В минувшее воскресенье в Молдове прошли вторые по счету досрочные парламентские выборы. Их результаты, как и ожидалось, не добавили ясности относительно перспектив выхода из конституционного тупика, в котором соседняя страна пребывает последние полтора года.
Согласно данным ЦИК Молдовы, Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) набрала 39,3%, возглавляемая действующим премьером Молдовы Владом Филатом Либерально-демократическая партия — 29,4%, Демпартия во главе с Марианом Лупу получила 12,7% и Либеральная партия, лидером которой является временно исполняющий обязанности президента Молдовы Михай Гимпу, — 9,96%. Центризбирком заявил, что избирательный порог преодолели четыре партии, и количество депутатских мест будет распределено следующим образом: Партия коммунистов — 42, Либерал-демократическая партия — 32, Демократическая партия — 15 и Либеральная партия —12.
Уже через месяц после даты проведения выборов молдавский парламент должен собраться на учредительное заседание, полтора месяца будет отведено на избрание президента (61 голосом из
101-го).
Существующее распределение голосов в молдавском парламенте позволяет предусмотреть сразу несколько вариантов развития ситуации в стране.
Первый сценарий предполагает сохранение основы существующего правящего Альянса «За европейскую интеграцию» в составе трех партий — либерал-демократов, демократов и либералов (четвертая партия Альянс «Наша Молдова», как и прогнозировалось, не преодолела проходной барьер, набрав всего 2%), которые совокупно будут контролировать 59 депутатских мандатов. Напомним, что на прошлых парламентских выборах партии, вошедшие в Альянс, получили 53 голоса. Как и год назад, этих голосов хватит для избрания спикера парламента и премьера Молдовы. В случае, если все попытки избрать президента окажутся тщетными, временно исполнять его обязанности будет глава парламента (согласно конституции, Молдова является парламентской республикой). С одной стороны, сценарий тупиковый, поскольку Молдова может еще как минимум на год остаться без полноценной вертикали власти с рядом вытекающих из этого последствий. С другой стороны, как говорится, кому война, а кому — мать родна. Тенденция очевидна: каждый год пребывания партии коммунистов в оппозиции достаточно заметно ослабляет их электоральную поддержку и, что весьма немаловажно, количество мест в парламенте. Поэтому сейчас для трех остальных партий главное — любой ценой удержаться у власти хотя бы еще на год даже ценой третьих по счету досрочных парламентских выборов. Запад, похоже, не только не возражает против такого развития, но и готов продолжить активно поддерживать молдавскую экономику при условии сохранения действующего Альянса.
Не следует исключать и возможности получения двух недостающих для избрания президента голосов за счет «тушек-перебежчиков» из числа коммунистов. Воз-главляющий список партии коммунистов экс-президент Молдовы Владимир Воронин, согласно кулуарной информации, уже сейчас не до конца уверен в стройности рядов своей фракции.
Второй сценарий развития допускает возвращение коммунистов ко власти в Молдове в случае достижения коалиционного соглашения с Демпартией Мариана Лупу, который полтора года назад откололся от ПКРМ (42+15=57). Естественно, перед выборами обе партии отрицали любую возможность создания такого союза, однако теперь этот вариант не кажется совсем уж нереалистичным. Владимир Воронин может смирить свою гордость и простить «блудного сына», понимая, что это его чуть ли не единственный шанс вернуться во власть и избежать неминуемого в дальнейшем разброда и шатания в своей партии. Амбициозность Мариана Ильича также прекрасно известна всем посвященным в кухню молдавского политикума. Поэтому искушение получить в результате альянса с коммунистами пост того же спикера парламента может быть достаточно серьезным стимулом. Особенно на фоне того, что последний год господин Лупу вынужден был оставаться практически в тени (после своего неизбрания президентом из-за нехватки необходимых голосов у правящей коалиции).
Третий вариант коалиции предполагает союз коммунистов с либерал-демократами (42+32=74) и позволяет не только сформировать полноценную властную вертикаль в Молдове, но и внести необходимые изменения в конституцию страны. Несмотря на неимоверное количество взаимных обвинений и оскорблений, которыми осыпали друг друга в течение последних лет Владимир Воронин и Влад Филат, топор войны также может быть закопан во имя реализации более высоких политических интересов.
Реалии молдавской политики состоят в том, что ключевое значение для развития политических процессов в Молдове имеет внешний фактор.
По мнению компетентных источников, Евросоюз и США уже давно сделали свою ставку на правящий Альянс, создание которого в прошлом году стало возможным исключительно благодаря «челночной дипломатии» ряда западных послов и дальнейшей финансовой поддержке курса реформ молдавского правительства. Естественно, ЕС, в том числе Румыния, делает максимум для закрепления своих прошлогодних завоеваний. В дипломатических кругах циркулирует информация, что некоторые западные послы, аккредитованные в Молдове, настолько уверены в том, что им удастся обеспечить сохранение Альянса, что сожгли последние коммуникационные мосты с командой Владимира Воронина, мысленно отправив эту политическую силу на политическую свалку. Сохранение правящего Альянса в Молдове для Запада — это не только постепенное втягивание страны в европейскую орбиту, но и достаточно весомая гарантия того, что Москве не удастся протащить через молдавский парламент одну из версий своего плана урегулирования приднестровской проблемы, более широко известного как План Козака.
Со своей стороны Москва делает все для того, чтобы создать в молдавском парламенте левоцентристскую коалицию Воронин—Лупу, полагая, что именно эти силы обеспечат максимально лояльную политику в отношении Москвы. Когда стало ясно, что такая коалиция не будет иметь 61 голоса в парламенте, «блеск» этой задумки для Москвы несколько померк, хотя полностью не утратил своей актуальности. В Москве понимают, что вариант сохранения действующего Альянса «За европейскую интеграцию» является одним из наиболее реальных, и, возможно, даже вынуждены будут его принять при условии, что Михай Гимпу, известный своими прорумынскими взглядами, не будет вновь допущен к президентскому или спикерскому креслу.
Таким образом, перспективы формирования полноценной властной вертикали в Молдове пока остаются заложниками состязания России и Запада и частично амбиций молдавских политиков. Волею судеб Молдова сейчас оказалась объектом пристального интереса России и ЕС, но этот период имеет ограниченные временные рамки. От того, удастся ли Молдове в ближайшие месяцы выйти из периода политической нестабильности, зависит не только внешнеполитический курс страны, а и перспективы урегулирования приднестровского конфликта, более двух десятилетий разделяющего Республику Молдова. К слову, разрешение существующих проблем украинско-молдавских отношений также напрямую зависит от того, кто будет править балом в Кишиневе и будет ли эта власть стабильной.