Безопасностная ситуация вокруг Украины, обострявшаяся почти два месяца, стала предметом переговоров разного уровня между США и РФ. Стороны начали с обмена резкими заявлениями, вплоть до ультимативного характера, и этот дипломатический дуэт РФ—США звучит все чаще и все громче. Такое состояние дел весьма выгодно обоим его участникам.
Из-за обострения безопасностной ситуации и переговоров:
Россия укрепляет свой имидж ведущего игрока глобального уровня, с чьими интересами и прихотями должен считаться весь остальной мир, включая Соединенные Штаты. Кроме продвижения собственных интересов на внешнеполитической арене, такая линия поведения приносит российскому режиму и внутриполитические дивиденды, укрепляя авторитет Путина в глазах большинства российских граждан. Тем самым режим достигает определенного усиления внутриполитической стабильности. Для него это важно, поскольку шквал социально-экономических проблем в российском обществе продолжает неустанно нарастать.
Путин заставил Байдена сначала сесть с ним за стол переговоров, а позже — и начать торги. Правда, как мне кажется, Байден не сильно и сопротивлялся. Россия получила возможность поторговаться с США по широкому кругу вопросов, поставив на кон нечто вроде новейшей разрядки в Европе. Общие прихоти Путина были переданы американской стороне в форме ультимативных по смыслу документов. Многое в них априори неприемлемо. Зато есть предмет для разговора, интенсивных торгов и уступок по широкому кругу несущественных для России моментов.
США, в свою очередь, укрепляют свой имидж непоколебимого защитника Европы и лидера демократического мира. Это важно, потому что в последние годы этот имидж (вместе с авторитетом) ощутимо поблек. Байден и его команда из-за обострения ситуации вокруг Украины получают формальные основания для интенсивного диалога с российской стороной, в том числе на уровне президентов, по весьма широкому кругу вопросов. В частности появляются дополнительные возможности протолкнуть навязчивую идею заручиться поддержкой либо нейтралитетом РФ в противостоянии США с Китаем.
Следует отметить, что сам переговорный процесс дуэта РФ—США в течение года развивался в несколько странной форме — вроде беспрерывного бега по кругу. Я имею в виду повторение двухэтапной схемы: обострение безопасностной ситуации вокруг Украины — переговоры в формате Байден—Путин без достижения каких-либо перемен к лучшему. В этом году мы стали свидетелями уже двух раундов переговоров по этой схеме. Теперь на очереди третий раунд, и это делает ситуацию уже слегка абсурдной. Как и заявление Байдена о том, что он дал своей администрации четыре недели на предотвращение вторжения России в Украину. Ведь ни за последние два месяца с начала последнего обострения, ни за все девять месяцев с начала предыдущего США так и не смогли предложить пакет действенных мер, способных предотвратить полномасштабное вторжение России в Украину.
Такое состояние дел, вместе с широким кругом интересов, которые имеет в разговорах каждая из сторон дуэта, а также с быстрым началом закрытых торгов между ними, конечно же, не может не беспокоить Украину. Потому что нет оснований слепо доверять американскому руководству и полагаться на него в чувствительных для безопасности Украины вопросах. Вспомним хотя бы отказ США выполнять свои обязательства в рамках Будапештского меморандума. И заявления президента Байдена, что ошибки президента Обамы в контексте защиты Украины не повторятся, хотя и греют душу признанием факта ошибок, отнюдь не успокаивают. Потому что никто пока что не мешает президенту Байдену наделать новых.
Наибольшую обеспокоенность в условиях непредсказуемых итогов переговоров РФ—США у украинских экспертов вызывает возможное принуждение Украины немедленно реализовать минские договоренности на абсолютно неприемлемых для нее условиях. Такой шаг действительно серьезно угрожает безопасности Украины, вплоть до погружения в полнейший хаос.
Тем временем лично я довольно скептично смотрю на возможность американо-российских компромиссов за счет Украины, в т.ч. с привлечением минских договоренностей. Судьбу и будущее Украины решает прежде всего ее гражданское общество. Напомню: в свое время президент Порошенко под давлением стран Запада стремился добиться от Верховной Рады ратификации минских договоренностей. Тем самым им был бы придан характер юридически-правового обязательства со стороны Украины (на сегодняшний день наша страна де-факто никаких обязательств согласно им не несет). Из этого получился пшик, потому что «улица» выступила категорически против. Надеюсь, и теперь в ВР есть достаточно людей, понимающих всю опасность реализации этих договоренностей как для Украины, так и для себя лично. А также то, что любой компромисс такого рода безусловно натолкнется на активное, вплоть до вооруженного, противостояние украинских граждан. Рекомендовал бы нашим американским коллегам учитывать это, разрабатывая варианты своих действий.
Но даже несмотря на собственный скептицизм, должен признать: угроза все же есть, она реальна. Поэтому требует противодействия. Едва ли не наихудшее в связи с этим то, что в условиях разворачивания российско-американских переговоров Украина традиционно исполняет роль зрителя и, как говорят, «нервно курит в сторонке». То есть реальных рычагов влияния на итоги переговоров у нее нет. Похоже, однако, что наше руководство, тоже традиционно, не очень и проникается таким состоянием дел.
Тем временем в арсенале Украины есть инструменты дипломатически-психологического влияния, которые могут как защитить ее безопасностные интересы, так и наделить нашу страну статусом участника торгов по важным для нее вопросам. Часть их могла бы применить ВР Украины, часть — президент и МИД. Важно, чтобы такого рода предложения и планы были если не в работе, то на столе, на виду у наших дружественных и не очень партнеров.
Сжато охарактеризую отдельные из таких мер.
Прекратить любые переговоры в минском, а возможно, и нормандском форматах. Основание — демонстративный де-факто выход из минских договоренностей России. Как известно, вопреки этим договоренностям, РФ отказывается признать себя стороной конфликта, настаивая на роли посредника в переговорах между Киевом и ОРДЛО. Против такой позиции РФ, как известно, возражают даже Франция и ФРГ. Для нас важно, что она лишает какого-либо смысла все связанные с этим переговорные форматы, потому что не с кем и не о чем говорить. Условием возобновления переговоров должно стать возвращение к ним России именно как стороны конфликта.
Нужно так же категорически прекратить какие-либо попытки «разморозить» конфликт на Донбассе. Наоборот, степень «замораживания» надо усиливать. Потому что даже в среднесрочной перспективе сумма угроз безопасности Украины, в случае достижения урегулирования конфликта, на порядок превышает сумму угроз в случае сохранения статус-кво. Урегулирование будет осуществляться исключительно за счет интересов Украины. Нельзя менять Украину на Донбасс! А другие варианты не просматриваются. Для других вариантов у Украины просто нет необходимого экономического, военного и политического потенциала. Поэтому, как ни глянь, длительное «замораживание» конфликта — самый безопасный и самый дешевый для Украины вариант.
И не нужно играть или вестись на всяческие «гуманистические» лозунги, потому что речь идет ни много ни мало — о выживании всей страны. Ответственной за ситуацию на оккупированных территориях, согласно международному праву, является страна-оккупант. Все! И если Франция, Германия или США будут недовольны такой нашей позицией, то Украина абсолютно не возражала бы против их финансовой поддержки необходимого уровня жизни населения оккупированных территорий. А особенно приветствовала бы поддержку жителей Донбасса, которые уже покинули или хотят покинуть оккупированные районы, построив, например, необходимую для их проживания инфраструктуру на контролируемой Киевом территории. Но не нужно быть гуманистами за наш счет!
Вероятность того, что РФ признает себя участницей конфликта, низка. Соответственно, такой шаг вместе с «замораживанием» наглухо оккупированных территорий резко снизил бы вероятность и навязывание Украине невыгодных сценариев деоккупации Донбасса.
В принципе, если говорить весьма откровенно, то целесообразно было бы вообще раз и навсегда выйти из минских договоренностей. Их реализация для Украины более вредна, чем снятие Западом с России своих во многом непутевых санкций. Беда Запада, если он не понимает, что этими санкциями защищает прежде всего сам себя. Впрочем, в этом году Путин уже весьма наглядно продемонстрировал всем, что российская агрессия против Украины проблема не только Украины, это проблема безопасности и благосостояния всей Европы.
Предупреждение мирового сообщества о выходе Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия в случае нового российского вторжения. Украина имеет для этого все юридически-правовые основания. Такой шаг предусмотрен ст. Х этого Договора, а также оговорками, принятыми ВР Украины во время присоединения к нему. Кроме того, он обусловлен банальным невыполнением гарантами безопасности Украины своих обязательств в связи с ее добровольным ядерным разоружением (Будапештский меморандум). Кстати, в 2014 году соответствующий проект о денонсации ДНЯО уже был зарегистрирован в ВРУ. Пора к нему вернуться.
Заранее согласен, что такой шаг — резкий и контроверсионный. Однако он может стать четким предупреждением для США, что эта опция — на столе, и торговля интересами Украины может усилить разрушение системы международной безопасности. А это рано или поздно ударит по самим Соединенным Штатам. Если у кого-то есть другие предложения хотя бы мизерных козырей для торга с США, пожалуйста. Варианты вроде «Кац предлагает сдаться» не принимаются.
Поднять вопрос о том, что Россия незаконно заняла место постоянного члена СБ ООН. РФ не значится в Уставе ООН среди постоянных членов. Им является СССР, а Россия далеко не единственный правопреемник бывшего Советского Союза. Такие права имеет, в частности, и Украина. Так что здесь есть о чем говорить.
Настоять перед нашими западными партнерами на передаче Украине зарубежной собственности бывшего СССР, которая является спорной, хотя все еще и находится на балансе РФ. Благодаря сопротивлению Украины она так и не стала ее собственностью, то есть Россия не имеет, например, права на отчуждение такого имущества. Теперь, в условиях нарастания российской угрозы для безопасности Европы в общем, наступило благоприятное время начать активно сотрудничать с нашими партнерами по этому вопросу.
Разорвать дипломатические отношения с Россией. Наличие таких отношений, с точки зрения международно-правовой практики, опровергает все обвинения России в агрессии против Украины и оккупации украинских территорий. Они являются признаком признания Украиной дружественного характера отношений с РФ. Поэтому сохранение дипотношений между нашими государствами выгодно лишь России.
Последние три пункта — весьма серьезные средства психологического давления на РФ, основа для разговора и торгов с ней.
Дать, наконец, должную официальную оценку настоящей природе современного политического режима в РФ. Если в нескольких словах, речь идет о том, что этот режим не просто авторитарный. В сознании высшего политического руководства России, и не только, доминируют идеи реваншизма, милитаризма и разделенности российской нации. Внешняя и информационная политика режима — калька худших сталинско-гитлеровских образцов. Она построена на ультиматумах, шантаже, откровенной лжи и лицемерии.
Целью работы на этом направлении должно стать формирование образа России и ее руководства как чего-то токсичного, с чем порядочный иностранец, все равно политик или бизнесмен, просто не может иметь никаких дел. Переговоры с Путиным, так же, как и с Гитлером, как показал опыт Второй мировой войны, возможны лишь по вопросу его капитуляции. Именно на такую позицию в свое время встала Великобритания, оставшись вообще один на один с гитлеровской Германией. Встала и победила! Впрочем, об этом надо периодически напоминать и украинскому руководству.
По возможности чаще озвучивать уверенность в неотвратимости, в перспективе нескольких десятилетий, распада РФ по образцу развала СССР. В свое время Москва сумела убедить значительную часть наших западных партнеров в неизбежности развала Украины, что в какой-то степени отрицательно сказалось на предоставлении нам помощи в противостоянии российской агрессии. Провал операции «Новороссия» наглядно опроверг эти фантазии. Наше задание теперь — убедить партнеров в необратимости скорого и окончательного распада реликта Российской империи, каковым сегодня является РФ. Аргументов в пользу такого видения более чем достаточно. Резкая недавняя реакция Путина на возможность преобразовать РФ, по его словам, в Московию — весьма показательна в связи с этим. Она свидетельствует, что проблема есть, и реальная, Кремль ее видит. К тому же на самом деле лишь этот путь обещает единственную реальную гарантию устойчивого мира как между Киевом и Москвой, так и в Европе вообще.
Реализуя эти и другие меры, не следует слишком уж бояться негативных оценок наших западных партнеров. Зависимость Украины от их оценок и поступков, особенно в контексте противостояния России, весьма преувеличена. Наши партнеры не помогли Украине в 2014 году. Однако мы выстояли! Не вижу оснований полагать, что теперь будет иначе. И не нужно бояться ставить наших партнеров в неудобное положение, если справедливость и международное право на нашей стороне. Они же не гнушаются укреплять свою безопасность за наш счет.
***
Конечно, чтобы реализовать хотя бы что-то из предложенного выше, нужна политическая воля. К сожалению, как у предыдущего, так и у нынешнего руководства государства она проявляется лишь в случае какой-то личной заинтересованности…