Посол Индии в Украине Видья Бушан Со |
Изучая историю религии, мы неоднократно сталкиваемся с примерами ее циничного использования в качестве средства политической борьбы. События последних месяцев особенно наглядно подтверждают это. Талибы объявили Америке джихад, американцы, перекрестившись, ответили тем же, в который раз нарушив одну из священных заповедей всех мировых религий— «не убий»… Таких примеров немало. Ведь все, что происходит в мире, круто замешано на политике, а значит — связано с насилием. Правда, существуют и противоположные примеры. В мировой практике есть случай, когда именно религия становилась стержнем политической доктрины. Речь идет о Махатме Ганди. Он вел, если можно так сказать, «религиозную политику». Движущей ее силой стала любовь, в глобальном понимании этого слова. Ганди на практике доказал истинность слов Будды: «вражда не усмиряется враждой, она усмиряется невраждой» и сделал это основным принципом политики.
Пусть невозможно, руководствуясь западными критериями, судить, насколько реалистичными были методы, используемые в индийском национальном движении. Но факт остается фактом: именно такими абсурдными и не прагматичными с точки зрения англичан методами индийцы этих же англичан и победили. А победителей, как известно, не судят. Им отдают должное и изучают их опыт.
О сегодняшней Индии, индусах, индуизме и о том, какое влияние эта религия оказывает на своих приверженцев, мы беседуем с человеком, который по вере индус, хотя по убеждениям мирянин. Знакомьтесь: Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Украине Видья Бушан Сони. Он работает в Украине с ноября 1997 года.
Индуизм — религия пацифистов
Индия входит в десятку самых развитых стран мира, занимает шестое место по основным экономическим показателям и содержит одну из мощнейших в мире армий. Страна, в которой бедность не порок, а определенное состояние философствующей души. Наследница одной из самых древних на земле цивилизаций, страна, где новейшие достижения науки и техники гармонично уживаются с мудростью предыдущих тысячелетий. Вся обстановка в посольстве Индии в Украине еще раз подтверждает это. На столах фигурки различных богов в увитых цветами рамочках — картины с изображением Вишну. Застыл в своем неистовом танце многорукий Шива. Да и в самом кабинете посла наряду с необходимыми по протоколу вещами множество статуэток, картин и картинок, что делает его уютным и нестандартным. На видном месте — портрет Раджива Ганди.
— Господин посол, как по-вашему, почему именно в Индии удалось добиться соединения политики и религии на основе добра, а не насилия?
— Прежде всего хочу пояснить, что Индия против смешивания политики и религии. Насилие, исходящее от современных террористов — это результат такого смешивания. Индуизм — пацифистская религия. Эта религия — личное дело каждого, она не требует обязательного перехода верующих из других религий. Индия получила независимость путем ненасильственных мирных методов: голодовками, отказом от сотрудничества с колониальной властью и т.д.
— Почему любая попытка определить индуизм, исходя из привычных представлений о религии, обязательно заканчивается крахом?
Индуизм — религия, не похожая ни на одну другую, и привычный подход к ней неприменим. Она не дает четкой установки. Не заключает человека в рамки конкретных, общих для всех правил. В ней, как и в самом человеке, мирно уживаются самые разнообразные, порой даже противоположные черты.
Богов в индуизме так много, что бессмысленно пытаться их посчитать. В это число входят боги, полубоги, святые, кастовые, родовые и семейные покровители, демоны, духи и даже призраки. Индусы верят в единый вселенский дух, но допускается и поклонение десяткам других богов и богинь, ведь они суть проявление этого вселенского духа. Несмотря на различия течений, групп, направлений и взглядов, его единство индуизма неоспоримо.
— А если человек почувствует, что ему «уютнее», например, в исламе или христианстве?
— Значит, это его место и никто не будет ему мешать, а тем более за это преследовать. На сегодня в моей стране представлены все основные религии мира, а также самые разнообразные верования и культы. Но 83% населения исповедуют индуизм.
— Получается, богов можно менять, как перчатки?
— Для каждого этапа жизни характерны свои особенности и своя духовная жизнь, которая в индуизме понимается как нечто обусловленное психологическими склонностями, возрастом и способностями человека. То, что подходит для одного, может оказаться неприемлемым для другого. В индуизме каждый волен выбирать ту дорогу к Богу, которая ему ближе.
— Но дорога, близкая сердцу маньяка, усеяна трупами, а вора — грабежами. Да и нормальный человек при таком разнообразии может потерять ориентиры. Недаром же говорят, что многообразие вариантов ведет к потере цельности?
