Экономически успешная и дважды проводившая свободные и справедливые выборы Кения вполне могла бы послужить примером для всей Африки. Но большая часть этих достижений, кажется, была уничтожена после президентских выборов чуть больше чем за две недели насилия в стране. Более 600 человек были убиты, а 250 тысяч вынуждены были покинуть свои дома. Экономика, которая в 2007 году возросла на целых 6 %, замерла, столкновения племен грозят усилением эскалации конфликта, а репутация Кении как стабильного приверженца демократии фактически потерпела крах.
Свидетельством важности Кении для континента стало то, что видные африканские фигуры, в частности архиепископ Десмонд Тату и бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, привлечены к попытке урегулирования кризиса. Хаос начался в прошлом месяце после президентских выборов, ставших причиной острого конфликта между президентом Мваи Кибаки и претендентом на эту должность Раилем Одинга. Каждый из них утверждал, что именно он выиграл выборы 27 декабря. Однако избирательная комиссия, назначенная Кибаки, объявила его победителем, и 30 декабря он спешно был приведен к присяге.
Роль Найроби как центра для размещения представительства Организации Объединенных Наций, большого количества гуманитарных групп и международных журналистов продолжительное время позволяла Кении сохранять свой высокий статус в регионе. А в последние годы страна заявила о себе как об одном из лидеров Африки, прилагая значительные усилия к решению конфликтов в Судане и Сомали. Кенийские посредники во время мирных переговоров помогали договориться северу и югу Судана об окончании гражданской войны. Также Найроби служил зоной безопасности для переходного правительства Сомали.
Кения подняла планку демократии в Африке в 2002 и 2005 годах, когда ее граждане проголосовали против действующего правительства без насилия и негативных последствий для себя. Они бросили вызов бывшему президенту Даниелу Арапу Мои, руководившему Кенией в течение 24 лет, отклонив кандидатуру избранного им лично преемника Ухуру Кениатта и получив редчайшую для африканцев победу в противостоянии с могущественными политиками континента.
Порты страны служат сетями, через которые идет торговля, распространяются по всей Восточной Африке помощь и грузы со всего мира, поступающие в регион в рамках «Продовольственной программы». Кенийское побережье и уникальные парки дикой природы чрезвычайно популярны и привлекают ежегодно примерно полмиллиона туристов, в основном из Великобритании и Соединенных Штатов. Почти все соседи Кении завязаны на ее порты, шоссе и сети логистики для поставок товаров и доступа на международные рынки.
Но независимая Кения большую часть своей истории имела авторитарное правление. Демократические реформы начали проводить только с 2002 года, после избрания президентом Кении Мваи Кибаки, который стал быстро продвигаться в направлении расширения прав человека, поддержки экономики и отмены ограничений на деятельность СМИ. Однако его борьба с коррупцией, за создание рабочих мест и снижение бедности имели меньший успех, и именно эти проблемы послужили импульсом для противостояния в кенийском обществе. Как считают кенийские эксперты, неравенство, коррупция, дискриминация и отстранение определенных слоев общества от распределения дивидендов от национального богатства стали основными детонаторами насилия. Общественное недовольство вызревало в течение длительного времени, а выборы стали лишь спусковым крючком его механизма. И хотя Мваи Кибаки и Раил Одинга сегодня обвиняют друг друга в организации «геноцида», но это не что иное, как борьба между кенийскими политическими кланами за землю и ресурсы. Именно эти факторы стали мотивом и основной причиной запущенного обоими лидерами общественного противостояния.
Еще одна причина конфликта, хаоса и насилия — межэтническое противостояние, поскольку кенийское общество этнически не однородно. Страну населяют в общей сложности 42 племени. Основные этнические группы — это кикуйу (22%), лухья — 14%, луо — 13%, календжин — 12%.
Чтобы понять, каковы причины конфликта между племенами, необходимо вспомнить, что колонизация Кении британцами продолжалась с 1899 по 1963 год. Она началась с той части территории, где жили кикуйу. А поскольку британцы забрали их земли, то кикуйу вынуждены были переместиться со своей родины в другие части Кении и фактически рассеялись по всей стране. Британская система власти заставила кикуйу поставлять рабочую силу белым поселенцам, и таким образом эта этническая группа стала ведущей для британской колониальной империи.
Вместе с тем именно кикуйу возглавили борьбу за независимость страны, в том числе движение Мау Мау. А это означало передачу власти от британцев преимущественно к элите кикуйу, поскольку доминирование кикуйу было всегда в центре переговоров о независимости. В 1963 году кикуйу, луо и календжин согласились на создание унитарного правительства как единственного механизма, способного сохранить целостность страны, минимизировать различие в этнической принадлежности и формировать национальную идентичность.
Но распределение ресурсов, в особенности земли, происходило с соблюдением этнических линий. Кикуйу были сельскохозяйственным сообществом, рассеянным по всей центральной Кении. Когда белые ушли, кикуйу стали первыми, кто приобрел освободившуюся после них землю. Кикуйу также имели свободный доступ к кредитам, которые позволили им основать свои фирмы, стать экономически доминирующими и получить больший доступ к образованию, чем остальные племена. А получив экономическую власть, они стали управлять политикой.
В Кении, к сожалению, существует серьезная угроза геноцида. Учитывая историю страны и межэтнические столкновения, происходившие в 1992 году, а также недавние события в Руанде, было бы логично ожидать от кенийских элит разной этнической принадлежности попытки найти общий язык. Поскольку перерастание противостояния в широкомасштабный конфликт опасно не только для кенийцев. Уганда и Руанда и остальные страны региона, не имеющие выходов к морю, существенно зависят от кенийского порта в Момбаси, и насилие в стране может весьма сказаться и на них. Существует также проблема запасов продовольствия непосредственно для самой Кении. Продовольственные продукты, поставляемые в Найроби и другие города, производятся в других частях страны. И если их поставки на рынки городов прекратятся или будут заблокированы, то жителей этих населенных пунктов ожидает голод.
По-видимому, конфликт в Кении может перечеркнуть ее будущее. Вспомните: еще в 2007 году Томас Фридман на страницах одной из самых влиятельных американских газет The New York Times, оценивая кенийский потенциал, прогнозировал, что она вполне способна стать африканским «экономическим тигром».
Но, как справедливо отмечает зимбабвийская газета The Standard, «Если на будущей неделе с помощью группы влиятельных африканцев политический кризис в Кении не будет разрешен, то континент может начать терять свои достижения на всех фронтах. Экономическая и политическая стабильность, казавшаяся такой близкой, когда мы завершали 2007 год, а также перспективы движения, предусмотренного многими независимыми организациями, в том числе и ООН, могут быть перечеркнуты. А континент будет не в состоянии спасти от краха страну, которая после установления демократии достигла больших успехов в поддержке политического и экономического равновесия. Бесполезно сейчас искать виновных, когда в Кении сотни людей убиты, а тысячи стали бездомными. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы положить конец кровопролитию, а Кибаки и Раилу должны осознать, что они — в центре момента определения африканской политической истории».