Каталония наконец получила своего нового президента.
17 мая Ким Торра был приведен к присяге и начал формировать правительство. Это событие создало предпосылки для прекращения прямого правления Мадрида в этой автономии, продолжавшееся почти семь месяцев. Но все первые шаги нового президента свидетельствуют о том, что до завершения политического кризиса еще очень далеко.
Каталония - один из европейских экономических мега-регионов, движущая сила экономики Испании, она обеспечивает 19% ВВП страны, вырабатывает четверть товаров и услуг. В 2016 г. регион привлек 37 млрд евро прямых иностранных инвестиций (25% по Испании), имея всего 16% населения страны. Доходы на душу населения - выше, чем в целом по стране.
Если Каталония обретет независимость, она превратится в еще одну маленькую, но богатую страну Европы с плохими отношениями с остальной Испанией и рискованным переходным периодом. Не все каталонцы стремятся к независимости, и не она является истинной целью руководства Каталонии. Проблема не в том, что Каталония платит в центральный бюджет сравнительно больше, чем другие регионы. Речь идет о том, насколько больше, чем другие, она платит.
Если бы регион сам собирал свои налоги и финансировал свои публичные услуги, то его ВВП вырос бы на 8%. Кроме того, регион должен был бы получить собственную экономическую политику с экономически обоснованным развитием транспортной. Экономическая политика Мадрида с 2010 г. уже привела к росту долга Каталонии. В перерасчете на душу населения долг вырос с 6301 долл. до 11 782 долл. Это вызывает неудовлетворенность части населения и усиливает региональный национализм.
В 2008 г. основания для конфликта были исчерпаны, когда Мадрид и Барселона достигли согласия, расширив статус автономии. Но в 2010 г. Конституционный суд отменил часть предоставленных автономии дополнительных полномочий. С тех пор экономический спор не только усилился, но и приобрел признаки национализма и перерос в сепаратизм.
Большинство западных экспертов считают конфликт между центром и регионом в отношении фискальной политики политическим, который Мадрид пытается решить правовыми инструментами. Решением кризиса могла бы стать отмена решения Конституционного суда от 2010 г., но центральное правительство не идет по этому пути. Промедление толкает оппонентов повышать ставки в своей борьбе.
Причина действий правительства в том, что Испания задолжала Европейскому фонду "Механизм стабильности" (ESM) 34,7 млрд евро, которые были предоставлены в 2013 г. для рекапитализации банковского сектора. Сумма долга немалая и составляет 2,6% от ВВП.
За период 2012–2017 гг. правительство уже уменьшило государственные затраты на образование и здравоохранение на 16 млрд евро. Долг блокирует доступ Испании к Европейскому фонду финансовой стабильности. В этих условиях Каталония несет значительное финансовое бремя, и правительство не спешит это каким-либо образом урегулировать.
В октябре 2017 г. испанское правительство большие надежды возлагало на "молчаливое большинство" юнионистов Каталонии. Но досрочные выборы 21 декабря не решили кризис путем устранения сепаратистов от власти. Тем не менее они выявили раскол населения региона по ключевому вопросу почти пополам. В результате конфронтация перешла в иную форму.
Победа сепаратистов, получивших 70 депутатских мест из 135, оказалась недостаточно убедительной, чтобы быстро двигаться к независимости, но достаточной, чтобы это движение не прекратилось. Результаты выборов поставили под вопрос правовую и моральную позицию Мадрида, ослабили мандат правительства в стране и усилили позиции оппозиционной силы "Гражданин-Гражданская партия", ставшей лидером в национальных рейтингах.
Позиции сторон находятся в шатком равновесии, но каждой стороне не хватает времени. Правительство Мариано Рахоя, увидев недостаточность поддержки со стороны каталонцев, перешло к рискованным правовым и административным действиям.
Мадрид, вместо положительных экономических шагов, прибег к мощному давлению на компании, чтобы те регистрировались в других регионах страны. Фактически, стратегия центра свелась к тому, чтобы поступь к независимости приносила каталонцам немалые экономические убытки. Чтобы бизнес чувствовал неуверенность. Чтобы независимая Каталония потеряла право на обращение евро. Официальный Мадрид надеется, что такие его усилия способны нейтрализовать движение к независимости.
Испанская Конституция запрещает обособление регионов от остальной страны. Многие ведущие каталонские политики и общественные деятели, втянувшиеся в борьбу за независимость, столкнулись с уголовным преследованием по статьям, предусматривающим до
30 лет заключения. Ряд ведущих каталонских политиков, включая президента Карлеса Пучдемона, нашли приют в странах Западной Европы. Еще часть политиков арестована и ждет суда в тюрьме Мадрида.
Верховный суд Испании накануне выборов отменил свои европейские ордера на экстрадицию политиков-беглецов. Но когда выяснилось, что пронезависимые партии вновь победили и выдвигают на правительственные должности этих политиков, ордера были возобновлены.
Сейчас ни один из беглецов не экстрадирован в Испанию. Более того, политически мотивированная позиция правосудия Испании создает определенные проблемы в странах Европы, в частности в Бельгии, Шотландии и Германии, чьи уголовные кодексы не содержат статей, по которым обвиняются политики-беглецы. Следовательно, Испания создала проблему гармонизации уголовных кодексов стран - членов ЕС, что в перспективе отменит ее правовые инструменты для решения этого политического кризиса.
