КОСОВО ГОД СПУСТЯ — НЕВИДИМАЯ ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Поделиться
После развала «восточного блока» региональные конфликты стали непреходящей головной болью Европы...

После развала «восточного блока» региональные конфликты стали непреходящей головной болью Европы. Всякий политический или экономический кризис неизбежно приводит к ослаблению либо к полной потере властного контроля. В том числе и контроля над инфраструктурой жизнеобеспечения общества. Причем прямой экологический ущерб влечет, как правило, не дестабилизация сама по себе, а попытки восстановить статус-кво силовыми методами. Наиболее яркие примеры — операция «Буря в пустыне», кризис в Боснии и военная акция в Чечне, приведшая к разрушению нефтеперерабатывающих предприятий. Практический опыт силового урегулирования кризисных ситуаций показывает, что военная сила не может более рассматриваться в качестве эффективного стабилизирующего фактора, поскольку ее использование порождает комплекс моральных, правовых, гуманитарных, экономических и экологических проблем. Проблем не менее значимых, чем те, которые послужили поводом для военного вмешательства.

Одним из наиболее убедительных доказательств справедливости приведенного тезиса служит миротворческая операция НАТО, осуществленная на территории Югославии в марте—июне 1999 года в связи с косовским кризисом. Прошедший год нисколько не умалил важности всестороннего изучения вопроса о последствиях силового урегулирования кризиса как для Югославии, так и для мирового сообщества в целом. Не будем дискутировать об ответственности за гибель сотен невинных мирных жителей, о безальтернативности военного вмешательства и уместности ракетных обстрелов населенных пунктов в рамках «миротворческой акции». Рассмотрим лишь экологический аспект проблемы, не вырывая его при этом из социально-экономического и правового контекста. Попытаемся представить, в каких экологических условиях обречены теперь жить граждане Югославии, а также сопредельных стран.

Имеется, например, официальное подтверждение использования силами НАТО в Югославии кумулятивных снарядов, содержащих необогащенный уран. Он на 40% менее радиоактивен, чем естественный уран, период его полураспада составляет десять миллионов лет. Ввиду высокой плотности этот материал используется при создании оболочек для боезарядов, в частности 30-мм противотанковых снарядов типа А-10 Thunderbolt, каждый из которых содержит 275 граммов необогащенного урана. Сгорание такого боезаряда при высокой температуре и давлении приводит к выделению аэрозоли, содержащей оксид урана. Он губительно действует на дыхательные пути людей, находящихся в радиусе не менее 300 метров от эпицентра взрыва, приводит к тяжелым ожогам слизистой оболочки и последующим злокачественным образованиям. Он высокотоксичен, является сильнейшим канцерогеном, поражает генетический аппарат. Его частицы размером от 0,5 до 5 микрон, разносимые ветром при разрушении боезаряда, попадают в почву и растения, проникают с пищей и водой в организм людей и животных и приводят к разрушению хромосом и очень серьезным изменениям репродуктивной системы.

Частицы необогащенного урана невозможно ни извлечь из окружающей среды, ни нейтрализовать. Его негативное воздействие на человеческий организм известно со времени военных действий в Персидском заливе. Особым заболеванием, которое получило название «синдром залива», поражены многие бывшие военнослужащие США и Великобритании, принимавшие участие в операции «Буря в пустыне». Около трех тысяч из них умерли от раковых заболеваний, у многих оставшихся в живых рождаются дети с физическими отклонениями. Страдают и жители южного Ирака, где после войны наблюдается резкое возрастание врожденных дефектов, лейкемии и других раковых заболеваний у детей. Аналогичные нарушения здоровья отмечены и у жителей Боснии и Герцеговины, где упомянутые боезаряды применялись в 1995 году.

Учитывая, что во время интенсивных бомбардировок и ракетных обстрелов территории Югославии в марте—июне 1999 года было использовано не менее 31 тыс. зарядов (содержавших в общей сложности до 10 тонн необогащенного урана), есть основания прогнозировать всплеск заболеваемости и в этой стране.

Однако воздействием необогащенного урана перечень факторов, непосредственно связанных с использованием военной техники и вооружений, не ограничивается. Нельзя не отметить и слив авиационного топлива самолетами НАТО над территориями стран региона. Так, например, одним из бомбардировщиков было слито 42 тонны горючего над заповедником в Венгрии. Отметим при этом, что топливо, используемое самолетами типа F-16 и MIRAGE, принимавшими участие в военной акции НАТО, содержит в качестве компонентов высокотоксичные вещества.

В течение 78 дней военной операции самолеты НАТО совершили в общей сложности около 25 тыс. полетов, проведя 150 тыс. часов в воздухе над Югославией и приграничными районами сопредельных стран. Столь интенсивное использование реактивных самолетов над сравнительно небольшой территорией привело к высокой концентрации в атмосфере и в осадках вредных веществ, содержащихся в авиатопливе, в том числе разрушительно влияющих на озоновый слой. Его нарушение над Европой в период военных действий было подтверждено спутниковой съемкой.

