешней политической ситуацией. Поэтому первое, что на самом деле означает для Украины избрание Игоря Додона президентом, - это сползание Молдовы в период политической нестабильности. Умноженная на экономический кризис, небывалую поляризацию населения и общую турбулентность в мире, политический кризис в соседнем государстве будет отвлекать внимание Киева и заставлять украинскую власть реагировать на антиукраинские выпады новоизбранного президента, если они будут продолжаться и дальше. В частности, администрация президента Украины уже поставила характер развития отношений между государствами в прямую зависимость от того, будет уважать Игорь Додон как президент территориальную целостность Украины или нет.
Торможение двустороннего сотрудничества между Украиной и Молдовой - это именно то, чего добивается Кремль. Ведь жесткая позиция относительно заявлений Додона и пауза в реализации двусторонней повестки дня не увеличат количества приверженцев Украины и президента Порошенко в молдовском обществе. К тому же господство российской пропаганды в информационном пространстве южной соседки приводит к восприятию украинских событий сквозь призму толкования их Россией, а значит - соцопрос граждан Молдовы фиксирует низкий уровень популярности президента Порошенко и высокий уровень поддержки президента Путина. Также, по данным соцопросов, особенно пророссийским является украинское национальное меньшинство, составляющее около 11% населения Молдовы. Учитывая это, Киев должен выработать такой подход к сотрудничеству с Кишиневом, который сделает невозможным дальнейшие спекуляции вокруг темы Крыма и территориальной целостности Украины, но вместе с тем не остановит развития двусторонних отношений.
Необходимость успешно выполнять двустороннюю повестку дня обусловлена особенностью отношений между государствами. Основой их развития является обоюдное выполнение так называемых пакетных договоренностей, которые предусматривают одновременное решение спорных вопросов во всех направлениях секторального сотрудничества. На сегодняшний день их осталось несколько, и касаются они так называемого наследия СССР - завершение демаркации границы и определение прав собственности на объекты, построенные в советское время. Наиболее острыми остаются вопросы демаркации линии государственной границы в районе буферного гидроузла Днестровского гидроэнергетического комплекса и вопрос обеспечения функционирования Днестровского комплексного гидроузла. Вокруг них в течение уже многих лет скапливается шлейф недоверия и негатива. Наиболее чувствительным является вопрос экологии реки Днестр.
Для Украины Днестр - источник развития гидроэнергетики, для Молдовы - основной источник водных ресурсов. Принятая Кабмином Программа развития гидроэнергетики Украины на период до 2026 г., предусматривающая строительство новых дамб на Днестре, в который раз сделала более выразительным различие в подходах к использованию общего бассейна реки. Это решение украинского правительства натолкнулось на критику не только в Молдове, но и, прежде всего, в Украине. Однако голос экологов ныне все еще куда слабее, чем голос Минэнергоугля. В Киеве не учитывают, что деятельность существующих гидроэлектростанций, а особенно Новоднестровской ГЭС, уже приводит к нехватке воды в Нижнем Днестре в засушливые годы. Объема воды, сбрасываемого из Днестровского водохранилища, уже не хватает, чтобы поддерживать экосистему и должный уровень воды в Молдове.
Однако решение этого и других проблемных вопросов сотрудничества зависит прежде всего от отлаженности политического диалога. Согласование спорных вопросов и наработка повестки дня отношений - прерогатива Межправительственной украинско-молдовской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, последнее (13-е) заседание которой состоялось в 2011 г. На этой неделе, после пятилетней паузы, состоялась давно ожидаемая встреча сопредседателей комиссии - первого вице-премьер-министра, министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива и вице-премьер-министра, министра экономики Республики Молдова Октавиана Калмыка в Кишиневе. Организацию этой встречи уже можно считать достижением дипломатов обеих стран. Несмотря на то, что результаты встречи (безвозвратная отмена Молдовой протекционистских квот на ввоз некоторых видов продукции украинского производителя с 1 января 2017 г.; решение о либерализации авто- и авиасообщения и т.п.) более чем скромные и являются подтверждением уже принятых летом этого года решений, сам факт налаживания контактов между сопредседателями комиссии дает надежду, что двустороннее сотрудничество начинает выходить из тупика. Будем верить, что анонсированное заседание смешанной комиссии все же состоится в 2017 г. в Киеве, а не будет перенесено на неопределенное будущее, как это уже стало нехорошей традицией в украинско-молдовском диалоге.
Для Киева важно понимать, что углубление всестороннего сотрудничества с Молдовой может стать залогом большей интегрированности молдовского политикума и общества в общие с Украиной, а не с Россией проекты. Приостановление двустороннего сотрудничества крайне нежелательно. Поэтому Киев должен сосредоточиться на том, как активизировать сотрудничество с украинской диаспорой, а значит - увеличить в ее среде количество приверженцев проевропейского курса обоих государств, и как превратить успешное двустороннее сотрудничество в мягкую силу Украины в Молдове, в частности, и благодаря положительному решению вопроса общего управления бассейном реки Днестр. Это означает, что Банковая должна приложить максимум усилий в борьбе за симпатии граждан Молдовы, индикатором победы в которой будет укрепление истинных проевропейских сил на парламентских выборах 2018 г. Задача не из простых, поскольку требует проактивной позиции и наработки пакета предложений Молдове, которые смогут конкурировать с предложенными Москвой "морковками" (включая и возвращение на молдовский энергетический рынок). За Кишинев, равно как за Париж, Рим, Берлин и Вашингтон, нужно бороться постоянно. Насколько является зрелым и квалифицированно подготовленным для этого дипломатический корпус украинского государства, покажут результаты избирательных кампаний в странах ЕС уже в следующем, 2017 году.