В этом году Крым мощно вернулся в украинскую и мировую политику. Для меня как крымской татарки это очень важно. Это привносит новый оптимизм, дает второе дыхание процессу деоккупации, который, будем откровенны, в последние годы немного забуксовал, несмотря на принципиальное непризнание международным сообществом российского статуса Крыма, многочисленные решения и декларации ключевых столиц и международных организаций.
Цель Крымской платформы
За годы с начала оккупации Крыма, с учетом позиции Кремля, так и не начались переговоры о возвращении полуострова Украине.
А время работает не в нашу пользу.
Пассивное ожидание благоприятного момента для освобождения Крыма может растянуться на годы и десятилетия. Следует вспомнить хотя бы опыт стран Балтии, ждавших освобождения около сорока лет.
Чтобы вынудить Москву к диалогу о деоккупации полуострова, международное давление на нее уже сейчас должно быть усилено в разы.
Я высоко ценю по-настоящему системные шаги государства, направленные на освобождение Крыма, которые оно сделало в течение последнего года. Именно такая цель стоит перед инициированной президентом Украины Крымской платформой (КП).
В дополнение к внешнеполитической деятельности на этом направлении, о которой речь пойдет ниже, критически важно немедленно одобрить давно ожидаемые решения по законодательному определению ограничений на контакты с оккупированной территорией в разных сферах, ведение торгово-экономической и инвестиционной деятельности; установить правовую ответственность за нарушение этих режимов, разработать санкционную политику Украины и комплексно ввести санкцонные меры к нарушителям. Уверена, и мы, и наши иностранные партнеры получили бы в таком случае важные дополнительные инструменты в совместной борьбе за освобождение полуострова.
Важно также продемонстрировать наше отношение к коренному населению Крыма. Мы исходим из того, что жители Крыма остаются гражданами Украины, и государство будет делать все возможное для защиты их прав и интересов как на этом этапе, так и после деоккупации.
Как КП соотносится со Стратегией деоккупации и реинтеграции Крыма
Месяц назад была утверждена Стратегия деоккупации и реинтеграции Крыма — первый комплексный общегосударственный документ, определяющий ключевые принципы, подходы и направления работы ради освобождения полуострова. Но это — только начало.
Сейчас МИД и другие министерства и ведомства работают над своими частями плана мероприятий КМУ по реализации Стратегии, на основе которого будут разрабатываться конкретные и детализированные программы на всех направлениях. Такой подход, с одной стороны гарантирует крепкую идеологическую основу дальновидных политик, с другой — позволяет адаптировать планы и средства их реализации к существующим условиям.
Стратегия деоккупации имеет внешнеполитический раздел, и Крымская платформа станет ключевым инструментом ее реализации.
Мы начали активно создавать ее в 2020 году, на опережение, еще до разработки Стратегии деоккупации. Цель этого международного формата — привлечение международной коалиции государств и международных организаций к деоккупации Крыма, предоставление этому процессу далекоидущего видения, улучшение координации международных усилий на крымском направлении, активное привлечение заинтересованных партнеров к реализации важных в этом контексте целей, задач и проектов.
Что тоже важно, это позволит вернуть и удерживать проблему Крыма на повестке дня международного сотрудничества. Мы не позволим РФ навязать миру позицию о «закрытом вопросе Крыма». Он открыт, и будет оставаться таким до полной деоккупации.
Какие практические шаги предусматривает КП
Работа Крымской платформы будет вестись на разных уровнях и разных направлениях. Саммиты и встречи министров иностранных дел дадут возможность привлечь необходимое общественное внимание к проблеме Крыма, скоординировать ключевые направления работы. Но, кроме политического уровня, работа будет вестись и на ряде практических направлений, в рамках соответствующих экспертных рабочих групп.
Среди практических приоритетов платформы — усовершенствование международной политики непризнания попытки аннексии Крыма, усиление эффективности санкций, защита прав и свобод человека во временно оккупированном Крыму, сдерживание милитаризации полуострова и противодействие ее негативному влиянию на региональную безопасность и свободу судоходства. Мы планируем работать и над другими общими для всего региона проблемами, связанными с оккупацией, в частности экологическими, энергетическими и экономическими.
Международная политика непризнания попытки аннексии Крыма, которую исповедуют практически все демократические государства (официально позволить это себе не могут только страны, сильно зависящие от Москвы в сферах обороны и экономики), должна стать более действенной и эффективной. Для этого ее целесообразно как минимум четко артикулировать в конкретных заявлениях и документах международных организаций, системно решать проблемы ее несоблюдения. Надеемся, что Крымская платформа сделает свой вклад в это дело.
Санкции должны стать значительно сильнее и скоординированнее. Украина должна наконец разработать мощную собственную санкционную политику и скоординировано с партнерами активно ее применять против РФ и других правонарушителей. Россия дает для этого множество поводов. Это — самый действенный инструмент в нашем арсенале в рамках политико-дипломатического пути деоккупации. Но для того чтобы санкции смогли играть свою роль, над ними надо серьезно работать.
Требуют системного ответа нарушения Россией прав и свобод человека в оккупированном Крыму, как и ее обязательств согласно международному гуманитарному праву. Надеемся, что одобренный ЕС в конце прошлого года Глобальный механизм санкций за нарушения прав человека в полной мере будет использован для сдерживания режима политических репрессий, этнической и религиозной дискриминации, введенных оккупационной властью в Крыму.
Значительный неиспользованный потенциал для усиления санкций есть в сфере милитаризации Крыма. Ведь все больше российских и крымских предприятий привлекаются к выполнению задач по преобразованию полуострова в полномасштабную военную базу, назначение которой ни у кого не вызывает сомнений.
Мировой опыт также свидетельствует о высокой эффективности санкционных ограничений в финансовой сфере для возвращения игроков, игнорирующих законы цивилизованного общежития, к международно-правовому контексту. И Россия здесь не исключение. Определенные санкционные ограничения, введенные к ряду банков РФ с государственной долей собственности, не исчерпывают всех возможностей международного сообщества в этой сфере. То же можно сказать об энергетической отрасли и сфере технологий. Разве можно давать Москве возможности для полноправного участия в международной финансовой системе, в системе энергетической безопасности континента, доступ к передовым технологиям? Ведь это лишь усилит агрессора, не получившего отпор за свои незаконные действия в экономическом, технологическом и военном планах, как и его потенциальную опасность для регионального и глобального мира и стабильности.
Действующие санкции, безусловно, стоят дорого. Но война и дискредитация основоположных принципов международного права, мира и порядка — дороже. Безнаказанность агрессивной политики Кремля может подорвать стабильность, значительно повысить риски и ухудшить дальновидные экономические перспективы Европы.
Кто согласился принять участие, и на каком уровне
МИД проводит активные консультации по созданию Крымской платформы со многими странами и международными организациями. Со стороны наших традиционных партнеров из Европы и Америки, членов Группы семи есть четкая и однозначная поддержка. 13 апреля министры иностранных дел «Большой семерки» в своем заявлении вновь высказали решительную поддержку суверенитету, территориальной целостности и независимости Украины и приветствовали инициативу создания Крымской платформы. Поддержку этой инициативе высказали все партнеры Украины. Нет смысла их перечислять, потому что это будет очень большой список.
Что касается подготовки инаугурационного саммита Платформы, у нас есть уже подтверждение ряда глав государств и правительств об их участии в этом мероприятии, запланированном на 23 августа нынешнего года в Киеве. По определенным протокольным соображениям мы еще не раскрываем этот список, но процесс идет, и в списке участников появляются новые имена.
Реакция России
Реакция Москвы — традиционна и сводится к печальноизвестному «Крым наш». Но в этот раз она немного более нервная и агрессивная, чем обычно, что свидетельствует о неуверенности Кремля в своих возможностях обеспечить этот статус-кво Крыму. Россия упрекает Украину в том, что усилия по созданию Крымской платформы — «нелегитимные» и не могут восприниматься иначе как «угроза агрессии против двух субъектов Российской Федерации». Безусловно, это не остановит процесс создания Крымской платформы. Для Украины деоккупация Крыма имеет экзистенциальное значение, для международного сообщества демократий — принципиальное.
Крымская платформа благодаря инициативной и заинтересованной работе ее членов должна стать локомотивом для продвижения вопроса деоккупации на международной арене, площадкой для брейнстормингов и разработки инновационных инструментов влияния. Как минимум она будет служить важной цели — обеспечению постоянного внимания международного сообщества к проблеме Крыма. Как максимум — синергия международных усилий и давление на Москву в перспективе даст возможность начать переговоры по Крыму с Россией в специальном международном формате.
Больше статей Эмине Джапаровой читайте по ссылке.