АМЕРИКАНСКИЙ ДОПИНГ ДЛЯ ГУУАМ

Поделиться
У авторов проекта «ГУУАМ» — бывших или нынешних сотрудников Совета национальной безопасности и обороны Украины — есть повод для тоста...

У авторов проекта «ГУУАМ» — бывших или нынешних сотрудников Совета национальной безопасности и обороны Украины — есть повод для тоста. Благодаря дипломатическому усердию Киева и политическому допингу Вашингтона пятерка приступила к реализации конкретных проектов. Поддержку новому интеграционному витку в рамках ГУУАМ зафиксировали все участники состоявшегося в Тбилиси третьего заседания Совета министров иностранных дел объединения. То же намерены сделать и президенты стран «пятерки» на предстоящем саммите в Ялте.

Первый признак пробуждения ГУУАМ — смена позиции Узбекистана. Открытие у Ташкента второго интеграционного дыхания официально не подкреплено. Однако есть информация, что узбекские дипломаты просто ждут соответствующего заявления президента Каримова — такова уж тамошняя традиция. Нынешний же этап вовлечения республики в гууамовские дела источник «ЗН» в Ташкенте очертил как «стадию сбора информации».

Очевидно другое: демонстрируемый Узбекистаном ход назад — прямой результат поддержки ГУУАМ со стороны США. После антитеррористической операции в Афганистане амбиции узбекского руководства касательно ведения диалога с Вашингтоном в режиме тет-а-тет несколько поутихли — в новой войне у Белого дома появились новые союзники. А если предположить, что после Ирака внимание Белого дома будет приковано к другим «странам, вызывающим беспокойство» (к тому же Ирану), то достойным конкурентом Ташкента вполне может стать другой член ГУУАМ — Азербайджан. Баку и Тегеран связывает протяженная граница и разделяет многолетний спор по поводу разграничения Каспийского моря. А количество азербайджанцев, проживающих на севере Ирана, давно соизмеримо с количеством всего населения Азербайджана. Нетрудно догадаться, какую роль может сыграть Баку в качестве той же опорной базы американской разведки... Косвенным подтверждением заинтересованности Вашингтона именно в этих двух странах ГУУАМ (в контексте крестового похода США против терроризма) является и тот факт, что именно в одной из двух столиц — Баку или Ташкенте — должен, по замыслу американской стороны, базироваться создаваемый в рамках ГУУАМ Центр по борьбе с терроризмом, распространением наркотиков и иными видами опасных преступлений (на данном этапе в его названии фигурирует эпитет «виртуальный»). Примечательно, что новый орган будет создаваться на базе регионального офиса ООН по борьбе с наркотиками и преступностью.

В то же время стоит заметить, что в реализации предложенного американцами проекта содействия торговле и транспортированию (СТТ), Узбекистан в «гууамовском рейтинге» Вашингтона занимает едва ли не самое почетное место. По некоторым данным, США были бы не против подключить к реализации этой программы еще такие страны, как Казахстан, Туркменистан и Таджикистан (по модели ГУУАМ плюс). Однако интеграционная принадлежность двух из них к ЕврАзЭС вряд ли позволит им тесно взаимодействовать с гууамовцами. Даже при всей привлекательности возможных дивидендов: после реализации аналогичной программы в странах Юго-Восточной Европы оформление грузов на границах сократилось с четырех часов до двух и даже полутора.

Кроме того, в недрах ГУУАМ сейчас активно обсуждается возможность своеобразного слияния «пятерки» с проектами развития европейского транспортного коридора ТRАСЕCА. А точнее, поделился с «ЗН» директор департамента экономического сотрудничества МИД Украины Андрей Кононенко, «ГУУАМ сегодня — это путь к реализации тех проектов, которые уже были наработаны, но не осуществлены в рамках ТRАСЕСА». Ведь несмотря на ежегодное финансирование последнего Евросоюзом (а это 9—11 млн. евро), транспортно-коммуникационному детищу ЕС так и не удалось оправдать доверие своих идейных вдохновителей. Некоторые эксперты связывают это с неудобствами в эксплуатации маршрута: дважды подвижной состав должен переходить с одной ширины колеи на другую и столько же преодолевать водные барьеры — Каспийское и Черное моря. Кроме того, поговаривают в кулуарах, бывали случаи, когда, проходя по территории некоторых кавказских государств, товар просто исчезал. Либо же простаивал из-за разрушенных железнодорожных путей.

Понятно, что «пятерка» не охватывает все те маршруты, которые «входят в ведомство» ТRАСЕСA. Именно поэтому страны ГУУАМ в рамках реализации проекта СТТ будут делать акцент всего лишь на один транспортный коридор — Поти—Одесса. Все, что уже наработано в рамках ТRАCЕCA, гууамовцам только на руку. Например, ранее были разработаны бизнес-планы реконструкции Ильичевского и Одесского портов. Осуществить задуманное трасековцам не позволило отсутствие финансирования. У ГУУАМ оно есть. На встрече в Тбилиси американцы подтвердили, что договоренности по кредитованию стран—членов ГУУАМ уже достигнуты с Всемирным банком. Предполагается, что реализация программы по содействию торговле и транспортированию (а это один из трех проектов, предложенных Вашингтоном в Рамочной программе ГУУАМ—США) обойдется Всемирному банку в 150 млн. долларов. Важно заметить, что кредитное соглашение с ВБ будет заключать каждая из стран ГУУАМ, а подготовкой документа займется сама финансовая институция. Миссия же США заключалась в том, чтобы склонить Всемирный банк на сторону постсоветской «пятерки» — нетрудно догадаться, что у самих участников ГУУАМ кредитный рейтинг очень низкий.

На тбилисском заседании членам «пятерки» удалось выяснить и другие технические детали, касающиеся совместных с США проектов. Так, американцы уже профинансировали работу десяти офицеров связи (по два от каждой из стран-участниц), которые с 1 сентября и на протяжении 90 дней будут находиться в Информационном офисе ГУУАМ в Киеве. Полным ходом идет и работа по регистрации объединения в ООН — этот шаг даст возможность гууамовцам расширить финансирование своих проектов по линии американского конгресса.

Еще одна группа экспертов с сентября будет работать над созданием вышеупомянутого Центра по борьбе с терроризмом и иными опасными видами преступлений, а также над реализацией проектов Межгосударственной системы обработки информации. По сути, необходимость создания такой базы данных будет сведена к обычному обмену информацией. И не имеет никакого отношения к тому же военно-политическому сотрудничеству, о котором вполголоса говорят в оборонных кругах Азербайджана и Грузии («Очевидно, что ГУУАМ как объединение не сможет состояться без такой составляющей, как сотрудничество в сфере безопасности», — говорится в недавнем заявлении замминистра обороны Грузии Гела Бежуашвили) и демонстративно открещиваются в Узбекистане, Молдове и даже Украине. И не только потому, что многостороннее сотрудничество стран ГУУАМ в реализации военно-технических проектов эксперты признали априори неэффективным (речь, скорее, могла бы идти о военно-техническом обеспечении Украиной некоторых партнеров по ГУУАМ) .

Дело в том, что в последнее время «пятерка» стала объектом пристального внимания нашего партнера по другому постсоветскому объединению — России. Причем «интерес» к гууамовцам достиг таких масштабов, что грозные мессиджи российского МИДа о пагубности «развития военной составляющей этой организации с привлечением западных партнеров», озвученные ранее, сегодня могут показаться детскими страшилками.

«Подрывное устройство» ГУУАМ россияне заложили в Молдове. Рычаги давления на республику традиционные: российские энергоносители и Приднестровье. По признанию заслуживающего доверия источника в Кишиневе, недавно у молдавского президента Воронина состоялось несколько «неприятных бесед» с российским тезкой на тему ГУУАМ. Якобы Владимир Владимирович открытым текстом заверял молдавского коллегу в том, что экономические проблемы между Кишиневом и Москвой можно будет уладить как только Кишинев поменяет ГУУАМ на ЕврАзЭС.

«На благо Отчизны» трудятся и идейные единомышленники молдавских коммунистов. Всего лишь один пример. После визита в Кишинев товарища Селезнева молдавская делегация не прибыла на заседание экспертной группы по созданию Межпарламентской ассамблеи ГУУАМ, учредительное собрание которой должно состояться в преддверии Ялтинского саммита.

А вот яркий пример того, как в процесс дискредитации ГУУАМ задействована «пятая колонна». Недавно в Кабмин и Верховную Раду попало любопытное постановление, отправителем которого выступил… Ладыжинский городской совет Винницкой области. В нем говорится буквально следующее: «Обсудив заявление президентов Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации относительно формирования единого экономического пространства на территории вышеупомянутых стран как альтернативы ГУУАМ и ЕврАзЭС, принимая во внимание необходимость подключения регионов к общественно-политической жизни страны, учитывая при этом улучшение экономической ситуации… городской совет постановил: поддержать инициативу президентов Украины, Беларуси, Казахстана и РФ относительно формирования ЕЭП на территории вышеупомянутых стран как альтернативы ГУУАМ и ЕврАзЭС»…

И кто сказал, что в местных органах власти имеют лишь смутное представление об интеграционных стремлениях официального Киева?

Но это еще не все. Операция под условным названием «Нет ГУУАМу на просторах СНГ» докатилась и до международных организаций. Речь идет, в частности, об ОБСЕ. Используя голос своего надежного союзника на Кавказе — Армении (а все решения в этой международной организации принимаются консенсусом), россияне пытаются блокировать инициативы, связанные с приглашением представителей ГУУАМ на те или иные мероприятия ОБСЕ. Так, например, было в мае, во время проведения в Праге 11-го экономического форума этой организации. Благо антигууамовская позиция Еревана не нашла поддержки у других членов ОБСЕ.

Впрочем, волноваться россиянам особо нечего: среди «внутренних» проектов гууамовцев больше всего заботит вступление в силу соглашения о создании зоны свободной торговли и развитие энергетической составляющей объединения.

Украинских политмейкеров, например, не может не радовать тот факт, что свою позицию относительно нефтепроекта Одесса—Броды—Плоцк заметно подкорректировал Азербайджан. Очевидно, на наших коллег подействовало «добро» Еврокомиссии на дальнейшее развитие проекта Одесса—Броды—Плоцк. Насколько известно «ЗН», Баку дал официальное согласие подключиться к создаваемому в рамках объединения Совету представителей президентов стран ГУУАМ по вопросам развития нефтетранспортных коридоров.

Как бы там ни было, новые расклады внутри ГУУАМ, вне сомнения, подбодрили многих представителей «пятерки». В последние недели сразу от нескольких дипломатов — причем как гууамовских, так и американских, — приходилось слышать не одно откровение в духе: «Раньше я был пессимистом в отношении ГУУАМ, сейчас — оптимист». В то же время особо заметными стали и попытки наших гууамовских партнеров превратить Украину в своего рода тягловую лошадь организации (не путать с локомотивом). О наиболее заметной роли Киева в реализации проектов США—ГУУАМ говорил недавно в неформальной обстановке и национальный координатор США в ГУУАМ (по его собственному определению), руководитель офиса правоохранительных вопросов при координаторе программ помощи Европе и Евразии Госдепа США Джон Марки. Правда, не у всех наших партнеров по ГУУАМ инициативность Киева вызывает положительные эмоции: у некоторых азербайджанских коллег, к примеру, она почему-то ассоциируется с поведением России в СНГ…

Как бы там ни было, речь в данном случае больше идет о практическом наполнении группировки. «Раньше это было политическое объединение. Сегодня мы можем говорить о становлении практической международной региональной организации», — объяснил смену «ориентации» ГУУАМ советник Посольства Грузии в Украине Паата Гаприндашвили.

Однако все еще не ясно, к какой тройке стратегических приоритетов отнесут свое, полускрываемое от российского глаза детище «отцы» объединения. Захочет ли, например, Леонид Кучма ради активизации сотрудничества в ГУУАМ пожертвовать эффективностью председательства в Совете глав государств СНГ? И какая зона свободной торговли числится в наших первоочередных задачах — гууамовская или давно лоббируемая официальным Киевом эсэнгэшная?

Возможно, ответить на все эти вопросы будет проще, если в Киеве по достоинству оценят не только транзитный или энергоресурсный потенциал партнеров по ГУУАМ, но и собственные возможности наладить межгууамовский диалог с позиции неформального лидера (некоторые члены «пятерки» до сих пор воспринимают Украину примерно так, как Киев Варшаву).

Да, США могут помогать ГУУАМ. Но регионального тяжеловеса из Украины делать не будут.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме