Возвращение к соглашению о контроле ядерной программы Ирана откладывается минимум до конца года, максимум — не неопределенное время.
Возвращение к соглашению привело бы к существенному уменьшению российских и увеличению иранских ресурсов, которые обе эти страны используют для продвижения своих агрессивных целей. Идея фикс России — уничтожить Украину, идея фикс Ирана — уничтожить Израиль. У идеи возвращения к ядерной сделке было много сторонников, но Россия и Израиль работали настойчиво и умело, чтобы были удовлетворены именно их интересы.
Челночная дипломатия
Напомню. После того как в 2000-е стало известно и МАГАТЭ убедилось, что Иран скрытно под видом энергетической продвигает ядерную программу, позволяющую создать ядерное оружие, начались поиски международного решения проблемы. Администрация Барака Обамы решила, что международное соглашение — решение лучшее, чем санкции. В 2015 году, вопреки настойчивым требованиям Израиля этого не делать, США подписали с Ираном соглашение, соспонсорами и участниками которого выступили официальные ядерные страны — Великобритания, Китай, Россия, Франция и неядерная Германия. Позиция европейских стран в этом соглашении часто представлена дипломатией ЕС.
Смысл соглашения состоял в том, что Иран ограничит проверяемым образом свою ядерную программу так, чтобы она не позволяла создать ядерное оружие. В обмен на это с Ирана будет снята значительная часть международных санкций, что позволит ему, в том числе зарабатывать торговлей нефтью и газом.
В 2018 году Дональд Трамп одним из своих первых решений на посту президента вывел США из соглашения с Ираном и возобновил практику все более жестких санкций. Политика Трампа была встроена в более широкую, и, стоит признать, успешную стратегию развития отношений Израиля с арабскими странами и выстраивания региональной коалиции, противостоящей Ирану. Обратной стороной было то, что на фоне решения о выводе американских войск из Афганистана Дональд Трамп в конце своей каденции готов был погрузить США в прямое военное столкновение с Ираном.
Администрация Джозефа Байдена сделала восстановление соглашения о ядерной программе Ирана одним из своих приоритетов. Видение состояло в том, что разговор с Ираном возможен не только на языке санкций. Челночные переговоры о восстановлении соглашения были запущены уже в апреле 2021 года через пару месяцев после инаугурации Байдена. Американская идея состояла в том, чтобы сделать соглашение лучше, чем оно было — гарантировать среди прочего, что Иран откажется от агрессивных действий на Ближнем Востоке и ограничит ракетную программу. Но на практике переговоры шли об обмене ограничений на ядерную программу, которую Иран готов восстановить под контролем МАГАТЕ, на отмену американских санкций, которых администрация Трампа успела принять сотни, если не тысячи.
США и Иран отказывались встречаться непосредственно, поэтому переговоры велись при посредничестве европейской дипломатии с фоновым участием России и Китая. Переговоры о том, какие именно санкции (не все они наложены именно в связи ядерными амбициями Ирана) и в каком порядке будут сниматься, и насколько жестким будет контроль ядерной программы Ирана со стороны МАГАТЭ, длились более полутора лет. В начале августа этого года ЕС представил сторонам «дорожную карту» скорого возвращения к соглашению. США и Ирану было предложено после подписания соглашения установить переходный период в четыре месяца, в течение которых США могли бы снять часть важных для Ирана санкций, а Иран мог бы достичь с МАГАТЭ части важных для США соглашений об инспекциях и мониторинге. Европейские дипломаты были полны оптимизма. Но американские и иранские ответы на европейские предложения разочаровали всех участников. В начале сентября и европейские, и американские дипломаты дали понять, что соглашение откладывается, возможно, снимается с повестки дня.
Цена вопроса
Возможность Ирана создать собственное ядерное оружие зависит от глубины обогащения урана по «оружейному» изотопу 235 и режимов работы ядерных реакторов, способных нарабатывать «оружейный» изотоп плутония 239. Существуют разные оценки скорости наработки количеств урана и плутония, достаточных для создания Ираном ядерного оружия. Согласно израильским оценкам, в условиях действия соглашения Иран смог бы получить необходимое количество оружейных ядерных материалов к 2031 году. В отсутствие соглашения темпы могли бы быть сильно сокращены.
В последние месяцы звучали алармистские заявления сторонников восстановления соглашения 2015 года о том, что Иран находится буквально на пороге создания ядерного оружия. Действительно, с 2019 года, когда Тегеран объявил, что прекращает придерживаться ограничений ядерной программы ввиду выхода из соглашения США и начала новой санкционной политики, были сделаны шаги, которые увеличили у Ирана количество материалов, пригодных для создания ядерного оружия. Но речь идет о единицах ядерных взрывных устройств. Их Ирану еще нужно создать и испытать, и при этом избежать возможных ударов Израиля, направленных на силовое прекращение иранской оружейной ядерной программы. Пока же речь идет о ядерных материалах и их количествах, достаточных или недостаточных для создания одного ядерного взрывного устройства.