Кроме того, в общей сложности 105 промышленных объектов (из них не менее 20 — крупные химические и нефтехимические) стали целями ракетно-бомбовых ударов. Таким образом, было уничтожено до 70% нефтепромышленного потенциала Югославии. О масштабах разрушений свидетельствует уже тот факт, что страна лишилась полумиллиона рабочих мест.

Особо интенсивным бомбардировкам в течение четырех суток подвергался нефтехимический комплекс в Панчево, в 20 километрах от Белграда. В ходе одного из налетов вследствие повреждений оборудования возникла угроза взрыва емкостей с токсичными веществами, что привело бы к масштабному загрязнению атмосферы, чреватому гибелью множества людей. Во избежание такого развития событий работники предприятия были вынуждены спустить в Дунай в общей сложности до 7 тыс. тонн ядовитых химических веществ, а также неустановленное количество ртути (в обычных условиях в хранилищах предприятия находится около 100 тонн ртути, используемой в технологических процессах). В ходе бомбардировок других объектов в Дунай вытекло, в частности, около ста тонн жидкого аммония из разрушенных хранилищ. При налетах на автозавод «Застава» в реку Велика Морава попало несколько тонн пиралена — вещества, имеющего канцерогенные свойства и опасного даже в незначительной концентрации.

Специфическим загрязнителем вод явилось трансформаторное масло электрических подстанций, подвергшихся бомбардировкам предприятий, содержащее токсичные соединения — бифенилы, один литр которых способен отравить до миллиона литров воды. При этом общее количество масла, попавшего в Дунай, исчисляется сотнями тонн. А воду из Дуная используют не менее 10 миллионов жителей разных стран…

В районе Бора и Мойковач следствием бомбардировок стало разрушение дамб, открытых хранилищ жидких промышленных отходов, что привело к загрязнению грунта, поверхностных и подземных вод. Сербия обладает богатейшими ресурсами подземных вод европейского значения, загрязнение которых может привести к ощутимым последствиям далеко за пределами Югославии. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что способность подземных вод к самоочищению значительно ниже способности рек.

Бомбардировки привели к критически высокому загрязнению воздуха. При очень высоких температурах (до 1200 С) горела нефть, машинное масло, асфальт, синтетические строительные материалы. Токсичные вещества, попавшие в атмосферу, в частности канцерогенные диоксиновые соединения, могут переноситься ветром на большие расстояния. В результате уровень содержания диоксинов в воздухе над Северной Грецией в период военных действий превысил предельно допустимую концентрацию в 10 — 15 раз. Серьезное загрязнение атмосферы и кислотные дожди зафиксированы в Румынии и Болгарии.

Разрушение нефтехимических предприятий в непосредственной близости от Белграда (не учитывая других населенных пунктов, например почти полностью разрушенного города Нови-Сад и его нефтехранилищ) подвергло непосредственной угрозе жизнь и здоровье почти двух миллионов человек. В связи с этим возникает простой вопрос — чем оправдано целенаправленное (с использованием высокоточного оружия!) разрушение промышленности и системы жизнеобеспечения жителей страны, нанесение долговременного, во многих случаях невосполнимого экологического ущерба в ходе миротворческой (!) акции? И поскольку тяжелые экологические последствия военной акции были легко предсказуемы и проявлялись с первых дней авианалетов, резонно ставить вопрос о наличии в действиях НАТО элементов экоцида и экологической войны? Тем более что последствиями разрушения промышленных предприятий перечень факторов экологического ущерба не ограничивается.

При авианалетах и ракетных ударах пострадало не менее тринадцати национальных парков и заповедников, таких известных, как, например, Tara (внесенный в список Мирового природного наследия ЮНЕСКО), Kopaonik, Fruska Gora, Sarplanina, Vrsacke Planiny и другие.

По оценкам специалистов, 240-килограммовая авиабомба оставляет после взрыва кратер глубиной 4 метра и площадью до 50 квадратных метров. Наличие именно таких воронок зафиксировано на фотографиях, сделанных по окончании военных действий в заповедниках (Fruska Gora и др.) В то же время не менее 250 гектаров лесов сгорело. В результате загрязнений и разрушений стали полностью непригодными для дальнейшего сельскохозяйственного использования несколько тысяч гектаров плодородных земель.

Окружающая среда сопредельных стран пострадала не только от тяжелых металлов, нефтепродуктов и токсичных соединений, перенесенных водой и ветром с территории Югославии. В ходе военной акции НАТО усилились миграционные процессы, начавшиеся ранее, в результате действий югославского правительства. Потоки беженцев из Косово двигались преимущественно в сторону Албании и Македонии. Ни одна, ни другая страна не располагала ресурсами, необходимыми для приема и обустройства сотен тысяч людей, и общей проблемой для всех лагерей беженцев (особенно палаточных) стало отсутствие или недостаточность систем канализации, возникновение необорудованных мусорных свалок, стихийная рубка леса беженцами в окрестностях для хозяйственных нужд, приготовления пищи и обогрева. Каждый беженец ежедневно «продуцировал» от 4 до 10 килограммов. Бытовые стоки привели к загрязнению подземных водоносных горизонтов. Стоки и бытовые отходы попадали в воды рек и водоемов.

Многие временные поселения были развернуты прямо на пахотных землях, а на территории Албании в первые недели военных действий некоторые лагеря беженцев создавались даже в природоохранных зонах, причем без каких-либо консультаций с местными властями.

Долговременный характер последствий вынуждает проводить специальные мероприятия, связанные с изучением ситуации и восстановлением окружающей среды как в Югославии, так и в сопредельных государствах. На это потребуются громадные расходы. Так, например, уже сейчас дополнительные затраты на мониторинг состояния окружающей среды только в нескольких приграничных уездах Румынии оцениваются в миллион долларов.

Ни Албания, ни Македония не имеют оборудования и средств для осуществления длительных наблюдений и необходимых мер по локализации экологических последствий войны. Власти самой Югославии не в силах предпринимать необходимые действия по объективным причинам. К сожалению, в планах восстановления Югославии предоставления ей необходимой международной технической и финансовой помощи природоохранные задачи не являются приоритетными. Аналогичным был в свое время и подход к проблемам восстановления Боснии, что указывает на тенденцию недооценки международными организациями и национальными правительствами природоохранных аспектов последствий военных действий. Между тем, было бы логично предположить особое участие стран—членов НАТО в деле преодоления экологических последствий их собственных действий. Только комплексный подход к решению социально-экономических и экологических проблем совместными усилиями многих стран и организаций может обеспечить перспективу восстановления приемлемой среды обитания в Югославии и минимизации негативных воздействий на природу и здоровье людей в сопредельных странах. Для создания необходимых условий и реализации упомянутого комплексного подхода к решению порожденных конфликтом «Пакт стабильности для Балкан» следовало бы дополнить специальным экологическим протоколом.

Особого внимания, специального оборудования, организационных мер и дополнительных затрат требует контроль состояния здоровья жителей стран региона, подвергшихся влиянию упомянутых выше негативных факторов загрязнения окружающей среды. Однако осуществление такого контроля, а также необходимых лечебных и профилактических мер крайне проблематично в самой Югославии ввиду длинного перечня пострадавших во время военной акции медицинских учреждений.

В ходе военных действий были нарушены экологические права граждан Югославии и соседних государств, в первую очередь, право на благоприятную окружающую среду. Был нарушен и наиболее общий принцип международного экологического права — принцип защиты окружающей среды.

Использование военной силы и особых видов вооружений в индустриально насыщенной зоне, бомбардировки экологически опасных промышленных объектов прямо нарушили общее правило международного гуманитарного права, установленное Первым дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1977 года, в соответствии с которым: «Установки и сооружения, содержащие опасные силы, … не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди мирного населения» (п.1, ст.56).

Организация Объединенных Наций упорно обходит молчанием то обстоятельство, что в ходе военной операции НАТО проигнорирован Принцип 24 Декларации конференции той же ООН по окружающей среде и развитию 1992 года, гласящий: «Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития». Впрочем, особо удивляться не следует — ООН не отреагировала должным образом и на то, что действия НАТО подпадали под определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1974 году…

Отметим и своеобразный парадокс — наряду с отмеченными нарушениями действующих норм проявила себя и недостаточность существующей международно-правовой базы для предотвращения подобных действий. Вряд ли можно рассчитывать, что в обозримом будущем удастся избежать всякого рода миротворческих операций в различных частях мира. Однако не вызывает сомнений то, что они должны быть жестко регламентированы, введены в цивилизованные рамки, исключающие как гибель невинных людей, так и долговременные негативные изменения среды обитания. Следует четко определить механизм компенсации экологического ущерба, нанесенного в ходе действий международных сил по урегулированию локальных и региональных конфликтов.

Косовский кризис продемонстрировал назревшую необходимость принятия специальной Конвенции «О недопущении ущерба окружающей среде при использовании военных средств и осуществлении мер по преодолению кризисных ситуаций», которая развивала бы и дополняла нормы, закрепленные в уже принятых международно-правовых актах.

Безусловно, Конвенция — не панацея. Но она может стать одним из действенных средств лечения правительств и целых международных организаций от дефицита глобальной ответственности, от искаженных представлений о гуманизме и неспособности (или нежелания) учитывать все многообразие последствий некоторых особо волевых решений.

Окончание бомбардировок весьма символично совпало с Международным днем защиты окружающей среды, отмеченным 5 июня. Среди печальных косовских уроков экологический занимает по важности далеко не последнее место. Однако вопрос о том, будет ли он усвоен должным образом, остается открытым.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме