«Дунайские волны» евроинтеграции

15 января, 2021, 13:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Зачем Украине председательство в Дунайской комиссии?

Начало нового года — это всегда прекрасная возможность для новых инициатив, очерчивание важных задач, установление новых высших уровней, которых необходимо достичь, а также определение приоритетов.

11 декабря 2020 года решением 94-й сессии Дунайской комиссии (ДК) представитель Украины впервые за всю историю существования организации был избран главой этой международной институции. Мне особенно приятно принять эстафету главы ДК от министра иностранных и европейских дел Хорватии Гордана Грлич-Радмана, который в свое время был избран на эту должность как посол Хорватии в Венгрии и представитель этой страны в ДК и уделял Комиссии серьезное внимание в течение всего периода исполнения обязанностей главы.

Чтобы осознать важность этого назначения, следует понимать значимость и важность самой Дунайской комиссии. Эта Комиссия — старейшая в Европе международная платформа для сотрудничества между странами, которая и сегодня играет важную роль в международном сотрудничестве. Она основана Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписание которой состоялось в Белграде (в то время — республика Югославия, а теперь — Сербия) 18 августа 1948 года. Даже Совет Европы создан на год позже.

Цель деятельности ДК — обеспечивать и развивать свободное судоходство на Дунае для торговых судов, которые ходят под флагами всех государств-участниц Белградской конвенции, а также укреплять и развивать торговые, культурные, человеческие связи между ними и в межбассейновом судоходстве.

В 2019 году услугами пассажирских круизных судов по Дунаю воспользовалось более 700 тысяч пассажиров, общий объем грузовых перевозок составил более 40 млн тонн, а в прошлом году этот показатель мог достичь свыше 90 млн тонн. Дунай — самая большая международная река в Европейском Союзе. Ее протяженность — 2860 километров вод, которые берут свое начало в горах Германии и, пересекая территории Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдовы, впадают в Черное море. Это на Дунае построены Вена, Братислава, Будапешт и Белград, а великий австрийский композитор Иоганн Штраус посвятил ему самый известный вальс «На прекрасном голубом Дунае». Это Дунай относится к мировому наследию ЮНЕСКО и является частью трансъевропейского водного пути от Роттердама на Северном море до Сулини на Черном. То есть когда мы говорим «Дунай», то имеем в виду сложную систему, где тесно переплетены фактор человеческой деятельности и фактор окружающей среды, а сохранение и развитие этой системы требуют настоящей координации, общих подходов и стандартов.

Если говорить о работе ДК, то именно эта институция вырабатывает и формирует основные правила плавания по Дунаю (судоходная длина, подпадающая под действие Конвенции, составляет 2411,6 км); согласовывает технические требования к судам, ведет надзор и разрабатывает требования по развитию элементов инфраструктуры судоходства (судовой ход, портовые средства, системы коммуникаций); унифицирует правила речного надзора, разрабатывает рекомендации к квалификационной подготовке экипажей и персонала, экологические предписания, координирует деятельность гидрометеорологических и других компетентных органов стран-членов ДК. Безусловно, эта работа ведется на основании предложений 11 стран-членов организации, представленных своими послами в Венгрии, и 9 стран, имеющих статус наблюдателей. Таким образом, активность ДК учитывает опыт внутреннего судоходства практически всей континентальной Европы. И моя задача как главы ДК на следующие три года — максимально содействовать тому, чтобы были учтены интересы всех придунайских стран, и находить консенсус по этим вопросам.

Приоритетным направлением деятельности Комиссии в будущем должно стать обеспечение всех необходимых условий для функционирования Дуная как самой важной части общей европейской транспортной структуры. Насколько эта часть будет современной, эффективной и востребованной, в большей степени зависит и от работы Дунайской комиссии.

Сегодня в рамках ДК активно обсуждаются возможности и пути модернизации нашей организации, чтобы наделить ее дополнительными функциями и полномочиями для реализации задач, стоящих перед ней, в том числе путем активизации взаимодействия с Европейской комиссией.

Содействовать этому должен и пересмотр Белградской конвенции. Это — отдельный процесс, осуществляемый в рамках Подготовительного комитета Дипломатической конференции по вопросам пересмотра Конвенции о режиме судоходства на Дунае. К сожалению, на сегодняшний день указанный процесс двигается не так быстро, как нам бы того хотелось, но Украина готова к активной работе и в этом направлении. В декабре 2020 года Указом президента Украины был обновлен состав делегации Украины для участия в Подготовительном комитете. То есть и к этому вопросу мы подходим с новыми силами и полной энергией. Сейчас тяжело говорить о датах завершения процесса пересмотра Конвенции, поскольку он продолжается с разной интенсивностью с 2002 года. Процесс поиска взаимовыгодных компромиссов с сохранением национальных интересов государств довольно сложный и чувствительный, но важно, что он продолжается. В рамках работы Подготовительного комитета звучат разные идеи пока идет поиск консенсуса — сколько должно быть официальных языков ДК, и какие именно; какие государства должны быть членами ДК и надо ли придунайским странам иметь полномочия большие, чем у других будущих членов; оставить рекомендательный характер решений ДК или наделить их обязательным характером и много других.

