Евроинтеграция на практике: когда перейдем из Ужгорода в Словакию?

22 октября, 2016, 00:01 Распечатать

Когда в 2008-м временно закрыли возможность пешеходного пересечения границы со Словакией в Ужгороде, казалось, это ненадолго, — как только будет проведена реконструкция, максимум через полгода границу для пешеходов откроют. Получилось иначе — эти "шесть месяцев", о которых говорили тогда чиновники, длятся до сих пор.

Когда в 2008-м временно закрыли возможность пешеходного пересечения границы со Словакией в Ужгороде, казалось, это ненадолго, — как только будет проведена реконструкция, максимум через полгода границу для пешеходов откроют. Получилось иначе — эти "шесть месяцев", о которых говорили тогда чиновники, длятся до сих пор. 

История затягивания с возобновлением пешеходного движения через границу в Ужгороде много говорит об отношении официального Киева к связям с соседней Словакией — страной, нынче председательствующей в ЕС. Украинская власть забывает, что Словакия, несмотря на небольшие размеры, имеет большое стратегическое значение для украинской евроинтеграции, а потому Киев должен делать все возможное, чтобы не подогревать и без того сильные пророссийские симпатии значительной части словацкого общества.

Малая большая страна

Что общего имеет какой-то пограничный переход с большой международной политикой? На первый взгляд — очень мало, а вопрос возобновления пешеходного движения в дорожном пункте пропуска "Ужгород—Вышне Немецке" кажется сугубо техническим. На самом деле все несколько иначе. 

Словацкие дипломаты пропагандируют свою страну за рубежом лозунгом "малая большая страна". И этот лозунг весьма удачно объясняет тот факт, что при небольших размерах Словакия имеет стратегически важное значение как для Европы, так и для России. Кстати, Москва уделяет отношениям с Братиславой гораздо больше внимания, чем Киев.

Причина очень простая: исторически сложилось так, что словаки склонны к русофильству, как, впрочем, сербы и болгары. Владимир Путин неоднократно высказывался о бывшем словацком премьере Владимире Мечиаре как о "нашем человеке в Братиславе", а нынешний глава правительства Роберт Фицо известен своей пропутинской позицией (правда, больше на словах, чем в действии). Настроить словаков еще более пророссийски — это стратегически важная задача для Кремля. Россия времен Ельцина и Путина много инвестирует в превращение Братиславы в "троянского коня Москвы" в самом сердце Центральной Европы. К счастью для Украины, несмотря на пророссийские декларации Роберта Фицо, российским стратегам не удалось полностью разбить единство "Вышеградской четверки" в вопросе поддержки Украины, а слова Фицо о "необходимости прекращения санкций против России" остались только словами: когда доходит до конкретики, Братислава голосует за сохранение ограничений. Но впереди маячат действительно пророссийские силы (например, неофашисты Мариана Котлебы). Возможно, через несколько лет мы еще с ностальгией будем вспоминать Фицо как проукраинского политика, скептического к Москве, по сравнению с теми, кто может прийти к власти после него.

Большие симпатии к России связаны с довольно низким реноме Украины, которая у большинства словаков ассоциируется с бедностью, коррупцией, третьим миром. Вопреки этому, словацкие политики и дипломаты активно поддерживают Украину, даже больше, чем Польша. Что и становится объектом критики со стороны многих "обычных словаков", которым такая поддержка не очень нравится.

Как преодолеть негативные стереотипы 

Украина у многих словаков ассоциируется со всем самым плохим, причем этот стереотип коренится в пресловутых 90-х. Между тем очень мало словаков имели возможность своими глазами увидеть, какова Украина на самом деле. И что интересно, словаки, посетившие Украину, обычно меняют свое отношение в положительную сторону. Лучшее лекарство от негативного стереотипа — это посещение пограничного Ужгорода, который при всех своих недостатках производит на приезжих положительное впечатление. Приезжая сюда, словаки ожидают увидеть картинки, как из российской глубинки, а попадают в по-настоящему европейский город, очень напоминающий их Кошице. По многим же визуальным признакам, Ужгород даже более "цивилизованный", чем многие города в Восточной Словакии. Пункт пропуска "Ужгород—Вышне Немецке" — один из немногих переходов на границе ЕС—Украина (а может, и единственный), пройдя который и оказавшись на украинской земле, европейский турист не чувствует культурный шок.  До 2007-го здесь все отлично функционировало. Хотя на пункте пропуска не было создано отдельной инфраструктуры для пешеходов, пешее пересечение границы было возможно, более того — оно было очень популярно. Пешеходы шли по обочинам, а их паспортный и таможенный контроль осуществляли в тех же помещениях, где обслуживали водителей. И никаких проблем не возникало. В отличие от польской границы, здесь не было "челночной" контрабанды сигарет. Еще один важный нюанс: водители и пассажиры автобусов как правило ждут (и всегда ждали) на этом переходе в длинных очередях: меньше, чем на польской границе, однако два–три часа (иногда и больше) выстаивать приходится. Зато когда еще была такая возможность, пешком здесь удавалось пересечь границу буквально за 10–15 мин., редко когда это отнимало больше времени. 

