Медики, посоветовавшие патриарху Кириллу не утруждать себя полномасштабной поездкой по Молдове, Гагаузии и Буковине, убедили его только частично. В эти выходные патриарх Кирилл посетит Буковину. У врачей Его Святейшества есть повод для волнений - ведь из всего маршрута патриарх выбрал самую трудную часть программы. Украинскую.
В Буковине, где верные УПЦ отнюдь не составляют большинства, патриарху Московскому сейчас совершенно необходимо побывать. По нескольким причинам. Во-первых, чисто символической - после «крайне восточной» Луганской области посетить «западную», очертив таким образом свою «каноническую границу». Во-вторых, именно сейчас частые визиты в Украину нужны Московскому патриархату как никогда, так как его влияние в нашей стране заметно ослабло, и как назло в самый неподходящий момент - состояние здоровья Блаженнейшего митрополита Киевского делает вопрос о преемнике и, соответственно, дальнейшем развитии УПЦ весьма актуальным. В-третьих, Буковина по-своему сложный регион для РПЦ из-за экспансии Румынской православной церкви. И, наконец, патриарху Кириллу нужно переговорить с украинским президентом. Вопросов накопилось море, поэтому даже скупых протокольных 20 минут лучше, чем ничего.
Украинский президент последнее время не балует вниманием своего совсем недавнего покровителя. То отказался прервать отпуск и прилететь из Крыма в Киев в дни празднования годовщины крещения Руси - патриарх вынужден был сам лететь в Крым и фактически набиваться в гости. Последний визит патриарха Московского в Луганск киевская власть просто проигнорировала, и двусмысленную «двойную анафему» на сваленных в кучу «бесноватых» - «раскольников», «политиков» и «философов», по поводу которой столько недоумевали наблюдатели, можно, по крайней мере, частично списать на раздражение из-за этого невнимания.
Однако слово было сказано, многократно повторено и из-за своей неоднозначности истолковано в хвост и в гриву. Каждый услышал за этими словами ответ на собственные опасения или надежды. Т.е. патриарх Кирилл, превосходный пиарщик, снова достиг желаемого - его услышали и оценили по достоинству. Следующий его визит - не прошло и месяца - уже проходит на куда более высоком уровне. Впрочем, этому и весь контекст динамики украино-российских отношений поспоспешествовал. Патриарх Кирилл сможет переговорить с украинским президентом - и это не вызовет ни у кого особых подозрений или нареканий, в то время как с президентом России и российским премьером он уже может говорить разве что сквозь зубы - иначе не получается, да и публика не поймет. Патриарх Кирилл - последний «человек из Кремля», с которым разговор «по душам» для В.Януковича еще возможен.
То, что нас пытаются убедить в отсутствии «политической составляющей» визита, вызывает, во-первых, улыбку, а во-вторых, уверенность в обратном. Патриарх Кирилл - слишком политическая фигура, он сам прикладывает немало усилий, чтобы ею и казаться, и быть. Доктрины, которые он проповедует, политикой пропитаны насквозь. Поэтому даже исключительно пастырский визит трудно представить себе вне политического контекста. А тут еще контекст российско-украинский такой, что держись.
Усилия, однако, прилагаются. Даже встречу президента с патриархом трактуют как можно «аполитичнее». Материал поддается - патриарх собирается освятить Свято-Троицкий собор Свято-Вознесенского монастыря в Банченах. Монастырь и его настоятель отец Михаил известны (в частности, читателям ZN.UA) тем, что дали приют и стали семьей многим сиротам, в том числе детям с ВИЧ. Этот монастырь и его приют (хотя приютом это место назвать трудно) поддерживали благотворители, например, из Партии регионов. В.Янукович посещал его в период предвыборной кампании 2004-го, и нет ничего удивительного в том, что он снова туда приедет на праздник - освящение собора. А заодно и с патриархом Кириллом встретится, переговоры проведет - короткие и наверняка нелегкие.
Придать визиту исключительно «социальное» звучание мешает еще и то, что в «полной версии» поездки планировалось посещение Молдовы. Причина повышенного внимания патриарха к региону очевидна - положение РПЦ в нем весьма шаткое, и уже не столько даже из-за «раскола», который можно гордо игнорировать, сколько из-за притязаний несомненно канонического собрата - Румынской православной церкви.
РумПЦ имеет основания считать эти территории своей «канонической территорией», без всякого стеснения и согласований она открывает здесь свои приходы, и они не пустуют. Вообще РумПЦ - одна из самых динамично развивающихся православных церквей. Уже сейчас, потеряй РПЦ Украину, РумПЦ стала бы самой многочисленной православной церковью. А к проблеме «канонических территорий» она вообще относится легко. Например, на недавней встрече предстоятелей древних патриархатов обсуждалась экспансия РумПЦ на территории Иерусалимского патриархата. Кстати, принятое ими заявление о священности канонических территорий в древних границах касалось в большей степени румын, чем украинцев. Вообще РумПЦ - ситуативный союзник РПЦ в ее противостоянии с древними патриархами, поскольку, как и РПЦ, не признает авторитета пентархии. Но экспансивность румын на канонических территориях РПЦ может оказаться серьезным испытанием для этого союзничества. Ведь патриарх Кирилл так свято чтит «канонические территории», а единство «территории Святой Руси» - его любимая мозоль.
И именно она последнее время все нестерпимее саднит из-за Украины. Внутри УПЦ зреют замыслы по укреплению автономизации, а там и до автокефализации дело дойдет - во всяком случае, внутри УПЦ уже смеют произносить это слово вслух. Влияние на государственную власть Украины становится все более эфемерным - она, во-первых, поняла преимущества «своей» независимой церкви, а во-вторых, потихоньку наращивает оскомину на все «московское». И тут, к тому же, две «раскольнические группировки» - УПЦ КП и УАПЦ - объявили о намерении таки договориться об объединении - т.е. формально выполнить условия Вселенского патриарха, при котором он готов вмешаться в украинские дела.
Эти договоренности - хорошо рассчитанный удар. Ведь УАПЦ фактически уплывает из рук - еще недавно речь шла о том, что эта церковь будет поглощена УПЦ. Однако после Собора УПЦ и реакции на него со стороны Москвы было высказано предположение, что программу по «присоединению» УАПЦ к РПЦ попробуют «отложить», а по сути - свернуть. Собор по-настоящему напугал Москву - и так УПЦ лихорадит, а тут еще «украинофилов» прибавится. Да еще и тяготеющих к Вселенскому патриарху. Вполне возможно, что решение об объединении с УПЦ КП - реакция на нерешительность Московского патриархата. А может, сигнал ему о том, что если они не хотят договариваться, найдутся другие. Показательно, что в официальном документе, подписанном двумя предстоятелями, речь идет о недоверии лично патриарху Кириллу, его окружению и политике им проводимой.
Однако больше всего волнений у патриарха Кирилла должно вызывать положение в УПЦ и то влияние, которое может оказать на него светская власть Украины. Недавний Собор показал, что эта поддержка и ее «вектор» совсем не так однозначны, как было в начале правления В.Януковича. И сейчас, возможно, самое время «порешать вопросы», связанные с единством украинской и российской церкви. Отсюда такой накал, отсюда эти частые визиты, отсюда эти странные для большинства зрителей проклятия на всяких «бесноватых». Состояние здоровья митрополита Владимира заставляет особенно сильно волноваться за дальнейшую судьбу Киевской кафедры, а значит, и целой Украинской православной церкви. И, как назло, это так некстати совпало с похолоданием отношений между патриархом и государственным руководством Украины.
Сейчас патриарх Кирилл - это человек, находящийся в состоянии отчаянной борьбы. На кону слишком многое - украинская церковь это то, за счет чего РПЦ возвышается над всеми прочими православными церквями. Это ее численность, это ее «апостольское крещение», ее древность, которая в православии традиционно ассоциируется с авторитетом. Сбои в состоянии здоровья патриарха недаром совпадают со сбоями в политике УПЦ. Произнося свои знаменитые «двойные анафемы» в адрес тех, кто своими «идеями» застил мир миллионам людей, патриарх вызывает, кроме недоумения, еще и сочувствие - ведь сам он это делает тоже в пылу борьбы за идею. Он сам ее придумал - эту «Святую Русь», поместив ее в границы своей «канонической территории». Он сам придумал некую «русскую миссию», которую продвигает в качестве «настоящего православия», как будто все остальные - нерусские - «православия» ненастоящие. Его служение - даже если предположить, что оно совершенно искреннее, что это не очередная кремлевская геополитическая поделка - это служение мифическому «единству» мифической «канонической территории» мифической «Святой Руси». И если правда то, что «двум богам служить нельзя», то служение «единству территорий» входит в прямое противоречие со служением Христу. А что касается наслоений мифов, то за ними людям, пережившим так много «бесноватых» с их «идеями», очень часто мерещится призрак какой-нибудь очередной большой лжи.