Кто должен руководить Организацией Объединенных Наций?

8 апреля, 2016, 00:00 Распечатать

В этом году ООН будет выбирать следующего Генерального секретаря. Нам нужен лучший из возможных кандидатов на эту должность.      

 

В этом году ООН будет выбирать следующего Генерального секретаря. Нам нужен лучший из возможных кандидатов на эту должность.

Нередко говорят, что эта работа — самая сложная в мире. И если вспомнить о задачах, к решению которых новый Генеральный секретарь приступит 1 января 2017 года, нетрудно понять, почему это так: ужасные конфликты и человеческие страдания в различных районах Ближнего Востока, Африки и Европы; насильственный экстремизм, несущий угрозу для всех нас; сохраняющаяся дискриминация в отношении женщин и девочек; вызывающий тревогу рост ксенофобии; более 800 миллионов человек, пытающихся выбраться из крайней нищеты; почти 60 миллионов перемещенных лиц во всем мире; уникальная возможность решить проблемы, связанные с изменением климата, и достичь устойчивого развития, пока еще не слишком поздно; и руководство Организацией, которой необходимо адаптироваться к проблемам и новым целям, стоящим перед всем миром.

На протяжении 70 лет существования Организация Объединенных Наций, несмотря на все свои недостатки, демонстрировала способность справиться с такими проблемами. Однако для того, чтобы выполнить эту задачу сегодня, она должна найти лучшего возможного кандидата в рамках проходящего в этом году процесса выбора и назначения следующего Генерального секретаря.

Роль Генерального секретаря ООН

По мнению многих, высшее должностное лицо Организации Объединенных Наций должно быть либо секретарем, либо генералом. Это слишком упрощенная точка зрения, поскольку Генеральный секретарь должен быть и тем и другим, и не только. 

Это должен быть человек, обладающий большим нравственным мужеством и честностью; он или она — и я не вижу причин, по которым наилучший кандидат не может быть женщиной — будет голосом для наиболее уязвимых в мире людей, станет воплощать собой сами идеалы и цели ООН.

Генеральный секретарь, будучи главным дипломатом в мире, должен использовать свою независимость, беспристрастность и добрую волю, чтобы предотвращать конфликты, выступать за дело мира и отстаивать права человека.

Это человек, обладающий политическим авторитетом и сильными навыками лидера, имеющий право доводить до сведения Совета Безопасности ООН любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

В качестве главного административного должностного лица ООН Генеральный секретарь должен создать культуру добросовестности, справедливости, компетентности и эффективности в рамках всей системы Организации Объединенных Наций и осуществлять контроль над огромной организацией с бюджетом около 10 млрд. долл. США, включающей более 40 тыс. сотрудников и осуществляющей 41 миротворческую операцию по всему миру.

Генеральный секретарь должен быть человеком с сильными межличностными и коммуникативными навыками, способным хорошо ориентироваться в нашем многополярном мире и быть движущей силой глобального перехода к устойчивому развитию. 

Устаревший процесс отбора

В связи с этим можно было бы подумать, что процесс выбора Генерального секретаря должен быть максимально активным, всеохватным и прозрачным. Однако на сегодняшний день это не так.

В прошлые годы не было ясности, когда именно начался процесс отбора или, во что трудно поверить, кто именно был выдвинут на эту должность. Кроме того, отсутствовало официальное описание должности и не было реальной возможности для содержательного и открытого взаимодействия с кандидатами — ни у всей совокупности членов ООН, ни у общественности.

Результат: рекомендованные кандидатуры обсуждались в ходе переговоров за закрытыми дверями, главным образом пятью постоянными членами Совета Безопасности; среди восьми генеральных секретарей не было ни одной женщины; и завершала это, по сути, символическая процедура назначения Генеральной Ассамблеей ООН. Как следствие, генеральные секретари воспринимались — не всегда справедливо — в качестве назначенцев тех самых держав, от которых они должны быть в максимальной степени независимы. 

Более подходящий способ выбора следующего Генерального секретаря

В Уставе Организации Объединенных Наций имеются четкие указания относительно соответствующей роли Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в процессе отбора и назначения, и они должны соблюдаться. 

Однако недавние изменения этого процесса, согласованные всеми 193 членами Генеральной Ассамблеи, предоставляют нам реальную возможность сделать его более прозрачным, более обоснованным, всеобъемлющим и в конечном счете более эффективным. 

Моя задача в качестве председателя этой Ассамблеи состоит в обеспечении реализации этих изменений. В связи с чем в настоящее время осуществляются такие действия.

В декабре прошлого года мы с председателем Совета Безопасности приступили к осуществлению процесса отбора, опубликовав призыв к выдвижению кандидатов в кратчайшие возможные сроки. Обрисовав центральные элементы этого процесса, мы отметили ряд ключевых критериев данной должности и, принимая во внимание семь десятилетий главенства мужчин, призвали государства-члены выдвигать кандидатами как мужчин, так и женщин.

К настоящему времени были представлены семь кандидатов, их биографии и соответствующая информация уже опубликованы в открытом доступе на моем веб-сайте. 

Но, пожалуй, лучшая возможность для истинного разрыва с прошлым будет воплощена в виде открытых диалогов, которые я буду проводить с кандидатами. Эти диалоги — иногда их называют "слушания по вопросу о Генеральном секретаре" — начнутся 12 апреля. 

Как ожидается, каждый кандидат подготовит программное заявление о задачах, которые будут поставлены перед ООН и следующим Генеральным секретарем, и открывающихся возможностях. Они представят свои кандидатуры в ходе двухчасовых раундов ответов на вопросы, поступившие от членов ООН и представителей гражданского общества, и каждый диалог будет транслироваться в Интернете в прямом эфире. Такие диалоги будут проводиться с новыми кандидатами до тех пор, пока Совет Безопасности не вынесет свои рекомендации. И я рассчитываю, что каждый из тех, кто серьезно намерен стать следующим главным дипломатом в мире, примет открытое и непосредственное участие в диалоге с членами Организации Объединенных Наций и людьми, которым он или она будет в конечном счете служить.

Возможность для перемен

Разумеется, эти нововведения не приведут к непосредственному преобразованию нашего мира, и обсуждение таких вопросов, как продолжительность и возобновляемость срока полномочий Генерального секретаря, необходимость проведения в Генассамблее голосования по назначению, пока не завершено. 

Однако они обладают потенциалом для установления нового стандарта прозрачности и всеохватности в международных делах. Они могут повысить наши шансы на то, чтобы найти наилучшего возможного кандидата для руководства ООН. И, как я полагаю, создают исторический момент, когда Генеральная Ассамблея — наиболее представительный и демократичный директивный орган — вновь заявит о себе. Что (принимая во внимание стоящие перед нами глобальные задачи) может в корне изменить положение дел. 

Поэтому я обращаюсь к вам с просьбой: выходите в Интернет, присоединяйтесь к социальным сетям, заставьте услышать ваш голос и помогите нам найти лучшего возможного кандидата на должность Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, в котором нуждается мир. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно