Результаты недавних парламентских выборов в Палестине удивили многих. Не только за рубежом, но и в самой автономии. Очевидно, что многие палестинцы шли на выборы с явным желанием наказать Фатх — за коррупцию, неэффективное управление, за неоправдавшиеся надежды. Об этом все говорили, эта идея носилась в воздухе. Но вряд ли протестный в своей массе электорат ожидал того, что наказание окажется столь жестким. Не ожидал этого даже сам Хамас. Все социологические прогнозы давали движению максимум 40%, что само по себе означало бы уже большую победу и гарантировало Хамасу получение статуса респектабельной оппозиции, право с высокой трибуны критиковать правительство и при этом не слишком обременяло бы хамасовцев ответственностью за конкретные политические решения. Правил бы Фатх, а Хамас бы всегда оставался в прикупе. Нет никаких оснований считать, что Хамас стремился или рассчитывал на большее.
Вполне понятно, что после того как Хамас получил убедительное большинство в Законодательном собрании автономии, Запад намеренно отстраняется, берет тайм-аут. Очевидно, что переговоры с новым палестинским правительством в той или иной форме должны когда-нибудь возобновиться, ведь в мирный процесс инвестировано уже слишком много средств, усилий. Слишком много рисков может повлечь кардинальное изменение подходов к его ключевым общепринятым константам, прежде всего тезиса о необходимости создания независимого Палестинского государства. На этом фоне Фатх мобилизует все имеющиеся ресурсы с целью минимизировать ущерб, связанный с усилением позиций Хамаса. На переговорах в Египте Махмуд Аббас даже заявляет, что не утвердит новое правительство, если Хамас не изменит своих позиций в отношении достигнутых ранее договоренностей с Израилем и, главное, если он не признает Израиль. Старый состав парламента предоставляет президенту автономии право вето на решения нового состава Законодательного собрания.
В свою очередь глава правительства Израиля Эхуд Ольмерт планирует 16 февраля во время своей встречи с президентом ПА Махмудом Аббасом потребовать от него выполнения данного им обещания разоружить все террористические организации в течение 30 дней после завершения парламентских выборов. В противном случае предусмотрен ультиматум, в котором в частности говорится о разрыве любых отношений между Израилем и Палестиной. Предусматривается, в частности, полная блокада сектора Газа, запрет на трудоустройство палестинских рабочих на территории Израиля и замораживание финансовых отчислений, предусмотренных ранее достигнутыми соглашениями. В этих жестких рамках, на фоне реальной угрозы международной изоляции, жизнеспособность будущего хамасовского правительства попадает в прямую зависимость от его уступчивости на переговорах с Израилем.
И вот тут-то один из формальных гарантов мирного процесса, член четверки его основных спонсоров — Россия ломает всю игру. Во время официального визита в Испанию Путин приглашает руководство Хамаса посетить Москву. За неделю до этого, во время встречи ближневосточного «квартета», где согласовывался список требований к Хамасу, Россия ни словом не обмолвилась о своих планах самостоятельно начать диалог с палестинскими исламистами, что не замедлило вызвать негативную реакцию остальных гарантов мирного процесса.
Исламские движения давно уже стали для России одной из главных проблем внутренней политики. В этой связи не безынтересно подробнее остановиться на месте нового ближневосточного партнера Кремля в непростой архитектуре политического ислама.
Движение исламского сопротивления — Хамас — является частью всемирного движения «Братья-мусульмане» (аль-Ихван аль-Муслимун), создано его общепризнанными лидерами, среди которых, в частности, видный брат-мусульманин, убитый израильтянами шейх Ахмад Ясин. Финансовую поддержку из арабских стран Хамас получает в основном через широкую сеть контролируемых «Братьями-мусульманами» фондов. Движение никогда не отказывалось от своей генеалогии, являясь по сути палестинским отделением «Братьев-мусульман».
А вот тут возникает любопытная юридическая коллизия. Верховный суд РФ от 14 февраля 2003 г. по представлению генерального прокурора РФ признал «Братьев-мусульман» террористической организацией. Решение было принято на основании статьи 25 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Интересно, что в соответствии с данным законом «организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации». Поставленное судом на основании данного закона клеймо «террорист» при этом распространяется на все «отделения, филиалы и представительства» данной организации и «запрещает деятельность данной организации на территории Российской Федерации». Верховный суд РФ обвинил БМ в том, что они поддерживали и руководили усилиями, направленными на «выделение из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и создание в нем «эмиратов» в составе так называемого «Великого исламского халифата» любыми методами, в том числе и военными». Оставим на совести российских судей аргументацию в пользу таких обвинений, а на совести российского законодателя — принятие закона о терроризме в такой форме, которая не оставляет практически никакой возможности для более дифференцированного подхода к столь противоречивому и многообразному в своих проявлениях феномену, как транснациональное исламское движение «Братья-мусульмане». Его представители находятся и в рядах легальной оппозиции в ряде арабских стран, и в подполье, работают в официально зарегистрированных центрах и офисах, выступают с публичных трибун с позиций умеренного ислама, регулярно осуждая террористические акты в европейских и арабских столицах, и при этом оказывают постоянную материальную и духовную поддержку Хамасу.
