Готовить указы, постановления и законопроекты — дело непростое и крайне неблагодарное. Еще более неблагодарным может оказаться прогнозирование возможных последствий нормативного творчества. Но говорить о значении для отечественного оружейного бизнеса указа главы державы №1040 (появившегося 15 ноября 2002 г.) необходимо. Хотя бы потому, что Украине надо определиться, нужен ли государству этот самый оружейный бизнес?
Наша страна хоть и стала игроком на мировом рынке, оперирует лишь его финансовым сегментом величиной в 1%. И то, до 1% Украина дотягивает, если отнести к военно-техническому сотрудничеству продажу продукции и услуг в принципе невоенного назначения, которые только при определенных обстоятельствах условно можно применить в военных целях. Таких, как пуски коммерческих ракетоносителей «Зенит» в рамках «Морского старта». Или передачу технологий производства гражданских самолетов.
И для отдельно взятого государства Украина оружейный бизнес не имеет решающего значения в цифрах и фактах. К примеру, объемы торговли оружием и сопутствующими товарами существенно уступают объемам торговли сахаром. Можно привести еще довольно внушительный список примеров, подтверждающий, что операции со стреляющей продукцией отнюдь не относятся к самым прибыльным. За исключением, может быть, редких сделок, выпадающих один раз в десять-двадцать лет. Как пакистанский танковый контракт.
В то же время оружейный бизнес — это большая политика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это наукоемкая и высокотехнологичная продукция, от успехов которой на рынке зависит вес государства на международной арене. Очевидно поэтому в мире оружейный бизнес редко называют бизнесом, употребляя более емкую формулировку «международные передачи» вооружений и военной техники.
Реалии таковы, что одним из последствий «кольчужного» скандала стало возвращение Украины к 1996 г.: власти оказались между необходимостью демонстрировать более жесткий государственный контроль над этой чувствительной сферой и самим бизнесом. Что касается непосредственно указа, то основной его пункт касается поручения Президента Украины в месячный срок принять новый оптимизированный перечень субъектов внешнеэкономической деятельности, уполномоченных осуществлять экспорт и импорт товаров военного назначения собственного производства, а также использования в собственном производстве в рамках межправительственного соглашения между Украиной и РФ от 18 ноября 1993 г. о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной промышленности. Указом вполне конкретно поручено сократить перечень субъектов внешнеэкономической деятельности, уполномоченных осуществлять экспорт, импорт товаров военного назначения, и товаров, содержащих государственную тайну. Кроме того, Украина по-новому будет проводить переговоры с иностранными заказчиками: они будут осуществляться исключительно через госкомпанию «Укрспецэкспорт».
Фактически появлением этого документа государство официально признало, что расширение в последние годы перечня субъектов внешнеэкономической деятельности, уполномоченных реализовывать украинско-российскую производственную и научно-техническую кооперацию в сфере ОПК (всего таких предприятий 88), нарушает интересы Украины, существенно затрудняет осуществление государственного экспортного контроля и соблюдение международных обязательств в этой сфере. В том числе признано, что имеет место и экспорт продукции, поставка которой не предусмотрена двусторонним соглашением, а также несогласованные действия спецэкспортеров на внешних рынках.
Как свидетельствуют сами экспортеры чувствительной продукции, осложнения в реализации сделок возникли уже сегодня. Поскольку и таможня, и Госэкспортконтроль уже приняли соответствующие меры. «На всякий случай» были приостановлены даже такие перемещения, как отправка разгонных блоков в рамках международного проекта «Морской старт». Хотя все его участники — Украина, Россия, США и Норвегия — являются членами международного Режима контроля за ракетными технологиями. Чиновники утверждают, что через две-три недели, когда появятся новые списки, все процессы нормализуются, тем не менее многие руководители оборонных предприятий прогнозируют, что ноябрьские события окажутся ощутимыми для бизнеса. Правда, представители российского оружейного бизнеса уверены: повода для беспокойства еще нет. Хотя бы потому, что Украина не может в одностороннем порядке изменить межгосударственное соглашение об оборонно-промышленной кооперации. По их мнению, просто будет несколько изменен список оборонных заводов-участников. При этом стоит вспомнить, что именно за счет украинско-российской кооперации предприятий в 2001 г. на несколько процентов удалось увеличить годовой объем украинского военного экспорта.
До ноября 2002 г. наблюдалось углубление украинско-российского военно-технического сотрудничества. Уже готов и проект создания координационного центра украинско-российского ВТС, который должен взять на себя ряд вопросов, в том числе процесс ценообразования на оборонную продукцию. Правда, как утверждают представители РФ, в текущем году упали объемы транзита российских вооружений через территорию Украины по сравнению с прошлым годом. Российские торговцы оружием связывают это в основном с изменением Украиной тарифов в одностороннем порядке приблизительно на 7—8%. Но зато в этом году появились даже первые двусторонние проекты, например, программа модернизации и ремонта ЗРК С-300. Хотя речь идет о технике ПВО Украины, эксперты предполагают, что интерес РФ к этому направлению не случаен. Хотя бы потому, что у таких украинских предприятий, как холдинговая компания «Укрспецтехника» и ЮБК «Спектр», владеют технологиями тестирования и настройки средств ПВО, которых нет в России. Не говоря уже о том, что без украинского участия России вряд ли можно осуществить качественные поставки С-300ПМУ в Китай.
Единственное, что вызывает недоумение у российских оружейных бизнесменов, это предусмотренные на выполнение этих мероприятий суммы. «Неясно, как можно модернизировать, что можно модернизировать за 5 млн. грн., которые Украина планирует выделить на эти работы. С такой суммой лучше и не начинать модернизацию», — сказал автору один из источников, близких к ФГУП «Рособоронэкспорт» (все работы по ремонту, модернизации, а также экспорт/импорт необходимых комплектующих для ЗРК будет осуществляться исключительно через государственных посредников ГК «Укрспецэкспорт» и ФГУП «Рособоронэкспорт»).
С большей степенью серьезности заговорили в текущем году и о возможности вхождения конкретных украинских предприятий в создающиеся российские оборонные холдинги. В РФ признают, что многим заводам «есть с чем входить в холдинг». Среди таких называют ОАО «Мотор-Січ», Казенный электромашиностроительный завод «Искра», ГАКХ «Артем» и ряд других. Правда, пока неизвестно, как на самих предприятиях отнесутся к предложенным российской стороной условиям.
Что касается непосредственно дюжины украинских спецэкспортеров, сократить их грозились еще в июне после проведения заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины. Но, очевидно, затягивание с выполнением решения связано с двумя причинами: во-первых, решить сократить спецэкспортеров гораздо проще, нежели это решение выполнить, а во-вторых, скорее всего, никто не ожидал, что «кольчужный» скандал приобретет такой размах и начатое дело все же придется довести до конца.
Есть две версии сокращения списка. Согласно первой, прав лишат те предприятия, которые и так работают в основном через государственного посредника. Среди таких называют харьковское ГП «Завод им. Малышева», ГП «Научно-исследовательский институт радиолокационных систем «Квант-радиолокация», киевский авиазавод «Авиант». К ним еще могут добавить ГП «Таско-экспорт», которое занимается экспортом взрывчатых веществ, боеприпасов и их элементов и у которого, как говорят, возникли сложные отношения с самими производителями боеприпасов. Но отобрать полномочия у харьковских танкостроителей или у экспортеров боеприпасов отнюдь не проще, чем, скажем, у АНТК
им. Антонова или ГАКХ «Артем». Поэтому многие склонны считать, что все будет развиваться по второму сценарию, когда права отберут у всех спецэкспортеров, включая и дочерние фирмы самого «Укрспецэкспорта». А на месте госкомпании создадут государственную корпорацию по торговле вооружениями, причем любые контакты украинских производителей оружия и их посредников будут происходить исключительно под присмотром «Укрспецэкспорта». С точки зрения контроля над экспортом оружия, это, вне сомнения, имеет логику. С точки зрения объемов этого бизнеса, стоит ожидать довольно резкое их падение уже к концу текущего года. Как считают некоторые руководители крупных оборонных предприятий, если сценарий получит развитие, к концу следующего года Украина может недосчитаться уже половины нынешних объемов оружейного экспорта. Они уверены, что потом ситуация изменится, в стране будет создано несколько холдингов с полномочиями на мировом рынке вооружений, но нынешних оборотов набрать вряд ли удастся. Потому что рынок 1996 г. будет не похож на рынок 2004 г. Да и украинский ОПК будет очень сильно отличаться. Вернее, он не будет сильно отличаться от сегодняшнего, потому что в условиях, когда государство равнодушно относится к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, лишь несколько сильных предприятий сумеют продолжать развитие новых вооружений и военной техники.
Вряд ли появление указа Президента связано с вопросом кооперации донецкой ГАХК «Топаз», производящей пресловутые «Кольчуги», со смежными российскими предприятиями. Ведь конечный продукт производится в Украине, и сама Украина больше РФ заинтересована в получении комплектующих для станций пассивной радиоэлектронной разведки и систем радиоэлектронной борьбы. Хотя именно этот вопрос американцы назвали одним из тех, на которые не было ответа украинской стороны. Но в том, что между указом и «Кольчугой» есть прямая связь, никто не сомневается.