Европейские политики пока не могут преодолеть разногласия в вопросе принятия бюджета Евросоюза на 2014-2020 годы. Саммит лидеров, состоявшийся 22-23 ноября в Брюсселе, лишь засвидетельствовал, насколько глубоки противоречия между отдельными лидерами, а также между севером и югом Европы. Теперь, очевидно, потребуется еще один саммит в начале будущего года, чтобы их устранить. В нынешних условиях, судя по всему, процесс переговоров будет самым сложным из всех, что были ранее в 1992 и 2005 годах.
Документ, который должен определить, сколько европейцы могут потратить на функционирование своей организации, включает в себя все: от субсидий французским пчеловодам до расходов, связанных с расширением Евросоюза. Посему от того, в каком виде он будет принят, зависит долгосрочная стратегия развития организации и взаимоотношение отдельных стран внутри нее. В ситуации кризиса, длящемся в Европе уже более двух лет, именно бюджет может как сцементировать организацию, так и оказаться фактором, который разобщит ее членов и сделает недееспособным Европейский Союз.
Если бы вопрос принятия европейского бюджета зависел от экономистов, то они, наверное, пришли бы к согласию очень быстро, подсчитав, сколько и чего нужно на определенные цели развития ЕС. Но европейские политики - люди другого сорта, и подходят к рассмотрению экономических вопросов именно с политической стороны. Это обстоятельство вынудило обозревателей экономического агентства Bloomberg с долей иронии заметить, что спор о сумме, которая в сравнении с общеевропейским ВВП не превышает 1%, заставляет европейских политиков выкладываться на 100%, отбирает значительную часть их энергии и в результате приводит к новому витку противостояния. Суммы, по которым идут наиболее жаркие споры, еще меньше, но вопрос не в деньгах, а в том, каким лидеры отдельных государств видят свой Союз и себя в нем.
Европейская комиссия еще в прошлом году представила рамочный план бюджетных расходов на 2014–2020 годы на сумму 1,033 трлн. евро, что на 4% больше предыдущего бюджета ЕС, утвержденного после бурных дебатов в 2005 году. 70% от этой суммы формируются за счет вкладов стран-членов в зависимости от размеров их экономик. А они сразу забывают о щедрости, когда речь идет о расходах на строительство и содержание общеевропейского дома.
Перед саммитом стало известно, что лидеры решили сократить предполагаемые расходы до 973 млрд. евро, а затем еще на 2 млрд. - до 971 млрд. евро. Такую сумму озвучил президент Европейского совета Херман Ван Ромпей. Впрочем, ряд стран считают и такие цифры завышенными и призывают к дальнейшим урезаниям общеевропейского бюджета еще на пару десятков миллиардов евро – до уровня 950 млрд.
Всего 11 стран ЕС вносят в общеевропейские фонды больше, чем затем из них получают. К примеру, если судить в реальных цифрах, в 2011 году наибольший вклад сделала Германия – 9 млрд. евро. Однако, если же считать с точки зрения отношения взноса в бюджет ЕС к национальному ВВП, то выходит, что крупнейшими спонсорами являются Италия (сегодня ее экономика не в лучшем состоянии), Бельгия, Нидерланды и уже потом Германия. Эти страны выступают за сокращение своих вкладов в общеевропейский бюджет.
Правда, и тут не все так однозначно. Франция, которая, также хочет платить меньше и подала свой голос в поддержку урезания общей суммы бюджета, одновременно добивается, чтобы субсидии французским фермерам из бюджета ЕС не только не сокращались, но были увеличены. Кстати, частично ей это удалось. На 8 млрд. евро за счет других статей будет расширен фонд финансовых субсидий для фермеров, который достигает в новом европейском бюджете 372 млрд. евро. Больше него только статья на развитие инфраструктуры - 460 млрд. евро. На осуществление Евросоюзом внешней политики предполагается выделить 60,7 млрд. евро. При этом расходная статья «Глобальная Европа» была сокращена больше других - на 5 млрд. евро. На подготовку новых членов к вступлению в ЕС выделят 14 млрд. евро. Речь идет преимущественно о странах Балканского региона. На новый Европейский инструмент соседства (ЕИС) изначально предполагалось потратить 16-18 млрд. евро, что больше, чем в финансовой перспективе 2007- 2013 гг. Урежут ли их, пока неясно, но, как неоднократно заявляли в Брюсселе, суммы в рамках ЕИС будут теперь выделяться по принципу «больше за большее» с усилением дифференциации между странами. Основными критериями для выделения помощи становятся успехи в проведении реформ и приближение стран-участников программы к стандартам ЕС.
На 2 млрд. урезаны расходы на обеспечение безопасности европейских границ. 62,6 млрд. евро будет ассигновано на содержание 50-тысячной армии европейских чиновников и персонала общеевропейских структур. Эта статья, кстати, пока осталась без изменений, хотя ее сокращения жестко потребовала Великобритания. «Более 3000 чиновников в Брюсселе зарабатывают больше, чем я», – заявил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. «Они продолжают жить в каком-то параллельном мире» на фоне того, что национальные правительства урезают свои бюджеты на миллиарды. Эту тему живо подхватила британская пресса, обрушив на Еврокомиссию поток сарказма и злобы. Полагают, что под давлением Лондона финансирование структур ЕС будет урезано как минимум на 500 млн. евро.
Таким образом, в этом лагере государств-доноров, к которому следует добавить еще Скандинавские страны, тон задавали лидеры, не только «зарубившие» проект Еврокомиссии, но также настаивающие на продолжении мер экономии и урезания расходов. В целом такой подход делает Европейский Союз менее дееспособным и заставит его отказаться от расширения существующих программ и принятия новых.
Некоторые из стран, как говорят источники в Брюсселе, даже угрожают использовать свое право вето в случае, если их принципиальные позиции не будут учтены партнерами.
Таким образом, крупнейшие страны ЕС и члены еврозоны своими действиями не усиливают, а ослабляют Союз. Об этой парадоксальной ситуации обмолвился итальянский премьер Марио Монти, сказавший, что страны, которые хотят более сильного ЕС и теснейшей интеграции Европы, сегодня находятся в основном за пределами еврозоны. Эти государства как раз являются основными «реципиентами» европейской помощи, стремятся к увеличению фондов и хотят, чтобы Европейский Союз был способен в ближайшие годы продолжать финансирование программ с той же щедростью, что и раньше.
Эта группа лидеров получила прозвище «друзья политики сплоченности», выступила не только с позиций недопустимости сокращения бюджетных расходов ЕС, но также ратовала, чтобы новый бюджет создавал возможности для выравнивания перекосов в развитии бедных и богатых регионов в еропейском собществе. И речь не только о Южной Европе, а в большей мере о Восточной. Так, Польша является крупнейшим реципиентом европейской помощи, и при сохранении бюджета в варианте, предложенном Европейской комиссией, могла бы получить от ЕС 80 млрд. евро. И в этой группе есть те, кто готов пойти на крайние меры. Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис (его страна была третьим по объему получателем европейской помощи в прошлом году) заявил: «если наше мнение будет игнорироваться, мы также можем сказать «нет», намекая на «вето».
Таким образом, равные в правах страны ЕС именно в бюджетном процессе делают все для того, чтобы выторговать для себя привилегированные условия, причем, как правило, за счет стран-партнеров. Председатель Европейского парламента Мартин Шульц напомнил лидерам, что Европейский проект в финансовом отношении вполне состоятельная организация, и на каждое инвестированное европейцами евро они получают возврат 2-4 евро дополнительных инвестиций. «Европейский бюджет - это не игра с нулевой суммой, где один игрок выигрывает лишь за счет другого. Этот проект создает синергию, от которой выигрывают и страны-доноры», - сказал он.
«Что меня беспокоит больше всего, – заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу после саммита, - это то, что компромиссные предложения должны носить конструктивный характер. Они должны вести к усилению Европы, а не иметь целью развалить ее на части».
Это заявление отражает позицию не только Еврокомиссии, но и группы лидеров, которые не тянут бюджетное одеяло ЕС на себя, а обсуждают, как сделать так, чтобы после принятия бюджета ЕС организация стала еще более сильной и конкурентоспособной на мировой арене в условиях роста влияния Китая и ослабления США. Однако мыслящих в таком ключе политиков среди лидеров ЕС сегодня меньшинство.
«Слишком много ресурсов мы направляем на то, чтобы Европа оставалась такой, какой была раньше, но не на то, чтобы она становилась такой, какой мы хотим видеть ее в будущем», - сказал шведский премьер Фредрик Рейнфельд.
Можно сказать, что для многих лидеров ЕС спор по бюджету это не спор о цифрах, это столкновение разных взглядов на будущее Европы. И опасность, которую разглядел Баррозу в нынешних бюджетных баталиях, состоит в том, что ряд стран фактически дистанцируется от ЕС, пытаясь отстаивать свою собственную повестку дня, навязывать другим свои интересы.
Канцлер Германии Ангела Меркель, которой также предстоят очень сложные выборы в 2013 году, в ходе бюджетных переговоров активно продвигает собственную идею усиления фискального союза ЕС и создания банковского союза. А накануне саммита выдвинула новую «интеграционную» идею: Европейская комиссия должна получить право ветирования национальных бюджетов стран еврозоны. Правда, такая мера вызвала резко негативную реакцию со стороны Франции, Италии и Испании, не говоря уже о Великобритании.
Если смотреть из Лондона, можно сделать вывод, что бюджетные баталии на «материке» будут использованы Кэмероном главным образом для решения внутриполитических проблем. Для британского премьера сегодня вопрос даже не в том, примут его предложения или нет, а стоит ли Великобритании оставаться в ЕС. В лагере его сторонников уже раздаются голоса о необходимости плебисцита по поводу дальнейшего пребывания страны в ЕС, сокращения взносов в европейский бюджет.
Европейский скептицизм Лондона только нарастает после того, как в прошлом году Великобритания не смогла противостоять Германии в споре относительно фискального договора, ограничивающего дефицит бюджета для стран зоны евро. Проиграв эту битву, Кэмерон решил примерить на себя платье Маргарет Тэтчер, которая в 1984 году добилась от ЕС, чтобы Великобритании возвращали часть выплат в европейский бюджет как компенсацию за неиспользование общих сельскохозяйственных фондов. В новом бюджетном проекте такие компенсации предусмотрены для Германии, Нидерландов и Швеции, к ним теперь хочет присоединиться и Дания. Эту группу стран Лондон может попытаться использовать, чтобы создать в рамках Союза отдельный центр притяжения для прочих недовольных. Стоит отметить, что в 2005 именно британский премьер Тони Блэр стал «брокером» бюджетного соглашения между странами ЕС, сегодня же на эту роль претендентов нет.
Бюджет ЕС должен быть утвержден консенсусом, и какими бы глубокими ни были противоречия между странами, им все-таки придется договариваться. Возможно, увидев то, что споры ни к чему не приводят, у лидеров появится желание быть посговорчивее на очередных саммитах, намеченных на декабрь и февраль.