В любом случае факт остается фактом. Высшая судебная инстанция России признала «Братьев-мусульман» организацией, причем террористической, деятельность ее самой и всех ее отделений запрещена на территории РФ. Следуя букве закона «О борьбе с терроризмом», российские правоохранители должны бы воспрепятствовать незаконной деятельности представителей Хамаса на территории РФ и арестовать их прямо по прибытии в аэропорт. Но суровость российских законов, очевидно, по-прежнему сполна компенсируется необязательностью их выполнения.
Помощь Западу в создании площадки для переговоров выдвигается как основной аргумент в пользу решения Путина. Вопреки мнению российских комментаторов, официальный Израиль не скрывает своего раздражения позицией России. РФ просто пренебрегла аргументацией других членов «квартета» и теми аргументами, которые привели к более чем сдержанному отношению ЕС и США к победе Хамаса. В то же время признание Хамаса Россией уже широко используется в выступлениях представителей Хамаса в арабских СМИ. И в арабском мире такая позиция воспринимается как знак того, что признание хамасовского правительства в Европе — не такая уж невыполнимая задача. На этом фоне очевидно, что истинные причины решения России продиктованы не логикой мирного процесса в понимании его основных участников, а какими-то иными соображениями.
В комментариях российских СМИ сквозят ностальгические мотивы и нескрываемая гордость за то, что Россия оказалась способной на такой решительный и самостоятельный шаг, приковав к себе на целую неделю внимание всего мира. Вся российская внешняя политика за последний год определялась одной ключевой идеей — стремлением восстановить и расширить сферы своего политического и экономического влияния за рубежом. На ближайших фронтах — где еще недавно казалось, что Россия может все, — этот курс не принес ожидаемого успеха. После революции в Украине Москва утвердилась в мысли, что демократические институты, которые, как кажется российским политикам, навязываются Западом, на самом деле направлены на подрыв и ослабление России. Политический истеблишмент РФ свято уверовал в то, что демократические революции в регионе были организованы американцами, а значит, если американцы создают неудобства России по ее периметру, то на это вполне логично ответить, создав неудобства американцам в регионе, имеющем стратегическое значение для национальной безопасности США. Схема действий все та же — эксплуатация старых советских моделей. На Ближнем Востоке, где перемены вообще идут медленно, все еще не забыли о великом советском друге. В определенной степени можно сказать, что если Советский Союз и его атрибуты могущества где-то еще и востребованы, то в политическом сознании арабского мира. То, что признание Хамаса представляет собой не временный тактический ход, а часть более долгосрочной стратегии, подтверждают и недавно обнародованные планы Кремля по созданию арабского телеканала. Характерно, что главным редактором его назначен сириец Акрам Хузам, отставной глава московского бюро телеканала аль-Джазира, известный своей, мягко говоря, необъективной позицией при освещении событий помаранчевой революции.
Американские аналитики, оценивая приглашение руководства Хамаса в Москву на переговоры, акцентируют внимание на том, что сам факт приглашения более значим, чем содержание предстоящих переговоров. Учитывая, что США не намерены менять правила игры в отношении Хамаса, диссонирующая им политика России говорит о нежелании Кремля оставаться младшим партнером США или вообще рассматривать себя в качестве партнера. Американцы подчеркивают, что ключевой проблемой на самом деле является вовсе не российско-израильские или российско-арабские отношения. Признание Хамаса имеет непосредственное отношение к американо-российским отношениям.
Очевидно, что усилению позиций США в таких странах, как Украина, Грузия, Молдова, по мнению Кремля, мало противопоставить уже скомпрометировавшую себя политику экономического давления и попыток дискредитировать происходящие в них демократические преобразования. Почему бы не попробовать ослабить внимание американцев к этим странам активизацией своей деятельности на Ближнем Востоке? Ведь чем больше неприятностей у американцев на Ближнем Востоке, тем меньше у них времени заниматься проблемами постсоветских государств. А может быть, Кремль собирается предложить Вашингтону сделку в виде обмена сферами влияния? Такое предложение было бы вполне в духе нового геополитического мышления, исповедуемого российской политической элитой.
Есть и еще один аспект, связанный с продолжающимся чеченским конфликтом. Хамас имеет тесные отношения с Саудовской Аравией, которая, по мнению россиян, финансирует чеченское сопротивление. США добились от королевства полного сотрудничества в борьбе с «Аль-Каидой», но в тоже время воспрепятствовали налаживанию подобного взаимодействия между РФ и КСА по чеченской проблеме. Россия, по-видимому, надеется, что при посредничестве Хамаса ей удастся добиться прекращения или, по крайней мере, значительного ограничения финансирования чеченских сепаратистов.
Во вторник телеканал аль-Джазира сообщил, что и Хуго Чавес уже пригласил лидеров Хамаса к себе. По словам одного из лидеров движения Халиля Абу-Лейлы, «Хамас с надеждой смотрит на посещение Венесуэлы и всех других свободных стран, которые поддерживают права нашего народа». Тем временем руководство Хамаса уже посетило Судан и планирует продолжить политическое турне по арабским и исламским странам. Но с особым значением в своих публичных выступлениях хамасовцы подчеркивают, что заключительным моментом их внешнеполитической экспансии станет визит в Москву.