Столетие Азии — это не просто красивый лозунг, а реальность современного этапа мирового развития, признанная как на Западе, так и на Востоке.
Пандемия коронавируса еще раз доказала ценность мировой промышленной базы, расположенной в Юго-Восточной и Восточной Азии, в первую очередь — в Китае, для огромного числа критически важных товаров. В последние несколько лет кардинальным образом поменялась и геополитика, когда ведущие роли стали играть страны с ключевыми интересами в Азии — США, Китай и Россия. Вопрос о том, как сбалансировать интересы сверхдержав, сдерживать стремительное развитие Китая и при этом решать вопросы безопасности в связи с постоянной угрозой со стороны КНДР при наличии целого клубка все еще неразрешенных исторически обусловленных противоречий между Китаем, Японией, Индией, Южной Кореей и другими странами региона, относится к числу сложнейших.
Буквально на днях стало реальностью подписание крупнейшего в истории Азии многостороннего соглашения о свободной торговле членами Регионального всеобъемлющего экономического партнерства, куда входят десять стран АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Соглашение охватывает регион, где проживает треть населения мира и производится треть мирового ВВП. Однако в него не входит Индия, и это вызывает, в частности у Японии, опасения, что в новом региональном формате доминировать будет Китай. Каждая из стран — сторон соглашения предусмотрела определенные защитные механизмы для своих специфичных рынков, однако даже при этом вопрос о равноправном взаимодействии с КНР остается открытым.
В этом контексте заслуживает особого внимания идея президента Японского агентства международного сотрудничества, постоянного представителя Японии в ООН (2004–2006) и почетного профессора Токийского университета Шиничи Китаоки о формировании регионального альянса на основе общих ценностей, а не географии или политического устройства, высказанная им в публикации в газете «Ёмиури Симбун» 1 ноября. Украине, задекларировавшей сотрудничество со странами Азии в качестве приоритета внешней политики, крайне важно понимать, каково видение будущего региона глазами таких профессионалов, как профессор Китаоки. Предлагаем вашему вниманию перевод этой статьи.
Настало время сформировать Западный Тихоокеанский союз
Концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства» становится одним из основных элементов внешней политики Японии. В то же время все еще недостаточно внимания уделялось обсуждению того, каким образом реализовать это видение.
Некоторые специалисты высказывают точку зрения, что упомянутая концепция должна включать также и Китай, но я считаю, что подобная идея будет крайне сложной для реализации. Вместо этого Япония должна продвигать эту концепцию как достаточно гибкий механизм углубления регионального сотрудничества, основанного на множестве факторов.
Первый фактор — альянс Японии и США. Во времена администрации бывшего премьер-министра Синдзо Абэ этот альянс существенно укрепился, и такая тенденция должна быть продолжена в будущем.
Вторым важным фактором является продолжение укрепления отношений между Японией и странами Юго-Восточной Азии. В этом контексте премьер-министр Йошихиде Суга был совершенно прав, посетив Вьетнам и Индонезию во время своего первого зарубежного турне в ранге главы правительства.
Укрепление отношений с Индией является третьим фактором. Поскольку Индия — это огромная и самостоятельная страна, есть вероятность, что она неохотно будет рассматривать участие в многосторонних форматах. Япония должна углублять двустороннее сотрудничество с Индией и расширять четырехсторонний формат консультаций с участием Японии, Индии, США и Австралии по вопросам согласованной политики в регионе, включая вопросы безопасности.
Что касается сотрудничества с государствами Африки, то Япония должна использовать различные механизмы с учетом того, что Китай уже обеспечил себе преобладающее присутствие на континенте.
Таким образом, Япония должна развивать различные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества с тем, чтобы укреплять концепцию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства.
Среди всех наций и регионов, упомянутых выше, наиболее важным для Японии является АСЕАН. В период после Второй мировой войны страны Юго-Восточной Азии извлекли значительную выгоду от экономического восстановления и развития Японии. Соответственно, их экономики росли, способствуя в то же время демократизации региона. За прошедшие 20 лет Филиппины и Индонезия, к примеру, провели демократические выборы и мирную смену власти. Это историческое достижение.
Япония должна всемерно укреплять далее отношения с Юго-Восточной Азией. Если регион подпадет под влияние Китая, огромная дыра возникнет прямо в середине свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства.
В то же время контрпродуктивно принуждать страны Юго-Восточной Азии выбирать стороны в противостоянии США и Китая. Следует ожидать, что они сделают все возможное во избежание такого выбора.
Правильной политикой для Японии является поддержка свободы, независимости и развития стран Юго-Восточной Азии, а не принуждение их к выбору той или иной стороны. Такой подход выгоден самой Японии. Это предположение стоит за усилиями Японии предоставить Юго-Восточной Азии не только традиционное экономическое сотрудничество, но и уникальные формы взаимодействия, такие как операции береговой охраны, менеджмент чрезвычайных ситуаций и сфера права.
С учетом сказанного я рассматриваю возможность, чтобы Япония и страны АСЕАН совместно сформировали Западный Тихоокеанский союз (ЗТС) в качестве регионального аналога ЕС или Африканского союза. ЗТС может даже стать просто Тихоокеанским союзом (ТС), включив Австралию, Новую Зеландию и островные государства Тихого океана.
Устав АСЕАН, принятый в 2008 году, подтверждает приверженность принципам независимости и суверенитета, верховенства права и демократии; уважение и защиту основных прав человека и фундаментальных свобод; приверженность Уставу ООН и международному праву, включая международное гуманитарное право. Таким образом АСЕАН как единое целое придерживается принципов демократии, хотя среди членов этой организации есть и недемократические государства. Этот Устав может быть целиком поддержан Японией и применен в его нынешнем виде как основа, на которой будет строиться ЗТС.
Создание некоего сообщества в Восточной Азии обсуждалось неоднократно и безуспешно, потому что его идеологи слишком много внимания уделяли географическим определениям. Лучше бы они в приоритетном порядке обсуждали фундаментальные принципы создания такого сообщества, как это произошло с АСЕАН.
Нет никаких сомнений, что действия Китая дома и за границей противоречат принципам, определенным Уставом АСЕАН. Более того, поскольку региональные организации обычно плохо функционируют, когда в них входят сверхдержавы, Китаю нельзя позволять присоединиться к ЗТС.
По той же причине другая сверхдержава, США, также не должна получить приглашение стать членом ЗТС. Некоторые государства Юго-Восточной Азии испытывают сильное чувство сопротивления, когда речь идет о США. Поэтому для самих же США оставаться связанными со странами региона косвенно, через Японию, — более практичный способ привлечь их, чем стараться принудить встать на свою сторону.
Само собой разумеется, что обсуждаемая организация не должна включать Северную Корею. По состоянию на сегодня то же касается и Южной Кореи. Южная Корея в одностороннем порядке решила пересмотреть соглашение 1965 года о базовых отношениях с Японией, соглашение 1998 года между премьер-министром Кейдзо Обути и южнокорейским президентом Ким Дэ Чжуном по выстраиванию ориентированных на будущее двусторонних отношений и двустороннее соглашение, призванное разрешить проблему «женщин для комфорта». Более того, Южная Корея применила наказание к тем, кто придерживался прояпонских взглядов, конфисковала собственность и другие ценности у тех, кто сотрудничал с Японией. Подобные шаги не отвечают принципу верховенства права.
В то же время я бы очень хотел, чтобы в эту организацию был принят Тайвань. Разумеется, учитывая нынешние отношения Тайваня с Китаем, будет тяжело предоставить Тайваню полноправное членство, однако рабочий уровень взаимодействия обеспечить все же возможно. Я бы также хотел, чтобы ЗТС включал Бангладеш, который находится очень близко от Юго-Восточной Азии, имеет население в 165 миллионов человек и очень дружественен к Японии.
Дебаты о региональной интеграции теряют свою силу с учетом провала интеграционной политики ЕС. По моему мнению, стремление ЕС расширяться зашло слишком далеко. К примеру, экономический и монетарный союз ЕС усложняет реализацию каждым государством-членом такой монетарной и фискальной политики, которая наиболее соответствует интересам этого государства.
И все же политика интеграции ЕС была успешной. У членов ЕС общее видение множества проблем внешней политики, при этом они имеют возможность отразить до определенной степени свое особое мнение там и тогда, где это необходимо. Стиль ЕС, который позволяет разделять общие подходы во внешней политике, учитывая при этом особенности государств-членов, является эффективным с точки зрения достижения основанных на консенсусе решений в международном сообществе. ЗТС должен будет придерживаться интеграции во внешней политике на таких же принципах.
В случае создания ЗТС участие Филиппин, Индонезии, Вьетнама и Мьянмы является особенно важным. Министерство иностранных дел Японии недавно провело опросы об имидже Японии в десяти странах АСЕАН, обращаясь к респондентам с просьбой назвать страну, которую они рассматривают как наиважнейшего партнера или самого надежного друга для их государства.
Во Вьетнаме наибольший процент опрошенных четко указал на Японию как наиболее важного партнера по сравнению с США, Южной Кореей и Китаем (в таком порядке). В ответах на вопрос о самом надежном друге Япония снова опередила Россию, США и Южную Корею. Жители Филиппин выбрали США, Японию, Китай и Южную Корею (в этом порядке) в качестве наиболее важного партнера, а США, Японию, Китай и Россию — в качестве самого надежного друга. Нынешнее правительство Филиппин несколько враждебно настроено к США, но общее количество филиппинцев, положительно относящихся к США и Японии, значительно превосходит тех, кому дорог Китай.
В Индонезии и Мьянме Япония также опередила Китай.
В тех же опросах Китай опередил Японию как наиболее важный партнер для Таиланда и Камбоджи, хотя Япония опередила Китай в позиции «наиболее надежный друг». В Лаосе Китай и Япония разделили первые два места в обеих позициях.
ЗТС должен быть расширен и стать Тихоокеанским союзом. Само собой разумеется, что Австралия и Новая Зеландия станут его ключевыми членами, однако присутствие даже относительно малонаселенных островных государств Тихого океана также является важным, учитывая их исключительные морские зоны, покрывающие значительную часть океана. Тихоокеанский союз должен включать и Восточный Тимор. Япония, США, Австралия и Новая Зеландия должны инициировать включение тихоокеанских островных наций в ТС. При этом важно участие и Тайваня, поскольку некоторые из этих государств, к примеру Палау, признают Тайвань.
Многие из тех, кто прочитает эту статью о предложении создать ЗТС или ТС, могут вспомнить события в древнем Китае периода Сражающихся царств, когда коалиционные стратеги и дипломаты были особенно активны. Когда Цинь (быстро растущее государство в западной части страны) вознамерилось захватить весь Китай, шесть государств: Хань, Чу, Ци, Янь, Чжан, Вэй (расположенных в восточной части страны) сформировали «вертикальный» альянс Севера и Юга для противостояния угрозе с Запада. Цинь смогло убедить одно восточное государство за другим сформировать «горизонтальный» альянс Запад—Восток, чтобы сокрушить «вертикальный». В древнем Китае «вертикальный» альянс был значительно слабее «горизонтального».
Возвращаясь в наши дни, мы не должны быть пессимистами по поводу «вертикального» альянса — ЗТС или ТС, потому что ожидаем поддержки от США как сверхдержавы — с Востока и Индии как будущей сверхдержавы — с Запада. Идею формирования ЗТС или ТС следует тщательно рассмотреть как можно скорее вне зависимости от результатов выборов в США.