Застройщики в законе—2

28 апреля, 2016, 22:00 Распечатать Выпуск №16, 28 апреля-13 мая

В 2011 г. в ZN.UA была напечатана статья "Застройщики в законе", в которой анализировались новации свежеявленного публике Закона "О регулировании градостроительной деятельности", прозванного в народе "законом Парцхаладзе". Закон этот фактически сводил на нет возможности местных громад и органов местного самоуправления влиять на процессы строительства и градостроительства в целом.

 

 

 

В 2011 г. в ZN.UA была напечатана статья "Застройщики в законе", в которой анализировались новации свежеявленного публике Закона "О регулировании градостроительной деятельности", прозванного в народе "законом Парцхаладзе".

Закон этот фактически сводил на нет возможности местных громад и органов местного самоуправления влиять на процессы строительства и градостроительства в целом. Были отменены общественные слушания, правила застройки населенных пунктов, экологическая экспертиза и многое другое. Местным радам вместо рассмотрения и принятия всей градостроительной документации оставили на утверждение только генеральные планы. Если сформулировать коротко, то застройщик был объявлен Юпитером, а народ — быком.

Иллюзии и реалии

Желание подмять под себя всех и вся, как многократно доказано историей, всегда, извините за просторечие, вылазит боком. Протесты общественности не прекратились, напротив, ломание строительных заборов стало любимой народной забавой. Суды и прокуратуры заработали на еще больших оборотах, иногда — вхолостую, но чаще — результативно. Государственная архитектурно-строительная инспекция (укр. — ДАБИ) регулярно выписывает постановления об остановке строек и порой отнюдь не из корыстных соображений. Более того, в русле политики децентрализации все больше местных громад берут на себя полномочия ДАБИ и создают соответствующие инспекции в структуре местных органов власти.

Возможно, именно это и напугало строительную мафию, которая решила упредить события и парализовать деятельность органов местного строительного контроля. Совсем недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект "Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення державного регулювання процесу будівництва" (№4187 от 10.03.2016), конечным результатом которого будет превращение ДАБИ из контролирующего органа в жалкого просителя, обивающего пороги судов.

Можете жаловаться…

В старом советском фильме о "проклятом царском времени" чиновник в ответ на возмущенные возгласы "униженных и оскорбленных" монотонно повторяет: "Можете жаловаться, можете жаловаться, можете жаловаться…". Фраза стала крылатой — более полумиллиона результатов поиска в Гугле! Правда, фразу эту теперь будет говорить не чиновник застройщику, а, наоборот, застройщик — инспектору ДАБИ.

Казалось бы, если контролер поймал "зайца" в трамвае, он на месте его и наказывает. Если же инспектор ДАБИ обнаружил незаконную стройку, то он должен тащить "зайца" в… суд, и только судья имеет право того наказать. 

Именно такую схему пытаются воплотить в жизнь наши застройщики. В законопроекте предлагается внести новую (!) статью 37-1 в "закон Парцхаладзе", часть 2 которого гласит: "Підготовчі або будівельні роботи можуть бути призупинені за ініціативою органу державного архітектурно-будівельного контролю виключно за рішенням суду".

Логика авторов законопроекта следующая: Закон Украины "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" устанавливает, что хозяйственная деятельность предприятия может быть остановлена только по решению суда, а вот в случае строительства — по постановлению государственного органа архстройконтроля. Это положение выпадает из общего правила, и его следует устранить.

Казалось бы, логика — железная, однако возникает желание спросить: а правильно ли исходное положение? Почему вопрос об остановке предприятия отдается на откуп не инспектору, специалисту в этой отрасли, а судье, который в этом не понимает ни-че-го? 

Только, прошу, не надо говорить о коррупционных рисках — они есть и там, и там. Априори следует исходить из честной работы всех.

Если исходить из принципа "перебрасывания мяча", то логично выглядит такой алгоритм: инспектор останавливает стройку (бросает мяч застройщику), застройщик либо признает, что неправ, и устраняет нарушения (возвращает мяч инспектору), либо не признает и — сам! — обращается в суд (бросает мяч арбитру). Судья, в свою очередь, либо возвращает мяч инспектору, признавая его неправым, либо признает неправым застройщика и возвращает ему мяч назад. В этом случае в судебном разбирательстве соблюдается принцип равенства сторон. Бросать мяч застройщику через судью выглядит нелогично, это — лишнее звено в цепочке.

Следует отметить, что в стране действует Кодекс Украины об административных правонарушениях, в основе которого заложено исполнение судебных функций — наложение штрафов несудебными органами. Такая практика общепринята во множестве цивилизованных стран и не только. В этом ключе вынесение решений даже об остановке деятельности предприятий, а тем более стройки, которая может нанести неисправимый вред обществу, выглядит вполне логично. 

Однако в проекте есть более пикантные новации.

Perpetuum mobile от застройщика

Предположим, статья 37-1 заработала, инспектор ДАБИ пошел в суд, и судья остановил стройку по причине существенных нарушений градостроительной документации, проектной документации, строительных норм, государственных стандартов и правил, градостроительного законодательства, чего-то там еще… Как вы думаете, что далее должен сделать застройщик в соответствии с законом? Логично предположить, что он должен устранить нарушения и снова-таки доказать в суде, что он это сделал.

Ха-ха-ха! — сказали авторы законопроекта.

В соответствии с ч. 3 той же ст. 37-1 застройщик может возобновить работы с момента "повідомлення суб'єкта господарювання про усунення ним усіх встановлених судом порушень". Застройщик информирует не суд, а инспектора ДАБИ и возобновляет работу! 

Вырисовывается такая забавная "схема": застройщик может абсолютно ничего не делать из того, что предписал ему инспектор ДАБИ, и затем постановил суд, а лживо "взять под козырек", сообщить — "все устранил" и продолжить стройку. Инспектор ДАБИ снова должен идти в суд и доказывать, что застройщик ничего не сделал. Далее в том же духе: "все устранил" — суд, "все устранил" — суд, а стройка идет. Бег по кругу в Зазеркалье, или рerpetuum mobile от застройщика! Выбирайте, что вам нравится.

Важнейший в наших реалиях фактор — человеческий! — авторы законопроекта, в данном случае, как раз и не учли.

Автора! Автора!

Кто же автор(ы) этих чудесных новаций? Держитесь за стулья, господа! 

Это — новый вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе и народный депутат Владислав Голуб, оба — представители фракции "Блок Петра Порошенко". Причем В.Голуб, как утверждает молва — близкий родственник одного из известных и уважаемых политиков из "европейской оппозиции", известный как ярый защитник трудового народа.

Ну что ж, видали мы в этой стране и не такое… Можно только предполагать, почему эти, на первый взгляд, проевропейские и продемократические политики, оказались втянуты в такие непристойные законодательные комбинации строительной мафии. Народным депутатам, осведомленным в своей сфере, — евроинтеграции к примеру, —  вероятно не следует так опрометчиво поддерживать законы там, где они не очень ориентируются и далеки от наших брутальных реалий.

В современных условиях в нашей "застроечной" индустрии впору ставить вопрос о наделении инспекторов ДАБИ функциями большевистских комиссаров из ЧК-ГПУ с правом расстрела застройщика на месте преступления без суда и следствия. Если думаете, что автор утрирует, то вы мало знакомы с тем, как в реальности обстоят дела. В столице сейчас возводится неисчислимое количество объектов с грубейшими (!) нарушениями строительного и земельного законодательства. Только Киевская мэрия насчитывает таких около 150, и сделать с ними без решения суда ничего нельзя. 

Более того, нет эффективных механизмов реализации даже судебных решений. Пример — скандальный жилищный комплекс "Солнечная Ривьера" на Никольской слободке. Стройка идет в 50 метрах от берега Днепра, тогда как охранная зона — 100 м, нарушен Генплан, целевое назначение земли, даже решение Киеврады Лени Черновецкого 2009 г., оказывается, "не поступало на рассмотрение сессии", отменены градостроительные условия, заведено несколько криминальных дел и т.п. То есть в виртуальном юридическом пространстве стройки не существует, а в брутальной реальности она идет полным ходом, и даже непостроенные квартиры уже продаются! Ну как тут не схватится за пистолет или, хотя бы, за канделябр?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно