Команде Добкина—Кернеса удалось добиться того, что в свое время хотел, но не смог сделать Евгений Кушнарев. В минувшую среду Харьковский горсовет проголосовал за ликвидацию районных советов в городе. Они прекратят свое существование летом следующего года, в первый день работы горсовета нового созыва.
«Если у вас есть совесть, не голосуйте за отмену райсоветов!», — взывал в мегафон участник пикета в поддержку районных советов. Но депутаты и чиновники спешили на сессию, не обращая внимания на людей под красными знаменами и их плакаты, гласившие: «Добкин — «проффесор» местного самоуправления», «Добкин, руки прочь от райсоветов!», «Нет ликвидации райсоветов!» и т.п. В зале же пикетчиков не было слышно вовсе.
«Ощущение дежавю! Больше десяти лет назад. Мы этот вопрос уже поднимали, но нам голосов не хватило! Хотя в кулуарах большинство вроде было «за», — оживленно вспоминала былое Ольга Мирошник, депутат первого демократического горсовета. В этот раз ее пригласили на сессию в ином качестве — как эксперта комиссии Верховной Рады по местному самоуправлению.
Городские власти, инициировавшие вопрос о «несоздании районных в городе советов», очевидно хотели и решение провести, и формальности соблюсти — показать, как учитывается мнение экспертов и общественности. По действующему законодательству горсовет принимает решения такого рода с учетом мнения районных советов и членов территориальной громады не позднее чем за 6 месяцев до очередных выборов местных советов. Если учесть, что ВР назначила их на 30 мая, времени на дополнительное обсуждение и проведение референдума, как предлагал нардеп-бютовец Валерий Камчатный, не было.
В начале ноября секретарь горсовета Геннадий Кернес обратился к харьковчанам, чтобы они присылали в мэрию свои соображения по поводу (не)целесообразности райсоветов. На официальном сайте горсовета было организовано интерактивное голосование. Прошел круглый стол с участием юристов, политологов и др. специалистов по вопросам местного самоуправления. Во всех случаях сторонники ликвидации райсоветов оказались в подавляющем большинстве. Как, впрочем, и на сессии.
Основные аргументы, приведенные Кернесом: райсоветы де-факто ничего не решают — у них нет ни необходимых и достаточных ресурсов, ни полномочий. Их ликвидация позволит сделать систему управления городом более эффективной за счет создания вертикали власти и устранения дублирования полномочий советами разных уровней, а также сэкономить бюджетные деньги. (По данным департамента бюджета и финансов, расходы на содержание районных советов нынешнего созыва и их исполнительных органов на 1 октября этого года превысили
266 млн. грн., в т.ч. расходы на оплату компенсаций депутатам — более 1 млн. 735 тыс. грн.)
Кернес подчеркнул, что принятие решения о районных советах относится к исключительной компетенции совета городского, т.к. к его компетенции по Конституции относится вопрос «организации управления районами в городе». А согласно решению Конституционного суда, под этим понятием следует понимать «полномочия городских советов, как органов местного самоуправления в городах с районным делением, принимать решения относительно материально-финансового и организационного обеспечения осуществления местного самоуправления в районах города; образования или необразования в городе районных советов, а в случае их образования — определения объема и границ полномочий районных советов; административно-территориального устройства и по другим вопросам в пределах и порядке, определенных Конституцией и законами Украины».
О том, что райсоветы себя изжили, говорили и их председатели (представители Партии регионов). Выступавшие на сессии депутаты разных уровней, приглашенные эксперты и представители общественности к перечисленным выше тезисам добавили еще несколько: «Райсоветы — рудимент советской системы», «Райсоветы нужны оппозиции для напоминания о себе», «Сильный мэр — это общая европейская тенденция». Выступающие напомнили, что от районных советов уже отказались Львов, Одесса, Запорожье, Сумы, Николаев, Мариуполь. А совсем недавно этот перечень дополнили Винница и Черкассы.
На защиту райсоветов встали левые.
«Решение ликвидировать районные советы — политическое, за ним стоит Партия регионов, имеющая большинство в горсовете, членом которой является городской голова... Ликвидация районных советов — шаг к узурпации власти в городе и подрыв демократических основ в обществе. Предложенный на сессию проект постановления демонстрирует игнорирование основных положений Конституции Украины. Статья 38 Конституции Украины гарантирует харьковчанам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Статьи 21–22 Конституции Украины гарантируют, что эти права граждан не могут быть отменены. Конституция предусматривает ограничение права в статье 64 только в одном случае — чрезвычайного положения. То есть, решение сессии о несоздании в городе советов объективно ведет к поражению в правах граждан», — озвучил позицию фракции депутат горсовета от КПУ Владимир Лушницкий.
Его коллега-однопартиец Алексей Перепелица вообще поставил под сомнение правомочность принятия такого решения горсоветом. Словосочетание «необразование районных в городе советов» в уже упоминавшемся решении КС Перепелица трактует как возможность не создавать новых советов, но никак не ликвидацию уже созданных.
Впрочем, эти аргументы никак не повлияли на результат голосования. «Несоздание районных в городе советов» поддержали на уровне фракций не только регионалы, но и БЮТ, и «Наша Украина».
Без сомнения, отказ от райсоветов усилит и без того неслабую городскую власть. Мэр Михаил Добкин ничуть не лукавит, когда говорит, что это приведет к единоначалию. Но все упреки в создании системы под себя и узурпации он категорически отвергает: «Почему под себя? Откуда мы знаем, кого изберут следующим городским головой? Но исполнительская дисциплина повысится в разы, и вертикаль власти будет жесткая».
В этих словах есть известная доля лукавства: Добкин неоднократно заявлял о намерении баллотироваться на второй срок. В этом случае результат выборов вполне прогнозируем. Но вопрос в другом: как на самом деле не допустить излишней централизации власти, если райсоветы исчезнут, а райисполкомы войдут в структуру исполнительных органов горсовета? Эксперты считают, что своего рода «предохранителем» могли бы стать сильные и действительно независимые органы самоорганизации населения — домовые, уличные, квартальные комитеты. (На сессии даже звучали предложения разработать программу их поддержки и направить на нее сэкономленные в результате ликвидации райсоветов средства.) Но создать их за полгода, оставшиеся до ликвидации райсоветов, так же реально, как и отменить уже принятое горсоветом решение.
Сторонники райсоветов ждут его официальной публикации, чтобы обжаловать в окружном административном суде как «нарушающее конституционное право граждан избирать и быть избранными». Вряд ли у кого-то, в том числе и у потенциальных истцов, есть серьезные сомнения в исходе такого судебного разбирательства. Но, похоже, это тот самый случай, когда важен сам процесс.