Среди своих коллег по Ассоциации городов Украины мэр Ивано-Франковска Зиновий Шкутяк поначалу слыл большим оригиналом. Его грандиозные планы по привлечению как иностранных, так и внутренних инвестиций в «спальный» регион, в котором практически отсутствует промышленность, и вправду выглядели маниловщиной. До тех пор, пока казавшиеся нереальными инвестпроекты и программы развития города не стали один за другим воплощаться в жизнь. Теперь результаты деятельности ивано-франковского градоначальника служат для многих других мэров и губернаторов предметом если не зависти, то, по крайней мере, пристального внимания. Поскольку неглупый чиновник всегда стремится извлечь урок из чужого положительного опыта. Зато жители Ивано-Франковска, в отличие от обитателей многих других населенных пунктов страны, атакующих местные власти массовыми акциями протеста, просьбами и жалобами, кажется, позабыли дорогу к главному административному зданию города. Корреспондент «ЗН» провел небольшой эксперимент, в результате которого выяснилось: только двое из десяти иванофранковцев знают, где находится мэрия.
— Зиновий Васильевич, если обычный житель Ивано-Франковска не знает, где расположен городской совет, это может свидетельствовать об эффективной работе местной власти. Нужны ли, по вашему мнению, изменения в Конституцию для усовершенствования местного самоуправления?
— Вообще вся задуманная политическая реформа несовершенна в принципе. Ее можно проводить только после административно-территориальной реформы, бюджетной, пенсионной... Иначе это будет просто выхватывание одной реформы из контекста общих преобразований в обществе, которые необходимо осуществить. Ну, что хорошего можно ожидать от ликвидации облгосадминистрации, райгосадминистрации? Управление государством по вертикали исполнительной власти и теперь слабое, а его еще пытаются ликвидировать. Такая реформа угрожает появлением во многих регионах, городах местных князьков, которые будут чувствовать свою бесконтрольность, а их действия высшая власть не сможет корректировать. Мы уже имеем горький опыт подобного: в Крыму был свой президент, и несколько лет никто не знал, что с ним делать, как уживаться. И потому есть опасность, что плюсы предложенной политической реформы могут быть перечеркнуты негативами.
— Какой, на ваш взгляд, должна быть роль председателей райгосадминистраций и облгосадминистраций в развитии населенных пунктов?
— В предложенном варианте политической реформы должности председателя райгосадминистрации нет. Есть председатель исполкома, избираемый советом, подотчетный ему и выражающий, как и депутаты, политическую волю избирателей. Я считаю это неплохим нововведением, довольно перспективным. Ведь председатель райгосадминистрации с нынешними функциями — лицо, мягко говоря, полуноминальное, мало что контролирующее на конкретной территории: в городе есть свой председатель и совет, в селах — свои руководители и т.п. А председатели областных администраций должны назначаться президентом, поскольку это — «очи государевы» в регионе. Но функции губернаторов должны быть очень ограниченными — следить за соблюдением Конституции и законов Украины и координировать работу правоохранительных органов на территории области. И все. Остальные вопросы, касающиеся жизнедеятельности общин — средства, имущество, земля и т.д., — нужно оставить органам местного самоуправления.
— Возглавляемый вами городской совет сделал действительно пионерский шаг в масштабах Украины, не пересматривая в течение многих лет местных налогов. И теперь, например, ставки единого налога для предпринимателей-физических лиц в Ивано-Франковске — самые низкие в Украине. Получается, община Ивано-Франковска по воле руководства города сознательно теряет бюджетные средства?
— Вы ошибаетесь. В Ивано-Франковске самые высокие среди западно-украинских областных центров, кроме Львова, среднемесячные доходы городского бюджета на одного жителя — 40 грн. И самый лучший показатель доходов с физических лиц — 27,6 грн., хотя заработная плата — не самая высокая. И такое «засвечивание» доходов произошло потому, что мы постарались, как могли, вывести из тени малый и средний бизнес. Для чего ему прятаться самому и не показывать рабочую силу, если он платит низкие налоги, по крайней мере, в местный бюджет? Я это говорю коллегам по Ассоциации городов Украины, но немногие городские головы понимают меня. В Ивано-Франковске ставки единого налога действительно самые низкие в западных регионах: более 50 процентов видов бизнеса платят от 40 до 60 гривен в месяц. Но никто от них не убегает. Легализовать бизнес помогла и упрощенная процедура регистрации. Мы не ждали, пока Верховная Рада или президент издадут законодательные акты, а протянули бизнесу руку поддержки сами. Ивано-Франковск был первым городом в Украине, где два года назад зародилось такое понятие, как отдельная регистрационная палата. Сегодня она регистрирует свыше 200 субъектов малого бизнеса ежемесячно. В сентябре прошлого года в городе был создан разрешительный центр. Разные вопросы — от документов на получение земельного участка до вывода санэпидемстанции — предприниматель решает в одном кабинете. Мои коллеги из других городов удивляются: в Ивано-Франковске, где проживает 234 тысячи населения, уже зарегистрированы почти 13 тысяч частных предпринимателей, ежегодно растет количество заключенных трудовых соглашений — на сегодняшний день их почти семь тысяч. А количество малых предприятий на 10 тысяч населения одно из самых высоких среди западно-украинских городов — 131!
— В адрес органов местного самоуправления часто звучат упреки: они отдают в аренду земельные участки только своим. В Верховной Раде уже есть законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс Украины, которые бы зафиксировали, что земельные участки могут продаваться исключительно на конкурсных условиях — на аукционах. Такие нормы согласуются с интересами общин, скажем, Ивано-Франковска?
— В продаже земельных участков под застройку мы пошли таким путем. В Ивано-Франковске быстрыми темпами ведется строительство жилья. В прошлом году сдали 90 тысяч квадратных метров, в нынешнем — уже более 100 тысяч. То есть на одного жителя этот показатель выходит такой же, как в Киеве. Если бы мы продавали землю на аукционах, то, я убежден, такого строительного бума не было б. Кто пришел бы покупать ее по заоблачно высоким ценам? Две-три компании. А в городе сейчас на рынке строительства жилья работают 92 фирмы! И в результате конкуренции квадратный метр нового жилья стоит дешевле, чем в больших городах и в столице, — в пределах 500—550 долларов. Как мы работаем? Сначала фирма-застройщик берет земельный участок в аренду, а построив жилье и продав его, выкупает землю. И тогда земельные участки продаются дороже, чем их можно было бы реализовать на аукционе. Городская власть дала жизнь этому бизнесу, и тем самым мы стимулировали строительство. А оно, в свою очередь, оживило смежные отрасли. Сейчас работаем над тем, чтобы максимально упростить порядок получения земельного участка в аренду. С другой стороны, отдав землю в аренду, мы подталкиваем к строительству, ибо от арендной платы никто не освобождает. И земельный участок не стоит как пустырь. А приобретя его на аукционе, владелец может ничего не делать, просто со временем продать его намного дороже и заработать на пустом месте. И даже когда победитель аукциона добросовестный, то, в соответствии с законодательством, он может строить объект, который захочет. Но проблема в том, будет ли соответствовать здание генеральному плану города, давно у нас разработанному и который мы выполняем. Поэтому аренда с дальнейшим выкупом — это, по моему мнению, наиболее оптимальный вариант. Он учитывает интересы бизнеса и города.
— Согласимся. Но ведь земля, строительство — это не стратегические резервы для развития территориальных общин.
— У нас есть один стратегический резерв — инвестиционный. Поскольку он обеспечивает рабочие места и местные налоги. Все остальное — производное, как бы мы ни старались корректировать арендную плату, продавать множество помещений и т.п. И хотя Ивано-Франковск не является большим индустриальным центром, как Донецк, Запорожье или Одесса, инвестиционный подъем в городе состоялся. В промышленной зоне Ивано-Франковска находится промышленно-инвестиционный узел, где сохранились транспортные и трубопроводные коммуникации, котельная, ремонтные мастерские и т.п. Сюда уже пришел известный итальянский концерн «Антонио Мерлони», который нынче вкладывает в строительство завода стиральных машин 50 млн. евро и создает две тысячи рабочих мест. Недавно этот инвестор изъявил желание получить земельный участок под строительство второго завода, на котором будут вырабатывать всю бытовую технику. Мы просто молились, чтобы этот контрольный проект оказался успешным. И случилось далеко не самое худшее. За итальянцами потянулись остальные инвесторы. Уже подала заявку на получение 15 гектаров земли под строительство завода по производству кабельной и другой продукции японская корпорация «Тайко электроникс». Итальянская фирма «ГАЗ» взяла в аренду помещение для пошива джинсовой одежды. А представители известного немецкого концерна «Мохн медиа» приехали к нам с идеей построить современный полиграфический комбинат, нужный городу и области. Только налога с доходов тех людей, которые будут работать на новых предприятиях, город может получать несколько миллионов гривен в год. Но ведь это только начало. Упомянутые предприятия оживят работу других отраслей. Так чем же это плохой опыт для других городов западных регионов Украины, в которых уничтожена промышленность, и для их общин?
— Одобряете ли вы как городской глава с опытом работы в течение двух каденций пропорциональную систему выборов депутатов местных советов?
— Я считаю, что общая тенденция правильна. Во-первых, нужно укрепить партийную систему в обществе и дать возможность войти в партии профессионалам, которые смогут стать депутатами и эффективно работать в советах или исполкомах. Во-вторых, ответственность за то, что происходит на местах, будут нести конкретные политические силы — победители избирательных гонок. Будет с кого спросить за сделанное или несделанное. Тем не менее новая, исключительно пропорциональная система пока что, по-моему мнению, является приемлемой для выборов депутатов областных советов и депутатов городов областного подчинения. Депутаты всех иных городов и районных советов могли бы, по крайней мере на некоторое время, избираться по смешанной системе. У нас реальных членов партий — 2 процента от количества населения. Ну разве что большинство партий имеют полноценную организационную и кадровую структуру, чтобы идти в советы да еще и хорошо работать там? Политическое развитие, политическая культура общества еще не на таком уровне, чтобы выборы в советы всех уровней, кроме сел и поселков, происходили на пропорциональной основе.