Мадрид, который сейчас держит автономию под своим административным контролем, пытается не допустить к власти ее пронезависимое руководство, используя свое право утверждать его состав. Центральное правительство пока отказывается утвердить кандидатуру нового президента и администрацию автономии. Каталония же должна была сформировать новое правительство до 22 мая.
Эта политическая игра имеет недостатки. Во-первых, экономические средства наказания каталонцев за пронезависимые настроения не срабатывают. 3100 компаний начали переносить свои юридические адреса в другие регионы Испании, но не прекращают своей деятельности в Каталонии: мигрирует только адрес и регион уплаты налогов. При этом в 2018 г. экономика Испании восстановила рост, Каталония выздоровела после острой фазы политического кризиса и вновь стала экономическим лидером страны.
Во-вторых, препятствование созданию нового правительства Каталонии и сохранение прямого правления тоже имеет свои последствия. Каталонское движение за независимость отказалось от борьбы против прямого правления Мадрида акциями общественного неповиновения, но заострило борьбу в парламенте на фоне блокирования Мадридом попыток большинства сформировать новое правительство из репрессированных политиков.
На должность президента автономии выдвигались или беглец Карлес Пучдемон, ожидающий в Берлине решения суда об экстрадиции, или Ориол Хункерас, лидер другой сепаратистской партии, находящийся в тюрьме в ожидании суда. Такая провокативная тактика усиливает недовольство населения автономии действиями центрального правительства и мобилизует его на массовые уличные протесты.
14 мая Ким Торра, креатура К.Пучдемона, во втором туре был наконец избран на должность премьера. Но на этом проблемы не закончились. Новоизбранный президент ввел в состав своего правительства четырех политиков, которые также или находятся в заключении в ожидании суда (Хорди Турул и Хосеп Руль), или сбежали от правосудия Испании за границу (Антони Камин и Луис Пуч-и-Горди).
Этот шаг ведет к продолжению политического безвластия в регионе. Официальный Мадрид сначала пригрозил продолжением своего прямого правления, потом пообещал подумать и, наконец, прекратить прямое правление, если новое правительство будет придерживаться законов Испании. Кроме того, Мадрид не утвердит состав правительства, если политики, ожидающие суда и скрывающиеся за границей, не будут заменены.
К.Торра решил заострить ситуацию, заявив, что он - всего лишь "врио президента", поскольку настоящим президентом является К.Пучдемон, и пообещав продолжить движение к независимости. В частности, он заявил о намерении создать параллельные политические структуры за пределами действующих учреждений для формирования новой Конституции республики Каталония. В таких условиях прямое правление Мадрида в Каталонии может быть распространено на финансы и медиа, которые рассматриваются в Мадриде как ресурс восстановления курса на отделение от Испании.
Во время церемонии введения на должность Торра заверил в преданности каталонскому народу, но не упомянул о преданности Конституции Испании и уставу каталонской автономии. На церемонии он стоял только со стороны флага Каталонии, без традиционного флага Испании и портрета короля, обязательных по протоколу. В своей речи в парламенте Торра дал понять, что борьба за независимость Каталонии еще далека от завершения.
В своих действиях сепаратисты рассчитывают на свою способность заблокировать принятие бюджета Испании на 2018 г., которое очень важно для правительства М.Рахоя и должно окончательно решить проблемы дефицита бюджета. Испания остается единственной страной еврозоны, находящейся под специальным бюджетным мониторингом ЕС, ее дефицит превышает лимит ЕС в 3,0% от ВВП (3,1% за 2017 г.), что угрожает наказаниями и штрафами.
Баскская национальная партия, критически настроенная к Мадриду, отказывается голосовать в парламенте за правительственный бюджет, пока в Каталонии сохраняется прямое правление Мадрида. Поддержка этой группы из пяти депутатов критически важна для правительства меньшинства Рахоя в вопросе получения помощи ЕС, которая зависит от способности Испании принять бюджет в определенные сроки, иначе невозможно снизить долг до разрешенных 60% от ВВП.
Провал в принятии бюджета станет политическим поражением Рахоя и заставит его уйти с должности, поскольку оппозиция обвинит его в неспособности управлять страной. Сегодня заблокированными остаются такие безотлагательные вопросы, как повышение зарплаты для госслужащих, сокращение налогов, финансирование регионов. Непринятый бюджет отложит решение проблемы на следующий год, вплоть до очередных парламентских выборов местного уровня и выборов в Европарламент, на которых партия М.Рахоя рискует проиграть.
Ситуация в Каталонии далека от разрешения. Немало жителей региона стремятся к независимости. Также большинство их недовольно status quo. При этом свыше 60% населения региона родом из других частей Испании. Сепаратистское правительство способно разыграть различные неожиданные сценарии. Такая ситуация вынуждает Рахоя мягче относиться к вопросу независимости Каталонии, чем в 2017 г., а дипломатический подход принес бы больше выгод и снизил бы напряжение. Надежду же на переход к политическим решениям дает согласие М.Рахоя на учреждение комитета по конституционной реформе в испанском Конгрессе.