В течение нескольких последних столетий наш мир был европейским. Именно Европа определяла прогресс человечества, здесь происходили все определяющие события, творилась история. ХХ век был уже европейско-американским, но и США можно считать продолжением европейской цивилизации.
И вот наступил ХХІ век - эпоха глобализации. Многовековой геополитической монополии Запада, похоже, наступает конец. Экономические, а за ними и политические центры силы все больше смещаются на Восток. Нам надо привыкать и готовиться к тому, что мир будущего станет в большей степени азиатским.
Азия же - прежде всего Китай.
На протяжении тысячелетий эта страна оставалась безграничной и самодостаточной вселенной и, казалось бы, мало интересовалась делами остального мира. Специфика нынешнего момента в том, что теперь Китай в полной мере включился в экономическую и политическую жизнь всего человечества. Причем не как дебютант, а как один из самых сильных и амбициозных игроков.
Китай и его уникальная цивилизация всегда вызывали интерес и уважение. И сегодня мы смотрим на эту страну с особым интересом. В новой ипостаси Китай возникает перед нами как желательный и перспективный партнер.
То, что сегодня выглядит как китайское экономическое чудо, на самом деле является закономерным результатом многолетней реформаторской политики руководства государства и мобилизации усилий всего общества. В результате страна более 30 лет подряд демонстрирует бурное развитие экономики.
Сейчас Китай является уже второй экономикой мира и имеет неплохие шансы стать первой. Неудивительно, что и в международной политике голос Пекина приобретает все больший вес.
К успеху страна шла, как всегда, собственным путем. Руководители Компартии гармонично соединили универсальные тенденции современного мира с тысячелетними национальными традициями и менталитетом, скрестили коммунистическую идеологию с капиталистическим производством, смело ввели те элементы капиталистического хозяйствования, которые обеспечили жизнеспособность экономики, а заодно и политической системы. Невозможный, казалось бы, коммуно-капиталистический гибрид не только прекрасно прижился в Китае, но и убедил весь мир в своей успешности.
Вместе с тем китайские лидеры учли и печальный опыт бывшего Советского Союза. Они отошли от догматизма и сделали все, чтобы избежать стагнации и закостенелости, характерных для позднего «геронтократического» периода СССР, введя систему ротации наивысшего государственного и партийного руководства, которая бы обеспечивала приток молодых, энергичных кадров. Именно теперь Китай приблизился к такому «ротационному» рубежу.
15 ноября 2012 года завершился 18-й съезд КПК, на котором состоялась передача власти пятому поколению китайских политиков. Изменился состав центрального комитета КПК и политбюро, новым лидером партии избран Си Цзиньпин, который в марте следующего года возглавит и государство, внесены изменения и дополнения в устав Компартии. И, что особенно важно: во время съезда определена стратегия дальнейшего развития страны.
Новое поколение вождей, бесспорно, расставит свои акценты как во внутренней, так и во внешней политике КНР. Однако основные векторы развития, по прогнозам экспертов, останутся неизменными: поддержание быстрых темпов экономического роста, углубление рыночных принципов, оптимизация структуры производства, стимулирование «самостоятельной инновации», интеграция в мировую экономическую систему, усиление социальной защиты наименее защищенных слоев населения, экономия энергоресурсов и улучшение экологической ситуации.
Для достижения этих амбициозных целей Китай имеет и политическую волю, и экономические возможности. Несмотря на мировой финансовый кризис, только в 2011 году ВВП страны увеличился на 9,2% и достиг около 7,5 трлн. долл. Оказались эффективными и меры по привлечению иностранных инвестиций: в январе-сентябре 2012 года в экономику КНР поступило из-за рубежа более 83 млрд. долл. Эта цифра красноречиво говорит сама за себя.
Больших успехов Пекин достиг и на международной арене. Благодаря постоянному членству в Совете Безопасности ООН, Китайская Народная Республика входит в элитарный клуб самых влиятельных государств.
Вместе с тем беспрецедентный экономический рост, а также успешное противостояние последствиям мирового финансового кризиса дали Пекину возможность значительно расширить свое участие в важнейших международных процессах, в частности экономических.
Сегодня Китай активно отстаивает идею реформирования мировой валютно-финансовой системы с целью не допустить кризисных явлений глобального и регионального масштаба. Он также хочет обеспечить более адекватный учет в международном разделении труда интересов развивающихся стран.
В политическом плане КНР играет действенную роль в решении ряда острых вопросов международной повестки дня, среди которых ближневосточное урегулирование, ядерная проблема Корейского полуострова, иранское «ядерное досье», конфликт в Сирии. Здесь Пекин традиционно выступает за решение проблем путем переговоров, решительно отвергая внешнее силовое вмешательство.
В последние годы Китай существенно укрепил лидерские позиции в Азии. Это произошло благодаря как развитию двусторонних отношений со странами региона, так и активизации участия в таких региональных и субрегиональных механизмах, как АСЕАН, АТЭС, ШОС.
Возросло внимание Пекина к налаживанию сотрудничества с Африкой и Латинской Америкой, что лишний раз подтверждает глобальные амбиции современного Китая.
Однако, несмотря на все успехи, вряд ли Украина должна брать китайскую модель за образец. Все-таки в политической и экономической системах двух стран есть значительные отличия, заметно различаются и национальные традиции и менталитет. Но в одном нынешняя Украина имеет похожие, если не идентичные, установки с Китаем.
Президент Украины Виктор Янукович и его политическая команда, придя к власти в 2010 году, взяли курс на проведение комплексных и масштабных реформ практически во всех сферах жизни.
Украинская внешняя политика приобрела выразительные черты прагматизма и экономизации. Президент поставил перед отечественной дипломатией задачу расширить географию торгово-экономического сотрудничества, в частности наладить отношения с новыми партнерами в Азии, Латинской Америке и Африке. Речь идет прежде всего о тех странах, которые за последние десятилетия осуществили прорыв и стали мировыми экономическими суперсилами.
При таких обстоятельствах Китай превращается для Украины в естественного партнера.
Надо отметить, что до 2010 года украинско-китайские отношения не отличались особой активностью. Приведу лишь несколько примеров: последний визит главы Украинского государства в Китай состоялся в 2004 году, а глава КНР Цзян Цземинь посетил Украину в далеком 2001-м. Если в 2009 году объем взаимного товарооборота составлял лишь 4,17 млрд. долл., то в 2011-м он увеличился вдвое - до 8,49 млрд. долл., а, по данным китайских таможенных органов, превысил
10 миллиардов.
Поэтому не удивительно, что мы приложили все силы, чтобы кардинально интенсифицировать отношения с Пекином и вывести их на качественно высший уровень.
Именно с 2010 года начинается активный обмен визитами: в сентябре Китай посетил президент Украины В.Янукович, потом состоялись визиты в КНР премьер-министра Н.Азарова, в Украину главы КНР Ху Цзиньтао, вице-премьера госсовета КНР Чжан Децзяна, заместителя председателя постоянного комитета Всекитайского собрания национальных представителей КНР Ван Чжаого, обменялись визитами и руководители внешнеполитических ведомств и ряда других министерств двух стран.
Наконец, в 2011 году в Киеве президент Украины В.Янукович и глава КНР Ху Цзиньтао подписали Общую декларацию об установлении и развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и Китайской Народной Республикой.
Этому способствовали как взаимная заинтересованность в торгово-экономическом, научно-техническом, военно-техническом и гуманитарном сотрудничестве, так и отсутствие проблемных вопросов в двусторонних отношениях, близость подходов к решению международных проблем, обоюдное стремление к укреплению международной безопасности и стабильности и преодолению вызовов современности.
Задекларировав стратегическое партнерство, обе стороны прилагают усилия к наполнению его конкретным содержанием. По договоренности глав двух государств, следующим шагом должно стать подписание Программы развития украинско-китайских отношений стратегического партнерства на 2013-2017 годы.
О том, что дело сдвинулось с места, свидетельствуют и показатели товарооборота. В прошлом году он впервые перевалил за 10 млрд. долл., а за восемь месяцев 2012 года превысил 7 млрд. Следующим этапом должно стать преодоление нового рубежа - до 2015 года планируем выйти на 20 миллиардов.
К сожалению, торговое сальдо сегодня не в пользу Украины. Однако темпы роста украинского экспорта, объемы которого в прошлом году почти удвоились, свидетельствуют, что все больше украинских фирм и компаний открывают для себя китайский рынок.
Однако главный потенциал я усматриваю в реализации масштабных инвестиционных проектов.
На этом направлении мы уже можем похвалиться весомыми достижениями.
Подписан ряд документов в области сельского хозяйства относительно привлечения в агропромышленный комплекс Украины финансовых ресурсов из КНР объемом до 3 млрд. долл., экспорта кукурузы в КНР, заключено рамочное соглашение по энергетике, по которому общая сумма кредита составит 3,66 млрд. долл., подготовлено к реализации кредитное соглашение относительно строительства железной дороги Киев-Борисполь по проекту «Воздушный экспресс».
Проводятся переговоры между рядом китайских машиностроительных заводов и украинскими партнерами о создании в Украине с привлечением китайских инвестиций общего производства автомобилей экономичного класса, автобусов, легких грузовиков.
Отдельно хочу отметить Соглашение о валютном свопе гривня/юань между центральными банками Украины и КНР на сумму около 2,36 млрд. долл., что будет способствовать увеличению объемов украинско-китайской торговли.
Потенциал украинско-китайского торгового, экономического, инвестиционного сотрудничества практически неисчерпаем. Мы только начинаем реализовывать его по-настоящему.
Не менее насыщенным и интенсивным становится культурно-гуманитарное сотрудничество между нашими странами.
Прежде всего вспомню успешное проведение Дней культуры Украины в Китае в 2010 году и Китая в Украине - в 2011-м.
Полные концертные залы в КНР собирали гастроли балетной труппы Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко, Национального симфонического оркестра Украины и других творческих коллективов.
Убежден, что не меньшей популярностью будут пользоваться выступления Национального академического ансамбля народного танца Украины им. П.Вирского, Дни украинской музыкальной культуры в КНР, в рамках которых состоятся выступления Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины.
Приятно отметить, что в нынешнем году экспозиция 40 рисунков украинских детей из Академии детского искусства получила кубок за лучшее коллективное участие на Первой международной выставке детского творчества в Пекине.
Вырисовывается интересный общий проект по созданию художественно-документального сериала о дружбе народов Украины и Китая, истории и настоящем наших отношений.
Большие ожидания мы возлагаем на сотрудничество между Украиной и КНР в области образования. Согласно недавно подписанному соглашению, уже с 2013 года сотня украинских студентов будет учиться в лучших китайских университетах на стипендии правительства КНР. При этом речь идет не только о китаеведах-гуманитариях, но и о специалистах по техническим дисциплинам.
Особенно радует то, что в китайском обществе повышается интерес к изучению украинского языка и культуры. В Пекинском университете начали преподавать украинский язык, в Чжецзянском педагогическом университете создан Украинский научно-исследовательский центр.
А в Украине открылись четыре института Конфуция, в которых изучают китайский язык и культуру: в Киевском национальном университете им. Т.Шевченко, Луганском национальном университете им. Т.Шевченко, Харьковском национальном университете им. В.Каразина, а также в Южноукраинском национальном педагогическом университете им. К.Ушинского.
Отдельно хочу остановиться на таком важном аспекте украинско-китайского партнерства, как межрегиональные связи.
Практика прямых контактов между областями Украины и провинциями Китая имеет многолетнюю историю, о чем свидетельствуют 77 заключенных документов о партнерстве и побратимстве. К сожалению, их применение на практике не отвечает требованиям и потребностям времени. По моему мнению, заметно отстает экономическая составляющая межрегионального сотрудничества.
Поэтому сегодня каждый визит представителей регионов и городов Украины и Китая должен быть нацелен на конкретный результат, на конкретные экономические проекты. Правильность такого подхода подтверждают результаты недавних визитов украинских региональных делегаций в провинции Аньхой, Хейлунцзян, Гуандун, Чжецзян, Ляонин.
Думаю, уже этот краткий перечень успехов, достигнутых за два последних года, убедительно свидетельствует о содержательности отношений стратегического партнерства между нашими государствами. Вместе с тем новое качество отношений с Китаем дает Украине возможность приобщиться к политико-экономической жизни всего Азиатского региона.
В этом контексте интерес для нас представляет Шанхайская организация сотрудничества, роль которой в вопросах международной политики, экономики, безопасности на протяжении последних лет вышла далеко за региональные рамки, превращая организацию в структуру евразийского масштаба. Сейчас мы работаем над перспективой получения Украиной в ШОС официального статуса наблюдателя или партнера по диалогу.
По моему мнению, нам нужно сосредоточить внимание прежде всего на экономической составляющей, в частности на создании более благоприятных условий для торговли и инвестиций, расширении банковского, кредитно-финансового и инвестиционного взаимодействия. Весьма перспективными направлениями является также сотрудничество в области энергетики, строительства, инфраструктуры и сельского хозяйства.
Контакты и взаимодействие Украины с ШОС могут обеспечить нашему государству не только усиление его позиций в регионе и связей со странами - членами организации, но и, в перспективе, расширение присутствия украинских производителей на рынках стран, сотрудничающих с этой структурой в статусах наблюдателя и партнера по диалогу.
Определенный интерес прослеживается и к взаимодействию в сфере безопасности, поскольку Украина и ШОС демонстрируют подобные подходы в вопросах региональной безопасности, разработки и реализации мероприятий по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, нелегальной миграции, незаконному обращению наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности.
Как видим, стратегическое партнерство с Китаем открывает перед Украиной колоссальные возможности и перспективы. Это - мощные финансовые потоки в нашу экономику, миллиардные проекты, выход украинских производителей на новые рынки, реальная поддержка наших реформ.
А кроме того, Китай - вдохновляющий моральный стимул. Эта страна на собственном примере доказала: нация, которая консолидировалась ради общей цели, обязательно достигнет успеха.