— Принимая индуизм за основу своего мировоззрения, человек принимает и его основные принципы. Он верит в карму, сансару и возможность освобождения от них, признает авторитет священных книг (вед) и при этом четко следует запечатленной в ведах дхарме. Дхарма — то, на чем держится мир и общество: закон, долг, обязанность. Она неотделима от истины. Общая дхарма людей — правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда другим. Это и есть основные ориентиры.
Дхарма неизменна, вечна и открывает перед человеком три праведных пути постижения истины. Первый заключается в следовании своей дхарме. Необходимо исполнять свой долг бескорыстно, с полным внутренним отречением. Второй — путь знания: для познания высшей мудрости надлежит развивать интеллект и интуицию. Третий путь — служение Богу, полное вверение себя ему.
— Каждый следует своим путем. Но он определен каждому в строгом соответствии с сословной принадлежностью. Как неоднократно подчеркивают практически все академические издания — одна из основных отличительных сторон жизни Индии — наличие системы каст, которая пронизывает всю общественную жизнь индусов и делит население страны примерно на три тысячи обособленных групп. Ныне касты делятся на четыре группы — высшая, средняя, низшая и неприкасаемые. Самая многочисленная — низшая (40% населения), а высшая — 8%. Насколько эта информация соответствует действительности? К какой касте принадлежите лично вы?
— К касте людей. Кастовая система в первоначальном виде сохранилась разве что в сельских районах, она отжила свой век. Я не подписываюсь под этой устаревшей классификацией.
Индийцы миролюбивы,
но готовы к обороне
— Влияет ли гандистское мировоззрение на современную внешнюю политику Индии?
— Конечно. Ганди является вдохновителем не только индийцев, но и многих иностранцев. Гандизм как форма борьбы был эффективен внутри страны, где позиция непротивления подавляющего большинства населения в буквальном смысле поглотила и свела на нет агрессию колонизаторов. Но мы живем в реальном мире, где сущность политики составляет насилие. И чтобы выжить, надо быть к этому готовым.
К сожалению, Индия имеет напряженные отношения с некоторыми соседними странами. Мы должны быть готовы защищать наши границы. Вот почему в основе внешнеполитического курса страны лежат два принципа, с одной стороны гандистский — решение вопроса бесконфликтным путем. С другой — повышение безопасности и обороноспособности страны. Сегодня Индия — ядерная держава, одна из самых сильных по своему военному потенциалу. Но в то же время мы приверженцы мира и разоружения и взяли курс на обеспечение соответствующего места и роли Индии на международной арене.
— Что лежит в основе внешнеэкономического курса развития Индии?
— На сегодня у нас очень вместительный внутренний рынок и хорошая динамика роста темпов экономического развития. Индия также имеет значительный вес в ООН, движении «неприсоединения» и в других международных ассоциациях. Она занимает шестое место в мире по сумме главных макроэкономических показателей и входит в десятку наиболее динамично растущих стран мира: 15-е место по размерам валового внутреннего продукта (ВВП) и 14-е место по объемам промышленного производства. Индия также входит в десятку крупнейших стран мира по ряду показателей промышленного и сельскохозяйственного производства. Вот уже 10 лет, как наше правительство проводит реформы по либерализации экономики. Для частного и зарубежного капитала сейчас открыты такие отрасли, которые раньше были зарезервированы только государственным сектором экономики: оборона, телекоммуникации, авиаперевозки, страховая деятельность и т.д.
Согласно положению новой экспортно-импортной политики Индии, с 2000 года созданы и работают 7 новых специальных экономических зон. Основу индийского экспорта составляют 15 товарных групп. Это, в частности, сельскохозяйственное и промышленное сырье, продовольственные и текстильные товары, продукция фармацевтической отрасли, драгоценности, рис, чай, шерсть, пряжа, металлопродукты, машины и оборудование, продукция программного обеспечения. Ведущие статьи импорта — нефть, нефтепродукты, машины, их оборудование, транспортные средства, черные и цветные металлы, электронные комплектующие и удобрения. Наши главные торговые партнеры — США, страны Европейского Союза, Япония и Россия.
К сожалению, уровень жизни индийцев пока оставляет желать лучшего. Но социальная ситуация в стране с каждым годом становится все лучше — это факт.
— Какова политика Индии по отношению к Украине?
— Отношения между нашими странами развиваются не настолько динамично, как хотелось бы. Половину индийского экспорта в Украину составляет фармацевтическая продукция, далее — рис, табак, животные жиры и масла. В экспорте Украины преобладает сырье: металлы и химическая продукция, минеральные удобрения, а также транспортное машиностроение и оборудование. Уровень торгово-экономического сотрудничества пока не соответствует потенциальным возможностям обеих стран. Но явление это временное, скоро взаимовыгодное сотрудничество пойдет гораздо быстрее. Все предпосылки для этого существуют. Наши страны имеют солидную базу и опыт сотрудничества еще с советских времен и на современном этапе очень заинтересованы в сотрудничестве. Наглядное тому подтверждение — недавний визит украинской делегации в Индию. В состав делегации, помимо чиновников, вошли более пятнадцати руководителей и представителей крупнейших украинских предприятий и коммерческих структур. В программе — проведение двусторонних переговоров между украинскими и индийскими бизнесменами по вопросам возможностей ведения внешнеэкономических операций и привлечения инвестиций в экономику Украины.
За четыре года пребывания в Украине я открыл для себя еще один немаловажный факт: у наших народов существует еще и особая психологическая совместимость. Я еще не очень хорошо говорю по-русски и по-украински (скромничает господин посол — Авт.), но язык понимаю. И что для меня особенно важно, мне кажется, я научился понимать и «язык вашей ментальности». Люди здесь, как и у нас, открыты, трудолюбивы, миролюбивы и гостеприимны. А это значит, что у вашей страны большое будущее.
Глубже понять и изучить друг друга нашим народам помогают совместные гуманитарные и образовательные программы. В Украине учатся более двух с половиной тысяч студентов из Индии. А в Киевском университете на специальном отделении украинские студенты изучают хинди. Ежегодно Индия предлагает десять стипендий в году для обучения украинцев по специальностям: предпринимательство, менеджмент, информационные технологии, дипломатия, горное дело и другие. Набор осуществляется через министерство экономики. Есть три стипендии и для обучения ваших студентов культуре и языкам Индии. Тут кандидатов рекомендует ассоциация «Индия—Украина».
«Главное — всегда оставаться человеком»
— Вы верующий человек?
— Да, но пришел к этому постепенно. В молодости не очень интересовался этими вопросами. Но со временем почувствовал потребность в религии. И обращаясь к ведам, находил в них то, в чем особенно на тот момент нуждался. Индуизм помог мне выработать для себя многие жизненные принципы. Например, я стараюсь общаться с добрыми, открытыми людьми. И очень ценю такое общение. Остальных людей принимаю такими, какими они есть, и ценю то хорошее, что в них заложено. Получаю удовольствие от того, что умею ни на кого не держать зла.
Вот уже десять лет, как занимаюсь йогой, что позволяет поддерживать физическую форму и психологическое равновесие. Каждое утро начинаю с медитации. Это занимает минут сорок. Очищаю мысли от скверны, душу — от тяжести, сердце — от тревоги. Потом — йога. И — на работу.
— В каком месте дома вы медитируете?
— Перед собственным небольшим алтарем. У нас у каждого члена семьи есть такой алтарь. А где его поставить — это не так уж важно. Поскольку мы, индусы, придерживаемся мнения, что храм Божий прежде всего внутри нас, и если искренне молиться, то Бог услышит обязательно. Чтобы быть настоящим человеком, надо ежедневно очищать не только тело, но и душу. За день она так же загрязняется, как и тело, а иногда и гораздо больше.
— Получается, вы можете молиться своим богам и в храмах других религий?
— Очень уютно чувствую себя в святых местах — церквях и храмах, независимо от того, православные они или католические… Главное — они намоленные, в них живет вера, и это очень ощущается.
— Что происходит после таких занятий?
— Появляется легкость в мыслях, энергия и радость в душе.
— Насколько, по-вашему, дух украинских «индуистских обществ» близок к настоящему индуизму?
— Я с удовольствием посещаю мероприятия, на которые меня эти общества приглашают. Они все разные, со своей спецификой и своим пониманием индуизма. Но, несмотря на порою довольно своеобразные его интерпретации, это и есть настоящий индуизм. Ведь именно в этом «единстве различий» и заключается его основная суть.
* * *
Мы еще долго беседуем о принципах мироздания, медитации и даже о приемах йоги, которой я, пусть и по-дилетантски, но все же пытаюсь заниматься. Господин посол поинтересовался, откуда я впервые узнала о йоге. Из песен Владимира Высоцкого.
По просьбе посла некоторые куплеты пришлось исполнить…
«А ведь все верно!» — хлопает в ладоши господин Сони. По его мнению, это очень интересная образная славянская интерпретация индуизма, но суть неизменна. Особенно концовка хороша.
«Досадно попугаем жить, гадюкой с длинным веком, — не лучше ли при жизни быть приличным человеком»… Ведь действительно, чтобы возродиться в более совершенном образе, надо в нынешней жизни всегда оставаться Человеком. И это самое главное.