Во вторник, 12 ноября, после завершения в Киеве тринадцатого раунда украинско-румынских переговоров по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон, на сайте украинского внешнеполитического ведомства появилось «Заявление пресс-секретаря Министерства иностранных дел Украины». Приведем некоторые цитаты из него.
«Результаты этого раунда переговоров засвидетельствовали, что Румынская Сторона так и не выявила конструктивного подхода относительно вопросов, которые являются предметом переговоров»; «Министерство иностранных дел Украины высказало свое сожаление по поводу того, что Румынская Сторона, декларируя отсутствие территориальных претензий к Украине и признание существующей линии границы, пока что не проявляет соответствующей политической воли и не желает зафиксировать соответствующие положения в Договоре о режиме украинско-румынской государственной границы письменно».
Уже одно появление подобного документа — сигнал того, что на Михайловской намерены перейти к более жесткой тактике защиты национальных интересов. В конце концов впервые за те пять лет, что Киев и Бухарест обсуждают договор о режиме госграницы, украинская дипломатия открыто и вслух заговорила, о чем так старательно умалчивала и упорно хранила за семью печатями. А именно — что Румыния, по сути, выдвигает к Украине территориальные претензии. Переговорный процесс зашел в тупик, поскольку Киев не собирается уступать Бухаресту, а румыны намерены таки добиться своего и заложить в документы положения, которые бы продемонстрировали, что существующая граница между двумя странами недействительна.
Но это заявление — также лишнее свидетельство того, что переговоры действительно зашли в тупик, а накал страстей достиг критического уровня. Об остроте проблемы говорит и то, что, в отличие от практики, принятой в мире дипломатии, после нынешнего раунда переговоров так и не был подписан протокол. Факт более чем красноречивый.
Можно только гадать, чем был вызван переход к жесткой тактике ведения переговоров с румынами и отказ от политики замалчивания кризиса в двусторонних отношениях. Но очевидно, что не последнюю роль сыграло желание поскорее разобраться с этой уже порядком утомившей проблемой. Согласитесь, довольно трудно придерживаться политики добрососедства, о которой так любят говорить румынские политики и дипломаты с высоких европейских и ооновских трибун, если за пазухой имеется неурегулированная проблема с границами и закамуфлированные территориальные претензии.
Как очевидно и то, что нынешние жесткие действия были также вызваны и желанием исправить промахи, допущенные во время сентябрьского визита Иона Илиеску в Украину, когда ради сиюминутных внутриполитических целей официальный Киев пожертвовал своими внешнеполитическими интересами. Да, конечно, румынский президент подтвердил в совместной декларации нерушимость границ и территориальную целостность. К тому же была установлена и дата, к которой должны подписать договор о режиме государственной границы — 1 июня 2003 года. Но стратегически Киев проиграл, поскольку Илиеску ни публично, ни письменно не подтвердивший существующую линию госграницы, самим своим фактом пребывания в Украине получил серьезный козырь в диалоге с НАТО.
И нынешнее заявление украинского МИДа — это, безусловно, сигнал и для НАТО. Дескать, не все так хорошо в решении спорных вопросов, как это видится с румынской колокольни. А на самом деле страна, кандидат на вступление в альянс, действительно имеет серьезные проблемы со своим соседом в вопросе обустройства границ, и затягивание его решения может привести в будущем к тому, что НАТО окажется непосредственно втянуто в еще один конфликт.
Осознают ли такую угрозу в Брюсселе? По всей видимости, да. Готово ли НАТО прямо вмешаться в разрешение спорного вопроса с учетом того, что две страны декларируют желание стать его членом? Судя по всему, нет. Скорее уж опосредованно влиять на развитие событий. Но готов ли альянс занять такую позицию, в результате которой не пострадали бы национальные интересы ни Киева, ни Бухареста? Неизвестно. Но вполне возможно, что нынешнее заявление украинского МИДа, вынесшее проблему на публичный уровень, сможет помочь НАТО поскорее определиться.
Между тем румынская пресса уже связала заявление украинского внешнеполитического ведомства с политикой интеграции Румынии в Североатлантический альянс. Так, газета «Зиуа» поместила заметку под довольно красноречивым названием — «Антирумынские диверсии в преддверии саммита НАТО. Киев придумывает обвинения в адрес Бухареста». На этом фоне любопытна реакция официального Бухареста. МИД Румынии в своем коммюнике категорически опровергает заявления украинских официальных лиц по поводу т.н. территориальных разногласий между Бухарестом и Киевом относительно острова Змеиный.
Обращает на себя внимание тот факт, что в документе румынского МИДа дело представлено так, как будто статус Змеиного сегодня главный в повестке дня переговоров Украины и Румынии. Но так ли это? Конечно, статус острова Змеиный спорный. Но этот вопрос сегодня второстепенный. Главный же — договор о режиме государственной границы. И если обратиться к первоисточникам, то бишь, к обменным письмам министров иностранных дел обеих стран, то станет очевидно, что от решения этого вопроса зависит и демаркация континентального шельфа и исключительных экономических зон, и решение вопроса о статусе острова Змеиный. В противном случае Киев и Бухарест еще долго будут кружить по замкнутому кругу, без единого шанса решить проблемные вопросы.