Бывает так, что в результате новых археологических находок или открытий доселе не известных письменных свидетельств некоторые населенные пункты становятся «взрослее». А бывает и наоборот: когда, вопреки существованию неопровержимых фактов, делаются попытки «омолодить» город и отказаться от своей истории. Именно это мы наблюдаем в Севастополе, где празднуют 225-летие его основания. Не говоря уж о тысячелетнем Корсуне, территория которого ныне находится в пределах Севастополя: в частности, следует напомнить, что задолго до 1783 года на этом месте существовало татарское поселение Ахтияр, на территории которого, прибыв в Крым, разместилась база Днепровской флотилии.
Эта база будущего Черноморского флота в 1783 году, соответственно, получила название Ахтияр. Год спустя российская императрица Екатерина ІІ распорядилась построить в Ахтияре одну из новых крепостей на границе Екатеринославской губернии, куда бы входил и Крым. Именной царский указ по этому поводу генерал-губернатору князю Потемкину от 10 февраля 1784 года как раз и гласит, что эта новая крепость, как и другие на полуострове, должна строиться на территории имеющихся поселений: «...7-е. Перекоп, оставляя как он есть, а только с нужным поправлением; 8-е. Евпаторию или Козлов, небольшое укрепление, от которого содержать батарею у Сербулата, как одних только мест для приставания судам, в том краю удобным; 9-е. Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должно быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение; 10. Балаклаву, исправя как оная есть и содержа стражу ея поселенными тут греческими войсками; 11. Феодосию или Кафу, поправя замки и снабдя их артиллериею; 12. Вместо Керчи и Еникаля, сильную крепость под именем Боспор у Павловского редута, при входе в Боспор Киммерический».
Есть еще одна страница истории современного Севастополя, от которой стремятся отказаться отдельные политики, вводя в заблуждение и жителей этого города, и мировое сообщество. Спустя 11 лет после подписания украинско-российского договора о дружбе, которым Украина и Россия признали территориальную целостность друг друга, российские политики вновь заговорили о том, что город вообще не мог в 1954 году передаваться Украине, поскольку «постановление Президиума Верховного Совета СССР не касалось Севастополя и его статуса, поскольку город с 1948 года в состав Крымской области не входил, был субъектом Российской Федерации и подчинялся напрямую Москве».
Но если бы это действительно было так, то есть Севастополь с 1948 года становился субъектом Российской Федерации, то это должна была бы утвердить Конституция РСФСР. Однако в ее тексте того времени не только Севастополь, но и другие города, в частности Москва и Ленинград, не упоминаются в качестве субъектов государственного устройства. Статья 14, в частности, гласит: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев...; областей... Костромской, Крымской, Куйбышевской...; автономных советских социалистических республик...; автономных областей...».
Следовательно, Основной Закон РСФСР от 1937 года и в редакции 27 мая 1949 года не предусматривал административно-хозяйственного центра как субъекта государственного устройства, давая перечень лишь таких административно-территориальных единиц, как край, область, автономная республика, автономная область. А потому закон о дополнении к статье 14-й Конституции РСФСР, принятый 27 мая 1949 года, предусматривал предоставление такого статуса вновь образованной Амурской области, выделявшейся из Хабаровского края.
Севастополь, как и все города республиканского подчинения, выделяется только отдельной строкой в законе о бюджете РСФСР на 1949 год.
Поэтому в справочнике административно-территориального деления РСФСР Амурская область, как и все субъекты РСФСР, представлена со своей территорией, а Севастополь, наряду с другими городам республиканского подчинения — Сочи, Горький, Куйбышев, Ленинград, Молотов, Москва, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сталинград, Челябинск, Казань, территориально не выделен.
В то время, как видим, ни один город России не был субъектом ее государственного устройства, а потому Севастополь оставался составляющей частью Крымской области, хотя и выделялся среди других городов полуострова — Симферополя, Ялты, Керчи, Феодосии, Евпатории и Алушты — как административно-хозяйственный центр республиканского подчинения.
Произошло это после посещения Сталиным 8 октября 1948 года Севастополя: тогда было принято решение российских властей о выделении города в республиканское подчинение. Указ президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года звучит так: «Выделить город Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнести его к категории городов республиканского подчинения».