Неудивительно, что этой возможностью пользовались и транзитные путешественники. Хотел съездить общественным транспортом из Киева в Братиславу, Прагу или в Татры? Ничего проще. Ночным поездом — в Ужгород, а там с вокзала на такси (в 2007-м всего за 10 грн) в пункт пропуска. Пешком проходил его за 10–15 мин., причем без лишних проблем, возникавших у водителей. А на словацкой стороне за 300 м от пункта пропуска — магазин, бар и остановка местных автобусов, на которых за смешную цену можно доехать до Михаловце и Кошице, чтобы там пересесть на прямой поезд или автобус куда угодно: в Братиславу, Прагу или в Татры.

В противоположном направлении так же прибывали в Ужгород десятки тысяч словаков. Это люди, которые бы не решились ехать в Украину на своем автомобиле, а пешком — все же попробовали. И неудивительно: они слышали истории о том, как тотально коррумпированная украинская милиция требовала от иностранцев взятки ни за что, а о многочасовом и неприятном ожидании на границе в автомобилях или автобусах в Словакии ходят легенды. Пешком — проще и дешевле, тем более что до самой границы можно подъехать автобусом, а на другой стороне лишь 5 км отделяют границу от центра Ужгорода.

Таким же образом в украинские Карпаты приезжали даже поляки. Из Закопане и даже Кракова путешествие транзитом через Словакию проще, чем через проблемный, переполненный контрабандой переход в Шегинях.

"Шесть месяцев", которые тянутся восемь лет

"Эльдорадо" закончилось в 2007–2008 гг. В связи со вступлением Словакии в Шенген ужесточились требования к словацкой части пункта пропуска, — к слову сказать, пропуск пешеходов возможен только там, где определены отдельные пешеходные коридоры, отмежеванные от автомобильного движения.

В связи с этим в 2007–2008 гг. временно закрыли на реконструкцию два автомобильных перехода — в Ужгороде и Малом Березном. Всего на полгода, на время проведения мелкой реконструкции — обустройство отдельных пешеходных полос. В Малом Березном реконструкцию провели надлежащим образом, и пешеходное движение открыли уже в 2008-м. В Ужгороде эта "реконструкция с временными неудобствами" продолжается до сих пор.

В 2008 г. реконструкцию отложили по простой причине — начался экономический кризис, и не хватило средств. А в следующие годы о реконструкции забыли. Украинцы кивали на словаков (дескать, это они закрыли пешеходное движение), словаки — на украинцев. Дело сдвинулось с места только в 2014-м.

Тогда стороны договорились все же построить инфраструктуру для пропуска пешеходов и велосипедистов. Словаки свою часть работы выполнили быстро и без замечаний. Уже в 2015 г. закончили строительство современного пешеходного терминала. "На сегодняшний день инфраструктура пограничного перехода Vyšné Nemecké—Užhorod на словацкой стороне построена так, чтобы этот переход выполнял условия пропуска пешеходов и велосипедистов. Министерство иностранных дел СР письмом от 15.12.2015 г. направило министерству финансов СР дипломатическую ноту украинской стороны с предложением провести билатеральные переговоры с целью открытия перехода для пешеходов и велосипедистов. Министерство финансов письмом от 3.02.2016 г. попросило министерство иностранных дел СР отправить дипломатическую ноту украинской стороне с высказыванием согласия на начало билатеральных переговоров относительно изменения Соглашения между правительством Словацкой Республики и правительством Украины о пограничных переходах на общих границах (чтобы изменить категорию пункта пропуска с автомобильного на автомобильно-пешеходный. — Я.Л.). Министерство финансов СР до сих пор не получило ответа украинской стороны на вышеприведенную дипломатическую ноту", — сообщило ZN.UA в августе 2016-го словацкое министерство финансов, курирующее данный вопрос.

Пеший переход откроют в 2017-м?

Вопрос, возможно, еще тянулся бы месяцы и годы. Процесс сдвинулся с места благодаря вмешательству группы народных депутатов Украины (Романюка, Добродомова, Соболева, Лукьянчук, Литвина, Гереги), подавших в этом деле депутатские обращения. Ответ Министерства иностранных дел Украины вселяет надежду на то, что в 2017-м дело удастся наконец-то положительно завершить.

Как сообщает МИД Украины, в августе был разработан проект Протокола между Кабинетом министров Украины и правительством Словацкой Республики о внесении изменений в Соглашение о пунктах пропуска через общую государственную границу, которой предусмотрен пропуск пешеходов и велосипедистов. 1 сентября с вербальной нотой посольства Украины в Братиславе проект был передан словацкой стороне.

Тем временем стороны договорились, что пешеходное движение будет возобновлено после завершения реконструкции украинской части пункта пропуска. Как читаем в ответе МИДа на депутатские обращения, реконструкция украинской части началась в 2015 г. и не завершилась до сих пор из-за проблем с подрядчиком проекта.

Во время заседания украино-словацкой правительственной комиссии по вопросам трансграничного сотрудничества, которое состоялось 12–13 сентября в Ужгороде, стороны решили ускорить процесс и подписать протокол в первом полугодии 2017 г. Цель на сегодняшний день — возобновить пешеходное движение в 2017 г., после завершения реконструкции украинской части пункта пропуска.

Если, конечно, не возникнут новые проблемы с подрядчиком проекта, и если чиновники не забудут согласовать все вопросы и документы: многие из них непонятно почему ждут подписи полгода и больше, хотя могли бы быть согласованы в течение одного или нескольких дней. Ведь у чиновников есть время, им спешить некуда. Именно поэтому возобновление пешеходного движения на переходе "Ужгород—Вышне Немецке" длится уже девятый год, хотя планировалось на 2008-й. Пример обустройства пешеходного коридора в соседнем пункте пропуска "Малый Березный—Убля" в том же 2008-м свидетельствует, что это все же можно было сделать. 

Под давлением депутатских обращений и публикаций в СМИ вопрос обустройства пересечения границы со Словакией в Ужгороде, возможно, удастся решить в 2017 г. Хотя не исключено, что это снова без особой причины затянется на год, два, десять… При этом не следует забывать, что сейчас на 97 км украино-словацкой границы работают всего три дорожных пункта пропуска. В последний раз новый пункт открыли здесь в далеком 2005-м ("Малые Селменцы—Вельке Слеменце"). Между тем, согласно европейским правилам, пункты пропуска должны быть размещены не реже, чем через каждые 12 км, включительно с малыми пешеходными переходами в горах сугубо туристического характера. 

Для примера: перед вступлением Польши и Словакии в Шенгенскую зону на длинной польско-словацкой границе (541 км) функционировали 52 дорожных и пешеходных пункта пропуска, т.е. один пункт пропуска на каждые 10 км.

Нетрудно посчитать, что украино-словацкую границу сможем назвать цивилизованной лишь тогда, когда не только будет обеспечено пешеходное движение на ПП "Ужгород—Вышне Немецке", но и будут функционировать, по крайней мере, восемь пунктов пропуска, из которых некоторые могут быть просто пешеходно-велосипедными — на туристических путях в горах. Сейчас есть всего три, так что придется построить еще хотя бы пять. Преимущественно небольших, строительство и обустройство которых будут стоить недорого. Среди них — "Забродь—Улич" или "Соломоново—Чиерна", о необходимости открыть которые говорят уже давно. Пока что без особого результата.

Без восстановления пешеходного движения на ПП в Ужгороде и без открытия новых пунктов пропуска Украина будет оставаться для словаков отдаленным государством, куда трудно доехать. Учитывая неутихающий военный конфликт на Востоке Украины и информационную войну, официальный Киев должен сделать все возможное, чтобы бороться с негативными стереотипами об Украине в словацком обществе. Самый действенный и наиболее дешевый способ — поощрять словаков приехать в Закарпатье и своими глазами убедиться, что не такая уж Украина страшная, как ее рисует российская пропаганда, а наоборот — вполне цивилизованная, симпатичная и дружелюбная. Но без инвестиций в границу и ускорения обустройства пунктов пропуска эту задачу выполнить невозможно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • ТОВ ДАНТЕРРО ТОВ ДАНТЕРРО 22 жовтня, 00:33 Словакам піший перехід не потрібен. Навіть у самого бідного словака є автомобіль.(у всіх словаків є авто). На цих авто вони регулярно заправлються на Ужгородських заправках. Перехід потрібен українським контрабандистам, які носять контрабанду на собі. согласен 1 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно