Аэропорт Борисполь, главные воздушные ворота Украины, не раз становился объектом критики. И не столько со стороны экспертов, сколько со стороны обычных граждан, по воле судьбы время от времени выбирающихся за рубеж. Претензии варьировались от низкой сохранности багажа до общей тесноты как самих терминалов аэропорта, так и подъездов к ним. В апреле этого года вице-премьер-министр Украины Борис Колесников, увольняя генерального директора госпредприятия Бориса Шахсуварова, с досадой называл главные ворота страны «советским аэропортом» и вместе с тем «худшим аэропортом на территории СНГ».
Однако когда иностранные журналисты проверяли готовность Украины к принятию Евро-2012 (а состоялась эта проверка совсем недавно - полтора месяца назад), аэропорт Борисполь получил высший балл в относительных показателях. В относительных - потому что оценка 4,5 по пятибалльной шкале все-таки не максимальная. Высший - потому что превзошел как аэропорты остальных городов страны, так и остальные объекты столицы.
Выглядит очень обнадеживающе, но тревоги остаются. Ведь некоторые из заявленных шагов по реконструкции аэропорта так и не были предприняты. Ряд объектов, которые планировалось запустить к главному спортивному событию в истории независимой Украины, в итоге будут сданы позже. Объекты, которые уже сданы, до сих пор не полностью оборудованы. Что случилось со старыми планами, каковы новые и как должен выглядеть Борисполь к началу чемпионата и впоследствии? Об этом - ниже.
Большие планы и латинский алфавит
Напомним, еще два года назад в аэропорту Борисполь действовало три пассажирских терминала - A, B, C, предназначенные, соответственно, для внутриукраинских, международных и VIP-рейсов. При этом все три устарели морально и физически, с трудом справляясь с постепенно возрастающим пассажиропотоком. К Евро-2012 картину нужно было полностью преобразить. План реконструкции аэропорта включал в себя построение двух новых терминалов, F и D, а также запуск скоростного электропоезда между ним и Киевом. В перспективе - еще и построение новой взлетно-посадочной полосы. Однако если новая ВПП относилась к среднесрочным стратегическим перспективам, то все предыдущие планы должны были претворить в жизнь до чемпионата.
На данный момент полностью реализована лишь одна часть плана - терминал F построен, частично обустроен и вышел на запланированный пассажиропоток. Сроки сдачи здания терминала D сдвинуты и находятся в опасной близости к дедлайну, то есть собственно началу финальной части чемпионата. Проект скоростного электропоезда уже вылетел за этот предел. В начале июля была презентована новая концепция развития аэропорта, значительно подкорректировавшая заявленное ранее.
Терминалы А и В: осталось уж недолго
В новой концепции развития Борисполя, представленной его генеральным директором Антоном Воловым, полностью изменена роль двух самых старых терминалов аэропорта. Предыдущая предусматривала (в стратегической перспективе) перепрофилирование обоих на внутренние рейсы: А - на прибытие, В - на вылет. Согласно новой, в сентябре этого года нас ждет полный перевод внутренних рейсов из А в B. В терминале А останутся лишь офисы самого аэропорта. Однако самое интересное начнется позже: ориентировочно с начала 2013 года терминалы А и B планируют попросту закрыть, сдав помещения под частные офисы. Основой аэропорта станет терминал D - благо его запланированная пропускная способность должна превзойти возможности двух старых вместе взятых.
При этом, невзирая на планы грядущей сдачи под офисы, терминал В завершит уже начатое расширение. Благодаря пристройкам, площадь терминала увеличится на 1500 кв. м, а его пропускная способность - в полтора раза, с 1600 до 2400 пассажиров в час. Общая стоимость реконструкции составляет 252 миллиона гривен, работы уже близки к завершению.
Терминал D: запоздало восходящая звезда
Соглашение о постройке терминала D между украинским правительством и турецким подрядчиком, СП Dogus/Alarko/YDA, было подписано еще в сентябре 2008 года. Контрактная цена составляла 377 млн. долл., однако по ходу строительства выросла до 450 млн. долл., что было объяснено подрядчиком как результат колебаний валютных курсов и изменений в изначальном проекте.
К началу 2011 года, по признанию руководителя СП Бурака Талу, была возведена лишь треть здания. Согласно изначальным планам, терминал должны были сдать в четвертом квартале 2011 года, однако вследствие ряда задержек подрядчик передвинул сроки сдачи на первый квартал 2012 года. Причины задержек назывались разные, стороны пеняли друг на друга. Так, в январе 2010 года тогдашний гендиректор аэропорта Борис Шахсуваров объяснял начавшиеся задержки отсутствием у подрядчика полной технической документации по проекту, а также ошибками при возведении терминала, которые в итоге пришлось устранять. Схожие причины в марте того же года называл и вице-премьер (а впоследствии - еще и министр инфраструктуры) Борис Колесников. По его словам, «95% (проблем) связано с турецкой стороной, так как они являются генподрядчиками проекта».
Своих соотечественников защищал посол Турции в Украине Ахмет Бюлент Мерич. Его версия озвучена через представителя турецких СМИ: «Контракт был подписан в сентябре 2008 г., и с этого времени наши фирмы приступили к строительству. Первый аванс был получен лишь в июне 2009 г., то есть на протяжении девяти месяцев наши компании вели строительство за собственные средства. В случае несвоевременного получения аванса наши фирмы не имеют возможности получать акты приема выполненных работ, и это, в свою очередь приводит к определенным трудностям с законодательными органами. Более того, согласно полученной мною информации, из-за этого бывали даже случаи недопуска к строительным участкам».
Допускаем, что справедливы все вышеизложенные претензии - просто при описании проблем каждая сторона делала акцент на вине противоположной. Свою роль должна была сыграть и задержка на самом старте проекта, вызванная судебным процессом вокруг земель, выделенных «Аеросвіту» для терминала E. Из-за неопределенного правового статуса участка территории вокруг аэропорта терминал D пришлось несколько «подвинуть» относительно планируемого расположения.
Отметим, в первом квартале 2012 года будет сдано только здание терминала D. После этого должно начаться тестирование его систем и обустройство общественного сервиса, а это, как правило, занимает несколько месяцев. Дата же начала финальной части Евро-2012 - 8 июня 2012 года.
Во время презентации нового проекта развития аэропорта, генеральный директор «Борисполя» Антон Волов сказал о своем видении выхода из ситуации, заявив, что во время Евро-2012 терминал будет открыт лишь частично и некоторое время проработает в особом режиме, рассчитанном только на обслуживание гостей чемпионата. Полностью же он будет открыт лишь в декабре 2012 года. И впоследствии станет ключевым объектом аэропорта, принимающим как внутренние, так и международные рейсы. Это, по словам гендиректора предприятия, должно облегчить жизнь пассажирам, сделав стыковки между рейсами разных типов более удобными.
Среди очевидных проблем, которые ждут терминал D, - его значительная удаленность от транспортной развязки и стоянок, которые расположены непосредственно у выхода терминала B (cм. карту от Wikimapia). Виной тому вышеупомянутое «передвижение» терминала. Руководство аэропорта обещает решить этот вопрос, запустив к автотрассе шаттлы. Однако в это верится с трудом: аналогичные обещания относительно терминала F так и остались невыполненными. Возможно, спасет ситуацию новая инициатива Бориса Колесникова - запуск к октябрю единой службы такси аэропорта Борисполь. Впрочем, здесь пока не прояснен вопрос цены. «Мы бы очень хотели сделать так, чтобы один километр дороги стоил 5 гривен. Тогда цена проезда от терминала D до «Премьер-палаца» составит 165 гривен. Наши же экономисты рекомендуют установить цену в 6 гривен», - цитирует Колесникова газета «Сегодня». Напомним, средняя такса частных фирм в Киеве и области - 3-3,5 гривен за километр.
Терминал F: тщательно обработать напильником
Терминал F - тот случай, когда боец запаса неожиданно для себя оказывается на передовой. Изначально планировалось возвести небольшой терминал из легких конструкций для приема чартерных рейсов и рейсов лоукост-компаний. Проще говоря - терминал «на подхвате». Он должен был быть открыт не четвертым, а, что очевидно уже из порядка букв в латинском алфавите, шестым. Однако в итоге он опередил терминал D, а также вышеупомянутый Е - частный, запланированный компанией «Аеросвіт» исключительно под себя, но так и не возведенный. Поскольку ни один из них не был реализован, требования к расширению существующей сети аэропорта, а значит и к характеристикам терминала F, были изменены. С запасных ролей он вышел в главные, став дублером терминала B. По ходу дела рос и бюджет проекта. Если на момент победы на тендере на строительство ООО «Микол» в ноябре 2008 года терминал планировалось построить за 238 млн. грн., то на практике окончательная его стоимость составила 390 млн. грн.
На сегодняшний день терминал F - комплекс общей площадью 20685,6 кв. м. Способен пропускать до 900 пассажиров в час на вылет и столько же на прибытие, однако, согласно официальной характеристике, «в пиковый период существует возможность обслуживания до 1500 пассажиров в час на вылет». Торжественное открытие терминала с личным участием Виктора Януковича произошло 21 сентября 2010 года. Однако на момент открытия терминал не был полностью обустроен - в нем не были реализованы пункты общественного сервиса. Собственно, обустройство проходит и сейчас. Им занимается управляющая компания ООО BF Group, связанная с крупным бизнесменом донецкого происхождения Леонидом Юрушевым (в частности, управлявшая рядом его активов - банком «Форум», складами «БФ Склад» и заводом «БФ Завод»).
Поскольку от пассажиров аэропорта приходилось слышать удивленные комментарии - мол, до сих пор на весь зал прилетов лишь один торговый объект, и тот - сувенирная лавка ФК «Шахтер», что несколько странно для Киева, ZN.UA обратилось к руководству BF Group с вопросом: а каким же увидят терминал гости чемпионата?
«Наша компания обустраивает 2 тысячи кв. м коммерческих площадей в терминале F», - ответил генеральный директор BF Group Любомир Мандрусяк. «Для сравнения, общая площадь терминала - более 20 тыс. кв. м. Согласно технологическим нормам и правилам безопасности, под объекты сервиса отдается лишь одна десятая часть терминала. Возможно, именно поэтому у вас сложилось впечатление, что терминал слабо заполнен торговыми объектами. Относительно сувенирного киоска клуба «Шахтер» - этот футбольный клуб одним из первых обратился к нам с предложением разместить торговую точку с их продукцией. Однако если вы недавно были в терминале, то не могли не обратить внимание, что рядом с фан-шопом уже оборудованы точки под магазины одежды и аксессуаров отечественных и мировых брендов. Также рядом с фан-шопом «Шахтера» будет оборудован магазин сувенирной и полиграфической продукции, посвященной финальной части Евро-2012 в Украине и Польше, а также презентации исторических событий и памятников культуры и архитектуры Украины. Все компании-партнеры сотрудничают с нами на равных условиях. Однако сроки открытия магазинов зависят не только от нас, но и от скорости принятия решений и проведения обустройства собственниками брендов и торговых сетей».
По словам Мандрусяка, в терминале уже обустроен магазин Duty free, кафе, два ресторана, сувенирные магазины, турбюро и пункты проката автомобилей, а также объекты поменьше, вроде киосков прессы и платежных терминалов. Но расширение не завершено, в планах - расширение площади объектов питания и обустройство ряда магазинов.
Как мы уже отмечали выше, для терминала F актуальна проблема отсутствия шаттлов от самого терминала и до транспортной развязки. Доехать от него до автобусной остановки под аэропортом можно лишь на такси, потратив приличную сумму за тридцать секунд езды. Альтернатива - брать багаж в руки, топать добрый километр и радоваться возвращению домой.
Воздушный экспресс
Идея запустить скоростную электричку под китайские кредиты и с участием китайских же подрядчиков оформилась в правительстве еще во время премьерства Юлии Тимошенко. С приходом к власти Виктора Януковича она, вместе с Владиславом Каськивым, перекочевала в новую правящую команду и (вкупе с планируемой на 2013-2014 годы постройкой новой взлетно-посадочной полосы) получила громкое имя «Национального проекта «Воздушный экспресс». Во время прошлогодней презентации национальных проектов «Воздушный экспресс» выглядел островком реализма в море маниловщины. Веры в возможность его реализации добавили участившиеся контакты высшего руководства Украины и Китая. Однако и тут все вышло не «как лучше», а «как всегда». Китайская сторона была готова выделять средства лишь при условии государственных гарантий строительства. В итоге стоимость проекта, озвучиваемая Госагентством по инвестициям и национальным проектам, неоднократно уменьшалась. В рамочном проекте соглашения с Китаем речь шла о 950 млн. долл. Глава Госагентства Владислав Каськив в марте 2010 года говорил о 560 млн. долл. В итоге 28 марта правительство Украины согласилось предоставить государственные гарантии на сумму в 372,31 млн. долл. (заметим, экс-гендиректор госпредприятия Шахсуваров заявлял, что и этого много - по его подсчетам, нужно было всего лишь около 200 млн. долл.). Как бы то ни было, в окончательной версии договора между Украиной и Китаем, заключенного в июле во время визита в Украину лидера КНР Ху Цзиньтао, фигурирует именно эта цифра - 372,31 млн. долл.
В итоге строительство, которое должно было начаться 1 декабря 2010 года, начинается только сейчас. Если учесть, что запланированный срок - 28 месяцев, то ясно, что «скоро» в любом случае означает «поздно» относительно чемпионата Европы по футболу. Борис Колесников предупреждал о срыве сроков еще в марте, уточняя, впрочем, что проект в любом случае будет завершен впоследствии.