Главнокомандующий вооруженными силами США и НАТО в Афганистане генерал Дэвид Петреус не исключает, что вывод американских войск из Афганистана в 2011 году является преждевременным. Об этом он сказал в интервью американской телекомпании NBC. «Президент четко назвал дату (2011 год), когда начнется процесс вывода войск, но она будет зависеть от ряда условий, — отметил генерал. — Если условия позволят, то будет осуществлен переход управления от международных сил безопасности к нашим афганским партнерам и правительству». Главнокомандующий подчеркнул, что оставляет за собой право сообщить президенту США Бараку Обаме о рекомендациях по поводу вывода войск, которые будут вытекать из нужд безопасности.
Д.Петреус также заметил, что схватить или уничтожить лидера «Аль-Каиды» Усаму бин Ладена остается приоритетной задачей американских вооруженных сил. По его мнению, Усама бин Ладен — «знаковая фигура», поэтому его арест — «очень важен для всех, кто привлечен к контртеррористической деятельности по всему миру».
Вопрос вывода американских войск и войск НАТО из Афганистана — очень непростое решение для США. Ведь после девяти лет затяжной войны многие в Америке и кое-кто в демократической партии начинают видеть победу США как нечто неопределенное. Июль стал месяцем крупнейших потерь для военнослужащих США. Об этом заявил сенатор Джек Род, выступая в программе Fox News Sunday. «Я думаю, миссия меняется, — сказал сенатор, — и есть ощущение существенных изменений».
Можно предположить, что сегодня генерал Петреус готов поднимать вопрос если не о пересмотре афганского плана президента Барака Обамы, то по крайней мере о его существенной коррекции. Ведь поспешный вывод американских войск из Афганистана может вызвать эффект домино и еще больше радикализировать исламистских фундаменталистов всего региона. Существует высокая вероятность того, что после ухода войск США из Афганистана в стране снова может разразиться полномасштабная гражданская война, как та, которая разрушала Афганистан с февраля 1989 года (времени вывода советских войск) по октябрь 2001 года (начало военной операции США и их союзников).
Предположение, что вывод войск — лучший выход для всех, — ошибочно. Может, нужно говорить о том, что должно быть лучшим для афганского народа? Когда «Талибан» был у власти, это была власть над третью населения Афганистана. Остальные либо умерли, либо находились в лагерях беженцев в Пакистане или Иране.
Вывод американских войск способен вызвать гуманитарную катастрофу для 11 миллионов человек, что автоматически поднимет волну новых беженцев, однако ни Иран, ни Пакистан сейчас не готовы к такому наплыву людей. К этому нужно добавить, что, учитывая природные способности и знания его кадров, «Талибан» (и это он доказал раньше) просто не способен руководить на уровне сел, городов, районов или провинций, — так что говорить обо всей стране? В таком случае кто будет кормить Афганистан? Не говоря уж о необходимой технике или промышленных товарах.
Поэтому, если даже отбросить все негативные военные аспекты поспешного ухода Соединенных Штатов из Афганистана, то он, бесспорно, способен спровоцировать один из крупнейших гуманитарных кризисов в мире, который за очень короткий период может привести к катастрофическим последствиям для всей страны.
Ведь если говорить об обезглавливании «Аль-Каиды», то эта цель так и не была достигнута. Как и обеспечение стабильности и передача реального контроля над страной афганскому правительству.
Думаю, стоит обратить внимание не только на военную афганскую действительность, варианты и позиции сторон противостояния, но и на возможные сценарии развития событий в Афганистане после начала вывода войск США и НАТО из страны. Кроме того, необходимо признать, что в Афганистане США и их союзники столкнулись с войной идей, которую навязали им талибы и «Аль-Каида». Ведь столь жестокое противостояние с исламскими террористами было бы невозможно, если бы исламисты не верили в свое моральное превосходство над «неверными» и религиозную избранность.
Операция в Кандагаре, перенесенная на сентябрь, покажет, какой поддержкой обладает «Талибан» на местах, что является необходимой предпосылкой для успешного продолжения ведения партизанской войны, а тем более для продолжительного противостояния регулярной армии. Кроме того, это будет не только бой за планирование дальнейшей политики США и Запада в Афганистане, но и сражение за общественное мнение в отношении афганской кампании, теряющей народную поддержку в Америке.
Нужно обратить внимание на то, что западные военные неудачи в Афганистане нашли отображение в докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В нем отмечено, что за первые четыре месяца 2010 года количество взрывов с применением самодельных устройств, заложенных на обочинах дорог, увеличилось на 94 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В докладе генерального секретаря ООН также отмечается, что нападения террористов-смертников происходят с периодичностью до трех случаев в месяц, и половина из них — в южных областях Афганистана. При этом самодельные бомбы составляют до трети всех случаев нарушения безопасности в стране.