Цена соглашения с Ираном сейчас связана скорее с нефтью, чем с ядерным оружием. Согласно оценке издания Bloomberg, в Персидском заливе, у берегов Китая и Сингапура находится до 100 млн баррелей иранской нефти. Эта нефть уже залита в зафрахтованные танкеры, готовые следовать к месту продажи. Еще до 50 млн баррелей уже добытой иранской нефти находится в наземных хранилищах.
Итого, в случае снятия санкций, на мировом рынке может технически быстро (не учитывая торговых и финансовые процедур) оказаться до 150 млн баррелей иранской нефти, не считая возможностей восстановления добычи и продажи на мировые рынки. Этого достаточно, чтобы повлиять на цены. До конца года для ограничения мировых цен США открыли свои резервы нефти в объеме 180 млн баррелей. Ежедневная потребность всего мира в нефти составляет около 100 млн баррелей. То есть к немедленной продаже готов объем иранской нефти для полутора суток мирового потребления.
На международных рынках торгуется только часть этих объемов. Под влиянием оптимизма по поводу восстановления соглашения о ядерной программе Ирана и снятия санкций, который было появился в августе, ОПЕК решил сократить добычу на 100 тыс. баррелей в день. Вероятно, с таким ежедневным объемом могла бы продаваться иранская нефть, закачанная в танкеры и ждущая потребителя. До выхода США из соглашения с Ираном и введения санкций Иран экспортировал в ЕС 500–700 тыс. баррелей нефти в день.
Возвращение США и Ирана к соглашению могло бы привести к быстрому появлению на рынке объемов нефти, способных снизить цену барреля много ниже нынешнего порога 100 долл. за баррель. Это было бы против интересов России. Одновременно Иран получил бы значительные ресурсы для продвижения своих геополитических планов, среди которых уничтожение Израиля остается одним из приоритетов. Понятно, что это было бы против интересов Израиля.
Комбинация интересов
Когда в августе появились перспективы восстановления соглашения о ядерной программе Ирана и снятия с него большой части санкций, Израиль предпринял значительные усилия, чтобы этого не произошло. Коммуникации со США были интенсивными. Израиль заявлял, что действует иначе, чем в 2015 году, когда публичные призывы к администрации Барака Обамы были в конечном счете проигнорированы.
Неизвестно, какие аргументы использовал Израиль, но на его стороне сыграла неуступчивость Ирана. Тегеран в ответ на европейскую «дорожную карту» потребовал, чтобы МАГАТЭ просто прекратило инспекции на ряде объектов. После некоторых колебаний США сочли такую иранскую позицию неприемлемой и, как утверждают израильские СМИ, сообщили израильским партнерам, что соглашение с Ираном больше не стоит на повестке дня.
Политика России была проявлена меньше, чем Израиля. Но точно также она была направлена на срыв соглашения. Россия убеждала Иран требовать на грани достижения компромисса со США выполнения дополнительных условий, в расчете получить их в общем пакете. И Тегеран в последний момент потребовал. Россия, вероятно, убедила Иран, что США согласятся с требованием Ирана ограничить действия МАГАТЭ ради ограничения цен на нефть. Но при этом Россия определенно понимала, что Израиль сделает все, чтобы не допустить соглашения на таких условиях. И Израиль не допустил.
Можно предположить, что в запасе у России были дополнительные инструменты разрушения компромисса между США и Ираном, который, казалось, был близок в августе. Если бы российские войска продемонстрировали в действии иранские дроны, уничтожающие американские гаубицы, поставленные Украине, США трудно было бы снять санкции с Ирана даже в обмен на его возвращение к соблюдению соглашения о ядерной программе. Но этого и не потребовалось.
О том, что компромисс по соглашению 2015 года разрушен и его поиски отложены на неопределенное время, говорит следующий факт. На прошлой неделе «Большая семерка» и Европейская комиссия объявили о процедурах административного ограничения цен на российские нефть и газ. План может сработать, и он сделает танкеры и хранилища с иранской нефтью неактуальными для состояния глобальных энергетических рынков.
Такая ситуация разводит в разные стороны интересы России и Израиля в отношении Ирана. Иран уже сделал заявления касательно Израиля, которые вполне отвечают российским шаблонам в отношении Украины. Заявления выдержаны в том духе, что если Иран не будут уважать, то он устроит войну. В таких условиях Израиль и Украину объединяет вполне прагматичный интерес, связанный именно с ядерной безопасностью. Иран не должен с помощью России получить доступ к ядерным материалам на временно оккупированной Запорожской атомной станции.
Больше статей Алексея Ижака читайте по ссылке.