Но выделение Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр, естественно, не вызвало внесения изменений в Конституцию РСФСР, поскольку он и после 29 октября 1948 года остался в составе Крымской области как субъекта РСФСР. Об этом свидетельствует принятое в тот же день постановление №1082 Совета Министров РСФСР: «В связи с выделением города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр и отнесением его к категории городов республиканского подчинения Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Обязать Министерство финансов РСФСР и Крымский облисполком выделить бюджет города Севастополя из бюджета Крымской области на 1948 год и не позднее 20 ноября 1948 года подать его на утверждение Совета Министров РСФСР.
2. Обязать Госплан РСФСР совместно с министерствами и ведомствами РСФСР и Крымским облисполкомом в пределах планов хозяйственного и культурного строительства и планов материально-технического обеспечения Крымской области на 1948 год выделить план хозяйственного и культурного строительства и план материально-технического обеспечения города Севастополя и подать до 20 ноября 1948 года на утверждение Совета Министров РСФСР.
3. Обязать Госплан РСФСР, Министерство финансов РСФСР, министерства и ведомства РСФСР в дальнейшем выделять город Севастополь в государственном плане и государственном бюджете отдельной строкой».
То есть это постановление фактически означало лишь то, что отныне Севастополь будет получать деньги из Москвы напрямую, а не через Симферополь, как раньше, и Крымский облисполком уже не сможет формально контролировать советскую и хозяйственную работу в этом городе. Кстати, председатель Севастопольского горсовета Филиппов, выступая 29 января 1949 года на городской партийной конференции, по этому поводу сказал дословно следующее: «В связи с выделением Севастополя в республиканское подчинение ответственность исполкома возрастает. Сейчас, если можно так сказать, мы теряем няньку в лице облисполкома».
В конце концов, и в Москве не считали, что Севастополь выделен из Крымской области. Например, постановление Совета Министров РСФСР от 18 декабря 1948 года об утверждении титульного списка средних школ Крымской области включает в него и севастопольские учебные заведения такого типа — женские №4 и №16, мужские №19 и №38.
И та связь, которая свидетельствует о единстве местного самоуправления Севастополя с Крымом, выделением города в категорию республиканского подчинения не разрывалась. Государственная власть Российской Федерации и не думала, и не могла этого сделать. Поэтому Севастополь не получил полной самостоятельности от Симферополя, оставаясь под его властной десницей во многих аспектах единого административно-территориального устройства.
Скажем, в работе сессии Крымского областного совета участвуют избранные в него депутаты от Севастополя. Они, естественно, как и представители других регионов Крыма, избирают руководство, формируют постоянные комиссии. Народный избранник от города-героя Никорин, например, возглавляет комиссию Крымского областного совета по культурно-просветительской работе.
Во время открытия первой сессии третьего созыва Крымского областного Совета депутатов трудящихся 28 февраля 1953 года депутат П.Титов, выступая и от лица депутатов, избранных в Севастополе, вносит предложение избрать председателем областного совета Дмитрия Полянского.
Тогда же замом председателя исполкома Крымского областного совета депутатов трудящихся избирается Гавриил Пономаренко, депутат от Сталинского избирательного округа №110 Севастополя.
Среди членов постоянных комиссий Крымского областного совета видим таких депутатов, избранных в Севастополе, как прокурор Крымской области Николай Хламов, начальник областного управления связи Виктор Гончаренко.
И если бы Севастополь был в самом деле полностью выделен из Крымской области, то разве смолчал бы областной прокурор Хламов, когда избирался от совершенно отделенной от Крыма административно-территориальной единицы? Он был бы вынужден протестовать. Однако такой прокурорский протест нигде не зафиксирован.
Между прочим, не найдете вы никакого прокурорского протеста и на такой, казалось бы, прецедент: еще когда Крым находился в составе РСФСР, уже упомянутый Полянский, только что избранный первым секретарем обкома партии, соглашается на избрание председателем Крымского областного совета Михаила Кузьменко, который не был его депутатом. Тогда последнего в авральном порядке избирают депутатом Крымского областного совета от избирательного округа №112 Севастополя. А потом, как говорится, уже дело техники — провести Кузьменко, который прибыл из-за пределов Крыма, на должность председателя местного облисполкома.
Новое издание Большой советской энциклопедии в то время также не выделяет Севастополь в отдельную административно-территориальную единицу: «В Крымской области 14 городов: Симферополь, Севастополь, Керчь, Евпатория, Феодосия, Ялта...» Как видим, в период пребывания Крымской области в составе РСФСР ни в Москве, ни в Симферополе и Севастополе не шла речь об отдельном административно-территориальном статусе этого города и полном его выделении из Крымской области. Да, Севастополь в качестве военной базы Черноморского флота выделялся в самостоятельный административно-хозяйственный центр, но — не в административно-территориальную единицу РСФСР. Это не подняло его до ранга субъекта РСФСР, именно поэтому город не выделяется отдельной строкой в Конституции этой республики, оставаясь составляющей частью Крымской области.
И именно в таком статусе — отдельного административно-хозяйственного центра в составе Крымской области как субъекта РСФСР — последняя передает его в 1954 году Украине. Если бы это было не так, то председателя Севастопольского горсовета Сергея Сосницкого не приглашали бы в Кремль на церемонию утверждения указом президиума Верховного Совета СССР этого события.
Сразу же после этого Москва вносит изменения в статью 14 Конституции РСФСР: «В связи с передачей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР... изложить статью 14-ю Конституции РСФСР в соответствии со статьей 22 Конституции СССР следующим образом...».
В списке субъектов РСФСР Крымская область уже не значится. Она теперь фигурирует среди субъектов УССР, поскольку Верховным Советом Украинской ССР на очередной сессии внесены изменения в Конституцию. А Севастополь выделяется отдельной строкой в Законе о бюджете УССР на 1954 год.
Союзный административно-территориальный справочник того времени указывает на принадлежность Севастополя Крымской области в составе Украинской ССР.
Ни Крымская область, ни Севастополь не значатся в аналогичном справочнике, изданном чуть позже российскими властями. А в своде законов, указов президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР за 1948—1953 годы, со временем составленном Министерством юстиции РСФСР, упоминания о Севастополе (как и Крымской области) сопровождаются уточнениями о передаче в состав Украинской ССР указом президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 году и ссылкам на Конституцию РСФСР, измененную после этой даты.
Тот факт, что Севастополь был передан Украине в составе Крымской области, засвидетельствует позже и авторитетнейшая Советская энциклопедия: «Современный Севастополь — один из важнейших индустриальных центров Крымской области».
Доподлинно зная о факте передачи Севастополя в составе Крымской области в Украинскую ССР, Сосницкий на сессии областного совета 24 марта 1954 года говорил дословно следующее: «В связи с передачей нашей области и города в Украину, вносим Советскому правительству предложение и просьбу, чтобы в ближайшие два года решить неотложные задачи в Севастополе».
В докладе Сосницкого на сессии Севастопольского городского совета 14 мая 1954 года также четко указывалось на принадлежность города Украине: «В нашей республике все шире разворачивается соревнование в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. В этом соревновании активно участвуют трудящиеся Севастополя. Как и все трудящиеся Украинской Республики, они каждый день добиваются новых трудовых побед».
И именно так воспринимают статус Севастополя жители города, признав себя сразу же после передачи украинской территорией. Например, в передовице газеты «Слава Севастополя» под названием «Государственный бюджет Украинской ССР», в частности, отмечалось: «В текущем году перед нашей республикой стоят большие задачи по дальнейшему развитию социалистической промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, транспорта, расширению товарооборота и еще большего подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся. В решении этих задач важная роль отводится Государственному бюджету Украинской ССР».
А дальше газета подает распределение бюджета по регионам Украины: после Киева значится Севастополь. Именно в этом и заключалось главное отличие Севастополя от других городов Крыма: он, как и в период с 1948 по 1954 год, становится отдельной единицей в хозяйственной жизни Украины. Но, как и тогда, когда был в составе России, — остается связанным с Крымом общим местным самоуправлением. И только Конституцией УССР 1978 года Севастополь выделяется в составе нашей республики в субъект УССР, поскольку в ней впервые появляется следующая запись: «Городами республиканского подчинения в Украинской ССР являются Киев и Севастополь».
Такой вид субъекта государственного устройства — город республиканского подчинения — тогда же появляется и в Конституции РСФСР, но там к этой категории отнесены только Москва и Ленинград.
Все эти факты доказывают одно: Севастополь, входя в состав Крымской области УССР, не мог после 1954 года быть субъектом Российской Федерации и подчиняться непосредственно Москве. И нужно иметь смелость смотреть правде в глаза, а не извращать факты, чтобы использовать их ради поднятия рейтинга политика или давления на другую страну.