Ситуация может развиваться по сценарию, похожему на тот, который реализовался по окончании советско-афганской войны. Особенно когда нет механизма перехода к новому этапу, когда коалиция неспособна обеспечить профессиональную подготовку и создание мощных афганских вооруженных сил и полиции, достаточных для того, чтобы противостоять нажиму со стороны «Талибана». Можно сказать, что «Талибан» уже мнит себя победителем, и, в случае поспешного вывода военных сил США и сил НАТО из Афганистана, это будет иметь весьма негативные последствия также для Таджикистана, Узбекистана, китайского Туркестана, Пакистана и Ирана.
Кроме того, преждевременный вывод войск США и НАТО позволит «Аль-Каиде» возвратиться к использованию Афганистана в качестве плацдарма для нападений и может привести к возникновению новых конфликтов между этническими группами в стране. При этом не исключено, что афганская нестабильность перебросится на соседний Пакистан, обладающий ядерным оружием, и будет подталкивать местных пакистанских исламистских экстремистов к попыткам заполучить ядерные боеголовки.
Если рассматривать далеко идущие стратегические цели Америки и ее союзников, то они явно выходят за рамки заявленной США политики в Афганистане. В таком случае ближайшей целью должно стать блокирование распространения влияния «Талибана» и уменьшение исламистской угрозы до уровня, который бы позволил афганскому правительству самостоятельно руководить своей страной. Необходимо создать стабильную и дееспособную систему безопасности и управления, чтобы афганскому правительству было на кого опереться в своей деятельности.
Собственно говоря, прежде чем уходить из Афганистана, Соединенные Штаты должны были бы разработать политическую стратегию для налаживания мирного урегулирования, которая бы удовлетворила все стороны противостояния, включая умеренных представителей противников режима, господствующего в стране. Ведь только эффективное афганское управление на местном и национальном уровнях и всеобъемлющее политическое урегулирование будут иметь решающее значение для установления надежного мира в Афганистане.
Ключевым для обеспечения стратегии правительства США в Афганистане может стать необходимость того, чтобы афганская власть смогла взять на себя ответственность за поддержание внутренней стабильности путем эффективного разворачивания войск и полиции. Но, как считают афганские эксперты, взять полностью ситуацию под контроль за один год — почти невыполнимая задача. К тому же можно не сомневаться: установление такого жесткого графика только развяжет руки талибам, которые после этого будут утверждать, что Соединенные Штаты не могут продолжать войну в Афганистане. И следствием этого будет не только укрепление морального духа противника Америки, но и ослабление престижа вооруженных сил США.
Как считает бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, необходимо обеспечить механизм отказа от плана правительства вывести войска из Афганистана в июле следующего года. При этом нужно подготовить общественное мнение к возможности продолжения войны в Афганистане, которая является самой долгой из тех, которые вели Соединенные Штаты. Киссинджер сказал, что президенту Обаме крайне необходимо пересмотреть дату, установленную для вывода американских войск из Афганистана, и подход, который опирался на стратегию, сконцентрированную на афганском правительстве в Кабуле, имевшем ограниченное влияние на остальную территорию страны.
Позиция главнокомандующего вооруженных сил США и НАТО в Афганистане генерала Дэвида Петреуса, имеющего поддержку как в сенате США, так и среди выдающихся политических аналитиков, свидетельствует: сегодня элита Америки целиком и полностью осознает сложную ситуацию, сложившуюся в Афганистане и в окружающих регионах. Американская элита понимает, что сейчас намного важнее не популистское принятие решения о выводе войск из Афганистана, а решения, которые дадут возможность выиграть в ближайшее время эту не только региональную, но и глобальную операцию.
Не исключено, что важнейшим основанием для такого более взвешенного решения станет урок, который Соединенные Штаты извлекли из событий более чем двадцатилетней давности: тогда после вывода советских войск из Афганистана Америка по сути «умыла руки» и, отказавшись помочь, дала возможность уничтожить светское и, в определенной степени, цивилизованное государство, которое в то время начало складываться в Афганистане, руками фанатичного «Талибана».
Нынешний уход США из Афганистана приведет к таким же последствиям и может спровоцировать создание экстремистского «талибанско-алькаидского» региона в Афганистане и частично — в Пакистане. Поэтому отсрочка вывода войск из Афганистана
дает если не возможность мгновенного выигрыша, то по крайней мере шанс не проиграть. А это на сегодняшний день очень много.