В последнее время некоторыми государственными должностными лицами Украины прилагаются усилия для того, чтобы: во-первых, не дать возможности Президенту Украины нанести официальный визит в Индию, где он мог бы решить очень важные для Украины политические и экономические вопросы; во-вторых, лишить украинские предприятия возможности выхода на индийский рынок в сфере военно-технического сотрудничества, особенно это касается государственного предприятия «Завод им. Малышева».
Вышеупомянутые вопросы тесно связаны между собой и поэтому требуют внимательного и одновременного рассмотрения.
Отношения Индии и Украины имеют очень давнюю историю. Еще во времена Советского Союза Украина тесно сотрудничала с ней в таких отраслях, как металлургия, электроэнергетика, оборонная, военно-техническая, научная, технологическая, культурная. С помощью украинских предприятий и научно-исследовательских институтов в Индии построено несколько металлургических заводов, электростанций, исследовательских центров и прочих объектов.
В подтверждение высокого потенциала украинско-индийского сотрудничества хочу привести перечень некоторых проектов, по которым Украина и Индия уже сотрудничают и по которым планируется сотрудничество. Этот далеко не полный перечень свидетельствует об огромном потенциале сотрудничества наших стран:
— украинские предприятия уже планируют участие в тендерах по замене батарей в коксовых печах на индийских металлургических заводах в ряде городов Индии: Бхилаи, Бокаро, Дургапуре, Роуркеле, Висакапатнаме и др. Суммы этих тендеров достигают нескольких сот миллионов долларов США;
— такие украинские компании, как «Турбоатом», поставляют в Индию энергетическое оборудование;
— украинские предприятия ремонтируют самолеты и корабли Индии и поставляют запчасти к ним на постоянной основе;
— Украина поставляет в Индию металлы и минудобрения;
— по експорту в Украину фармацевтической продукции Индия занимает второе место после Германии;
— Индия активно поддерживает кандидатуру Украины в борьбе за вступление в ВТО;
— космическая отрасль обеих стран имеет очень широкие возможности для сотрудничества;
— действующая на данный момент программа сотрудничества в области науки может быть расширена путем дальнейшего внедрения украинских технологий в промышленность Индии.
Однако сотрудничество между нашими странами после подписания Украиной с Пакистаном контракта на поставку 320 танков и осуждения Украиной проведенных Индией ядерных испытаний было сведено к минимуму.
Правда, несмотря на напряженность в дипломатических отношениях, возникшую между нашими странами в результате вышеупомянутых событий, представители различных структур, предприятий и учреждений обеих стран, понимая огромный потенциал сотрудничества, продолжали налаживать дружественные и деловые связи друг с другом. В частности, с 1998 года возглавляемая мною команда начала активно работать на индийском рынке. Да, начало нашей работы пришлось на достаточно сложное время. Но даже в период напряженных дипломатических отношений между нашими странами должностные лица высшего уровня Индии демонстрировали заинтересованность в сотрудничестве с украинской стороной. В данном случае — сотрудничество с украинским военно-техническим комплексом.
Приблизительно с середины 2000 года официальный Дели начал смягчать свои отношения с Киевом. Свидетельством этого является официальный визит государственного министра иностранных дел Индии Омара Абдуллы в Украину. Этот визит показал, что на данном этапе Индия весьма заинтересована в сотрудничестве с Украиной.
Итак, первый шаг к сближению двух стран сделан. И его сделала Индия. Чем ответит Украина? Сейчас готовится официальный визит в Индию Леонида Кучмы. Этот визит можно считать прорывом, который выведет отношения наших государств на качественно новый уровень и откроет предприятиям Украины новый, очень перспективный и прибыльный рынок сбыта своей продукции. В частности, в военно-техническом сотрудничестве. Ведь Индия собирается потратить несколько миллиардов долларов США на модернизацию своего вооружения. И визит Президента Украины в Индию существенно повлияет на позиции украинского военно-промышленного комплекса в переговорах с индийской стороной.
Впрочем, в Украине существуют силы, не заинтересованные в тесном сотрудничестве двух государств. Эти силы не хотят или не могут увидеть огромный потенциал, который несет в себе сотрудничество между двумя странами. И на данном этапе они прилагают максимум усилий, чтобы сорвать визит Президента Украины в Индию.
В частности, в сфере военно-технического сотрудничества рупором этих сил выступают: руководитель государственного предприятия «Укрспецэкспорт» Валерий Малев и представитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Так, в своей статье «Антитеррористическая кампания и украинский оружейный бизнес», напечатанной в «Зеркале недели», г-н Бадрак, ссылаясь непонятно на каких экспертов, пытается прямо указывать высшим должностным лицам Украины, куда им нужно ехать, а куда нет. Аргументация г-на Бадрака не выдерживает никакой критики. Ведь возможность украинских предприятий побороться за контракты с пакистанской стороной, стоимость коих может составлять до 200 миллионов долларов США, не идет ни в какое сравнение с многомиллиардными контрактами, которые могут быть заключены украинскими предприятиями с индийской стороной.
А чего стоит утверждение руководителя «Укрспецэкспорта» Валерия Малева о том, что генеральный директор государственного предприятия «Завод им. Малышева» не имел права заключать контракты с Индией на поставку и модернизацию военной техники?! А обосновывает свою позицию г-н Малев тем, что стратегическим партнером Украины в этом регионе является Пакистан. В свою очередь, г-н Бадрак в своей статье «Кто спасет бронетанковую отрасль?» («Зеркало недели», № 35 (359), 8 сентября 2001 г.) пишет: «... К счастью, контракты с Индией оказались только намерениями...» Непонятно, чему так радоваться, ведь предприятия Украины не получают заказов, а следовательно, в Украину не поступят деньги, а это значит, что рабочие будут без заработной платы, бюджет Украины — без поступлений. Также я не понимаю и г-на Малева, являющегося руководителем государственного предприятия, которое в первую очередь должно приносить прибыли и делать отчисления в госбюджет. Он же заявляет, что суть военно-технического сотрудничества заключается не в экономических прибылях, а в осуществлении через ВТС государственной политики.
Я же убежден, что ВТС должно приносить Украине экономические прибыли, а государственная политика должна этому способствовать. Ведь политика — это средство, которое должно помогать достижению социального и экономического развития любого государства и его народа. Ведь чего же стоит политическая игра, если она не приводит к положительным экономическим результатам, то есть к повышению благосостояния народа.
Ни одна из стран мира, торгующих оружием, не может себе позволить отказать в официальных поставках оружия любой стране, если это сотрудничество в рамках международных законов и правил. Наоборот, за эти контракты идет очень жесткая борьба. А в этот момент украинские чиновники, обязанные искать рынки сбыта спецпродукции и зарабатывать для Украины деньги, позволяют себе вести полемику о том, кому продавать, а кому нет. И это в то время, когда предприятия ВПК Украины находятся в непростом положении из-за отсутствия заказов.
Хочу напомнить, что, по прогнозам фирмы «Форкаст интернейшнл»/«Дифенс маркетинг сервис», в ближайшие десять лет правительства различных стран мира израсходуют на приобретение одних только танков примерно 50 млрд. долл. США. Следовательно, украинские предприятия, выпускающие танки, как минимум, на несколько десятков лет будут иметь работу и перспективу. Но чтобы откусить от этого очень большого «пирога» значительный кусок, необходимо не зацикливаться только на партнерах, с которыми прежде были заключены контракты, а активно искать выходы на новые рынки сбыта продукции, одним из которых является Индия. Ведь время не стоит на месте, а чтобы выжить, необходимо постоянно двигаться вперед.
Убежден, что Украина должна сотрудничать с каждой страной индивидуально, как это делает Индия. А следовательно, для нас очень важно присутствовать как в Пакистане, так и в Индии. Но на данном этапе, исходя из того, что с Пакистаном Украина уже сотрудничает, мы должны, направив свои усилия на поддержку добрых отношений с Пакистаном и его политическими лидерами, повернуться лицом к Индии как стране больших потенциалов и стране, более перспективной для сотрудничества с предприятиями Украины.
Активизация политики Украины на индийском рынке обуславливается двумя факторами: первый — политический, второй — экономический.
Политический состоит в необходимости налаживания политическими лидерами Украины более тесного контакта с политическими лидерами Индии. В результате чего Украина как нейтральная страна со временем могла бы выступить посредником в диалоге между Пакистаном и Индией. И вдобавок Украина, поставив Пакистану 320 новых танков, просто таки обязана для достижения паритета между Пакистаном и Индией предложить последней свои услуги в ВТС.
Экономический фактор определен большим потенциалом Индии, и для Украины было бы очень невыгодно потерять этот рынок сбыта своей продукции, в том числе и военной. По информации Всемирного банка, Индия занимает четвертое место после США, Японии и Китая по экономическому потенциалу, по паритету покупательной способности. А следовательно, если контракты с Пакистаном могут принести украинским предприятиям сотни миллионов долларов, то контракты с Индией принесут украинским предприятиям миллиарды долларов.
Несколько слов хочу сказать о перспективах Украины в южной части Евразии.
На данном этапе (этот этап начался 11 сентября 2001 года) очень актуальным является вопрос объединения государств мира вокруг одной общей оси. Такой осью, считаю, должна быть безопасность как простого гражданина любой страны мира, так и их политических лидеров. Объединение стран мира — это очень сложный и тернистый путь. В деле объединения всех государств мира вокруг общей оси будут играть определяющуюся роль две категории стран. Это страны-лидеры (США, Россия, Китай) и страны, придерживающиеся политики нейтралитета, в том числе и Украина.
В мире есть несколько регионов с очень сложной и напряженной обстановкой. Один из них — это южная часть Евразии, в особенности отношения между Пакистаном и Индией. Кстати, в одном из своих выступлений во время визита в Индию в октябре 2000 года президент РФ Владимир Путин подтвердил существование «дуги нестабильности», протянувшейся через весь Евразийский континент, и центр этой дуги находится в Кашмирской долине, чья территория — повод для значительных споров между Пакистаном и Индией.
Начиная с подписания и выполнения Украиной «Пакистанского контракта», наша страна в определенной степени взяла на себя ответственность за стабильность и безопасность на Евразийском континенте. Но сделав первый шаг, Украина просто обязана сделать и второй. Суть второго шага вытекает из понимания политическими лидерами Украины ответственности представляемого ими государства за поддержку стабильности в отношениях между Пакистаном и Индией. Ведь законы развития общества и законы самосохранения диктуют необходимость создания высокоэффективных вооруженных сил; цель этого — как недопущение обычных вооруженных конфликтов, так и противостояние угрозе ядерного оружия, которое стороны могут применить. Следовательно, суть второго шага — налаживание и расширение политических и экономических отношений с обеими странами, то есть Индией и Пакистаном.
Учитывая огромный потенциал Украины, высокую квалификацию специалистов, я верю, что Украина просто обязана сделать прорыв в отношениях с Индией, и этот прорыв будет осуществлен в 2002 году Президентом Украины Леонидом Кучмой во время его визита в Индию.