В минувший понедельник Джордж Буш заявил о том, что отдаст указание о создании независимой комиссии, которая должна разобраться в том, почему разведывательные сведения и заявления Белого дома о наличии у Ирака оружия массового поражения не подтвердились. Президент США, поначалу отказавшийся обсуждать эту идею, все же согласился подписать директиву о проведении независимого расследования. Согласно источникам в Белом доме, в нее будут включены авторитетные отставные политики, члены прежних кабинетов, ведущие американские специалисты в области безопасности и разведки, американские законодатели, члены обеих партий.
В общем-то, все началось еще неделю назад с ожидавшегося, но тем не менее ставшего сенсационным, заявления главы американских инспекторов в Ираке Девида Кэя. Выступая перед членами сенатской комиссии по разведке, он поделился своим мнением о том, что у режима Саддама Хусейна в последние годы, скорее всего, не было оружия массового уничтожения.
Понятно, что заключение из уст человека, назначенного на этот пост директором ЦРУ, человека, всего несколько месяцев назад не сомневавшегося в наличии на иракской территории секретных арсеналов, спровоцировало массу сильных эмоций в американском политическом истеблишменте.
Вопрос об иракском арсенале, наличие которого выдвигалось Белым домом в качестве главного обоснования войны, стал основной темой в набирающей обороты предвыборной гонке. Интересно, что в этом смысле показания Кэя в Сенате сыграли на руку обеим сторонам.
«Мы все, по-видимому, заблуждались», — подытожил американский эксперт свои показания, и эта фраза стала ключевой для критиков нынешней администрации. Так, сенатор-демократ Джей Рокфеллер призвал к независимому расследованию вопроса о том, манипулировал ли Белый дом разведданными, пытаясь преувеличить масштабы исходившей от Ирака опасности. А его товарищ по партии сенатор Карл Левин составил цитатник из заявлений Буша и его министров, в которых те уверенно доказывали, что у Ирака имеется запретное оружие.
Тем не менее администрация США тоже нашла поддержку своей позиции в выступлении Кэя. Ведь тот заявил, что имел доверительные отношения со многими членами своей комиссии, безуспешно разыскивавшей запретное оружие, и ни разу не слышал ни от одного из упоминаний о каком-либо давлении сверху.
По словам Кэя, он искренне верил в то, что у Багдада есть этот арсенал, и пытался убедить в этом многих видных критиков Белого дома, к примеру, сенатора Эдварда Кеннеди. Признавшись сейчас, что он был неправ, бывший глава инспекторов подчеркнул: он был не одинок в своих заблуждениях, и напомнил, что их разделяли и многие иностранные правительства, не поддержавшие войну, — тот же Жак Ширак в апреле прошлого года заявлял о том, что у Ирака есть ОМП. Того же мнения придерживалась и германская разведка.
Кэй оговорился, что разведслужбы, к примеру, сильно недооценили масштабы ядерных усилий Ирана. Ядерная программа существовала в Исламской республике 18 лет, но американские разведчики ее так и не обнаружили, за них это сделали иранские диссиденты.
Экс-глава инспекторов отчасти отнес ошибки разведслужб на специфику иракского общества при Саддаме, закрытого и малодоступного для изучения. Он заметил, что, по его искреннему убеждению, политическое давление на разведку не сыграло никакой роли в том, что она год за годом утверждала в своих донесениях, будто в Ираке есть то, чего там так и не нашли.
Американские аналитики полагают, что у Соединенных Штатов действительно не было надежной информации об иракском оружии по нескольким причинам. Во-первых, это объясняется эффективной контрразведывательной деятельностью иракских властей. Саддам уничтожал всех без разбору при малейшем подозрении в шпионаже, так что у ЦРУ не было агентов, имевших доступ к секретным иракским программам. Во-вторых, американская разведка в течение последних десятилетий чересчур полагалась на электронику, спутники, технологии как основной инструментарий, запустив работу по вербовке людей.
Однако эксперты из-за океана придерживаются другой точки зрения. Они считают, что, давая согласие на независимое расследование, Джордж Буш, не мудрствуя лукаво, выбрал меньшее из двух зол. По их мнению, делая этот шаг, президент США просто выигрывает время. Состав комиссии еще не определен, а работа ей предстоит достаточно сложная: едва ли доклад появится к 2 ноября — дню президентских выборов!
Однако демократы не теряют надежды извлечь из расследования максимальную для себя пользу. Они собираются биться за полномочия следователей и настаивать, чтобы вердикт был вынесен не только по поводу сбора данных ЦРУ и другими американскими спецслужбами, но также по использованию этих данных исполнительной властью. При этом они указывают на наличие прямо-таки очевидных доказательств. Вот лишь некоторые из них.
Дело о беспилотных самолетах. В одном из документов ЦРУ, а также в выступлении Колина Пауэлла на Совете Безопасности ООН 5 февраля 2003 года Ирак обвинялся в создании эскадрильи беспилотных самолетов, способных распылять химическое и биологическое оружие. Но, как сегодня уже известно, сами американские ВВС — главная инстанция, способная оценить возможности иракских беспилотных самолетов, — исключали возможность применения таких аппаратов в военных целях: они могли использоваться только для наблюдения.
Алюминиевые трубки. В тех же выступлениях ЦРУ и Колин Пауэлл утверждали, что Багдад пытался обзавестись алюминиевыми трубками особого качества для центрифуг, служащих для обогащения урана и создания ядерного оружия. Эта информация не была ни на чем основана, и администрации это было известно.
Поездка Джозефа Уилсона. В прошлом году в своей речи о положении США Джордж Буш говорил о знаменитом уране из Нигера. ЦРУ знало, что это вымысел: годом раньше оно отправило в Нигер бывшего дипломата Джозефа Уилсона проверить слух о закупке урана Ираком. Когда Уилсон услышал, что президент в своем обращении к нации говорит вещи, противоречащие его заключениям, он обнародовал это. Чтобы заставить его замолчать, представитель Белого дома заявил, что жена посла сама является шпионкой. Сегодня, когда следствие ведет более или менее независимый прокурор, этот скандал может всплыть к несчастью для Буша, так как все знают, что нарушитель закона входит в его ближайшее окружение.
Тем не менее комиссия может и не принять эти факты в виде прямых доказательств давления на спецслужбы со стороны Белого дома. Но ведь жизнь устроена так, что боссам незачем давить на подчиненных, достаточно лишь намекнуть им, чего от них хотят. Разведывательное сообщество живет и работает в Вашингтоне — а Вашингтон хотел воевать. Аналитику разведки надо было быть сумасшедшим, чтобы встать на пути этого локомотива.
Кроме того, комиссии полезно было бы изучить и тот воинственный настрой, который охватил значительную часть страны, как только Джордж Буш решил начать войну. Это решение свалилось как снег на голову, однако большая часть Америки ему подчинилась. В некоторых американских средствах массовой информации всякое несогласие с этим решением подвергалось осмеянию.
Совершенно очевидно, что страна была взбудоражена событиями 11 сентября, а также последующими событиями вроде массовой рассылки писем со спорами сибирской язвы. Саддам Хусейн стал для американцев воплощением зла, как в свое время Гитлер и Сталин. Понятно охватившее Америку желание поквитаться с ним. Так что президент США лишь сделал то, что от него ожидала страна.