В Украине около десятка «силовых» структур с общей численностью военных и служащих более 1 млн. человек. Госкомграница занимает отнюдь не последнее место в иерархии структур, имеющих в своем составе «человека с ружьем». И не только потому, что лишь пограничники, военнослужащие Войск противовоздушной обороны и оперативный состав МВД выполняют боевые задачи в мирное время (чего нельзя сказать даже о тех, кто «ежедневно готовится в войне»), но и потому, что в последние годы оперативная обстановка на границе осложнилась настолько, что руководство страны пошло на увеличение едва ли не вдвое численности личного состава Пограничных войск.
Вооруженные конфликты в Приднестровье и Закавказье заставили Украину «закрыть» молдавский и российский участки границы, а тот факт, что российско-белорусская граница не охраняется, - и белорусский участок (соответствующие указы Президента об этом появились в 1992-93 гг.). К принятию такого решения Украину также подтолкнули как шокирующий рост нелегальной миграции, так и значительная активизация контрабанды. Если в 1991г. у нас такое явление было просто неизвестно (за год было задержано чуть больше 40 чел.), то сегодня миграция нелегалов переросла в угрожающую национальной безопасности лавину (с 1992 по 1999 гг. задержано более 100 тыс. человек из 150 стран мира).
Неудивительно, что Госкомграницу начали усилять: если до начала упомянутых конфликтов пограничников было 25 тыс., то уже в марте текущего года парламент с пониманием проблемы утвердил численность Погранвойск в 45 тыс. чел. Пограничников вооружили бронетранспортерами, авиацией и морской техникой (сегодня на вооружении Госкомграницы БТР-70/80, вертолеты Ми-8, самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-72П, патрульные катера и малые корабли). Госкомгранице передали и бригаду аэромобильных войск, которая стала Аэромобильным пограничным отрядом особого назначения и применяется для выполнения специальных оперативных задач. После того как пограничники к 1996г. практически «заняли круговую оборону» по всей линии украинской границы с соседними государствами, было принято решение, что 50% должностей может быть заполнено контрактниками (ныне в пограничники ежегодно идут всего 4-5 тыс. призывников). Не исключено, что Госкомграница, которая уже имеет 15 пограничных отрядов и отрядов пограничного контроля, 4 бригады пограничных сторожевых кораблей и 3 авиаэскадрильи со столичным авиаотрядом впридачу, первой придет к 100% профессиональному комплектованию.
Но как выясняется, снабдить военное формирование людьми и техникой еще недостаточное условие для полной уверенности, что граница на замке. Госкомгранице нужны деньги. Немало денег. Ну хотя бы для того, чтобы завершить модернизацию техники, оборудования и не иметь долгов.
Высказать свои взгляды на современные проблемы Госкомграницы, а также рассказать о современных угрозах на границе согласился первый заместитель председателя Государственного комитета по вопросам охраны государственной границы Украины - командующего Пограничными войсками Украины, начальник штаба Госкомграницы генерал-лейтенант Павел Шишолин:
- Павел Анатольевич, какие угрозы на границе вы могли бы выделить как основные, и изменились ли взгляды на эти угрозы по сравнению с первыми годами независимости Украинского государства?
- Сегодня угрозы на границе несколько изменились. Если раньше мы говорили о наличии военной угрозы, то сегодня она является второразрядной. А основную опасность Украинскому государству несет транснациональная преступность. Прежде всего, деятельность международных криминальных структур, занимающихся переправкой нелегальных мигрантов, накоплением и переправкой наркотиков и оружия. Также как угрозу необходимо упомянуть и территориальные проблемы, которые сегодня еще имеют место. Конечно же, нельзя в этой связи забывать такую проблему, как уровень жизни украинцев. Так например, энергетический кризис вызвал увеличение попыток нелегального ввоза на территорию страны значительно более дешевых горюче-смазочных материалов. Все это так или иначе угрожает национальной экономике. Но нелегальная миграция, как я уже сказал, на первом месте. В этом году количество нелегально попавших в Украину людей увеличилось на 12-14%. Пограничники задерживают все больше и больше, но тут просто замкнутый круг: отсутствует механизм депортации нелегальных мигрантов, неясно сегодня, куда и как их депортировать, отсутствие средств на содержание нелегальных мигрантов на территории страны, отсутствие правового поля для привлечения к ответственности и т.д. Поэтому количество нелегальных мигрантов, в том числе из регионов военных конфликтов, растет.
- А что можно сказать об украинско-российском участке границы? Есть ли какие-нибудь сдвиги в переговорах с Россией по делимитации и демаркации границы? И поднимались ли эти вопросы во время последних переговоров с российским премьером?
- Прямо эти вопросы во время визита С.Степашина не поднимались - они обсуждались в рамках работы смешанной украинско-российской комиссии. Хотел бы подчеркнуть, что на сегодняшний день любое уважающее себя и свою независимость государство определилось по поводу границы: практически все восточноевропейские страны определили свои границы, провели делимитацию и демаркацию границ. Просто есть государство и есть граница этого государства, и каждый гражданин государства все-таки должен и имеет право знать, где проходят границы его государства и начинается территория другого государства. Не все, в конце концов, ходят с картой. Что касается Украины, она на нынешний момент четко определила границу на польском, словацком, венгерском участках, к завершению подошли работы на молдовском участке и в сентябре во время встречи президентов Украины и Молдовы, как ожидается, соответствующий договор о государственной границе будет подписан, чем будет поставлена точка на делимитации и начнется демаркация границы. Сегодня идут активные переговоры о делимитации государственной границы с Румынией, еще в прошлом году завершен делимитационный процесс с Белоруссией, но, правда, договора еще не ратифицированы. Есть, конечно, и определенные сдвиги в проведении делимитации границы с Российской Федерацией. Мы надеемся, что до конца года вопрос делимитации сухопутных границ будет решен. Что же касается морского участка украинско-российской границы, континентального шельфа, участка границы в Черном море, эти вопросы требуют дальнейшего согласования. Имеется ввиду согласование в подходах, так как сегодня подходы украинской и российской сторон различны...
- Можно ли считать, что две тысячи километров, так сказать, неопределенной и открытой границы с Россией являются определенной проблемой для Госкомграницы Украины?
- И не только проблемой Госкомграницы. Это проблема и для других правоохранительных органов нашей страны. Даже для того, чтобы зафиксировать факт нарушения границы контрабандистами, необходима четкая привязка к линии границы для установления и доказательства факта преступления. А это возможно, когда на местности установлены пограничные столбы или другие обозначения государственной границы. Никто не ведет речи об установлении на границе колючей проволоки, которая не является атрибутом демаркации, а наряду с другими инженерными сооружениями есть элементом системы охраны границы.
- Если говорить о внутренних проблемах Госкомграницы, как Пограничные войска обеспечены техникой и вооружением и насколько острой является необходимость мероприятий по модернизации?
- Сегодня Пограничные войска имеют достаточное количество вооружений и военной техники. Если бы мы имели соответствующие деньги для проведения регламентных работ и модернизации той техники, что имеется на вооружении Пограничных войск, то этого вполне хватало бы для качественного выполнения всех задач. Впрочем, Госкомгранице не помешал бы еще один патрульный самолет Ан-32П для проведения проверок морской экономической зоны, особенно в период нереста черноморской камбалы. Что касается морской техники, она в рабочем состоянии. Правда, недостаток топлива не позволяет нам патрулировать море так, как это было бы необходимо. Хочу отметить, что на сегодняшний день ряд украинских оборонных заводов при участии специалистов Госкомграницы уже спроектировал и создает несколько специальных судов разных классов специально для потребностей пограничников. Некоторые образцы новой военно-морской техники уже поступили на вооружение в Пограничные войска. Заложен многофункциональный сухогруз для заправки и доставки воды. Идет разработка корабля «Дозор», который предназначается не только для Пограничных войск, но и будет использоваться в интересах ВМС Украины. Кстати, все эти новые разработки выполнены украинскими судостроителями. Для того чтобы производство этой техники было завершено, необходимы соответствующие капиталовложения. Если говорить о технических средствах охраны границы, то тут нам необходимо провести серьезные мероприятия по модернизации системы связи и переходу на современные радиостанции, которые обеспечивают связь в системе пограничный наряд - застава. К сожалению, средства связи Погранвойск являются важной проблемой, и дело не в том, что в Украине нет необходимых средств связи, которые бы по техническим характеристикам нас удовлетворяли, - проблема в финансировании закупок новых радиостанций. Госкомграницей разработаны достаточно надежные современные системы паспортного контроля на границе, которые уже введены на сегодняшний момент на 11 международных пунктах пропуска. В этой сфере Госкомграница надеется на помощь немецких коллег. Уверен, что на завершение системы автоматического паспортного контроля у государства должны найтись деньги, так как это не только в интересах Госкомграницы, а в интересах всех правоохранительных органов, ибо позволит недопускать на территорию страны нежелательных лиц. Опять-таки - все необходимые разработки есть, необходимы деньги.
- Как обстоит дело с финансированием Госкомграницы?
- За первое полугодие 1999 г. фактически Госкомграница получила лишь треть предусмотренных Госбюджетом средств. Только по заработной плате долги Госкомгранице составляют более 22 млн. грн. Не говоря уже о задолженности по другим видам обеспечения...
- Сколько необходимо средств для полноценного проведения всех упомянутых вами мероприятий по модернизации техники и оборудования Пограничных войск?
- Общая запрашиваемая нами сумма на 1998 г. составляла 570 млн. грн. Госбюджетом Госкомгранице было выделено 164 млн. грн., из которых реально получена была третья часть. Что касается Госбюджета на 2000 г., нам надо, с учетом имеющихся задолженностей, около 750 млн. грн. Это по минимуму. Правда, сомневаюсь, что Пограничные войска получат такую сумму. Хотя всем понятно, что на одном энтузиазме корабль в море не выйдет: ему необходимы топливо, средства связи, техническое обеспечение. И теперь представьте, насколько легко задерживать контрабандистов, например, на молдавском или российском участках границы, которые пересекают границу на мощных и скоростных джипах в сопровождении нескольких автомобилей с предварительным обеспечением высококлассной радиосвязью. Насколько с ними могут тягаться наши УАЗы, которым, к тому же, часто не хватает бензина.
- Что можно сказать о нелегальном провозе оружия через границу? Имеется в виду не только стрелковое оружие, нелегально провозимое криминальными структурами, но и партии нелицензированных вооружений. Ведь еще несколько лет тому назад пресса сообщала о случаях, когда вместо декларируемых сахара или других товаров пограничники находили оружие.
- Нет, таких случаев в последние годы не было. Можно сказать, что в этой сфере наведен порядок. Даже единичных экземпляров оружия в текущем году задержано меньше, что мы связываем прежде всего с окончанием вооруженного конфликта на территории Приднестровья. По нашим оценкам, наибольшее количество оружия сегодня сконцентрировано в Кавказском регионе.
- Можно ли говорить о конкретных каналах, по которым оружие нелегально может попадать на территорию Украины?
- Безусловно. В текущем году украинскими пограничниками задержано несколько десятков единиц стрелкового вооружения. Тут мы тесно взаимодействуем с правоохранительными органами, в частности с СБУ, и часто имеем предварительную информацию.