Отдельно надо сказать о тесном сотрудничестве с Брюсселем, в частности в рамках реализации основных направлений Стратегии Европейского Союза для Дунайского региона, конкретно касающихся транспортных вопросов, включительно с дунайским судоходством. Сейчас, по инициативе вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольги Стефанишиной, Минрегион готовит проект правительственного решения по подаче заявки на главенство Украины в Стратегии в 2022 году. Это еще раз свидетельствует о том, что Дунай для нас был, есть и будет оставаться важным.

Основным приоритетом и задачей ДК в дальнейшем должна быть модернизация и создание современной речной логистической инфраструктуры (модернизация судового хода, развитие портов и систем коммуникаций), которая будет соответствовать требованиям международных транспортных коридоров и повысит конкурентоспособность дунайского судоходства на рынке прежде всего грузовых перевозок. Среди поставленных задач — и исследование экологических проблем: имею в виду проекты по модернизации флота для снижения вредных выбросов и вопрос энергоэффективности эксплуатации флота.

Кроме того, задача ДК на ближайшую перспективу — развитие потенциала дунайского судоходства для его эффективной интеграции в систему международных транспортных коридоров TEN-T. В свое время, работая в представительстве Украины при ЕС, я уже имела возможность заниматься вопросом включения транспортных сетей стран Восточного партнерства в эту сеть и считаю, что полученный опыт пригодится и в рамках реализации задач, стоящих передо мной как главой ДК.

Также большое значение имеет обеспечение высоких стандартов безопасности судоходства (Safety и Security), охрана окружающей среды и подготовка высококвалифицированных специалистов флота и управления.

Еще одна не менее важная задача — содействовать модернизации действующего флота и строительству новых высокоавтоматизированных судов с высокими показателями энергоэффективности, использованием новых типов конструкционных материалов и пропульсивных установок согласно концепции Green Danube Fleet.

Задачи эти — довольно сложные и амбициозные. Поэтому выполняться они должны с помощью стратегического диалога государств-членов ДК, обмена технологиями, мнениями и передовой практикой. Именно в содействии такой работе в пользу придунайских государств и состоит функция главы. Успех здесь будет зависеть от слаженной работы руководства организации, ее секретариата и стран-членов. И мы к такой работе готовы.

Что же касается непосредственно интересов Украины, то для нас Дунай — это часть пути к европейской интеграции, ведь реформируя сферу водного транспорта, модернизируя наш флот, внедряя современные экологические стандарты, через секторальную интеграцию мы приближаемся к нашей цели — полноправному членству в ЕС. И параллельно обеспечиваем развитие нашей экономики и улучшение стандартов жизни.

Практический пример — принятый в декабре 2020 года долгожданный Закон Украины «О внутреннем водном транспорте», который должен возродить самый дешевый и экологический способ доставки грузов — речные перевозки, улучшить конкуренцию на рынке, увеличить инвестиции, создать новые рабочие места, а также перевести часть груза с автотрасс на реку для разгрузки дорог и уменьшения затрат на их ремонт. Имеют перспективу предложения по связи потенциалов бассейнов Днепра и Дуная.

Деятельность ДК нацелена также на вопрос создания в Европе единой судоходной системы внутренних водных путей, что является и национальным интересом Украины. К сожалению, пандемия коронавируса вызвала много проблем, которые надо решать с активным участием Комиссии. Это и проблемы по смене экипажей судов, продлению действия судовых документов, обеспечению судов топливом, водой и продовольствием, это и организация перегрузочных работ в портах, технического обслуживания, защиты экипажей, поставки средств защиты и т.п.

Пандемия негативно сказалась и на перевозках, — статистика за І полугодие 2020-го свидетельствует об уменьшении объемов перевозок грузов по Дунаю на отдельных участках на 15–20% от объема первого полугодия 2019 года; практически остановились перевозки на круизных судах (в 2019 году на Дунае работало 190 круизных пассажирских судов). Надеюсь, что вакцинация спасет не только жизнь и здоровье людей, но и экономику наших стран и будет содействовать быстрому восстановлению и их дунайской составляющей.

Следовательно, задачи, стоящие перед Дунайской комиссией, — непростые, но чрезвычайно важные. Следующие три года мы будем иметь возможность сделать свой вклад в их решение, главенствуя в этой организации.

         Любовь Непоп с главой ДК (2017–2020) Горданом Грлич-Радманом и генеральным директором секретариата ДК Манфредом Зайтцем
    Любовь Непоп с главой ДК (2017–2020) Горданом Грлич-Радманом и генеральным директором секретариата ДК Манфредом Зайтцем

 

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК