Как сообщало ZN.UA, 8 августа правительство Украины своим распоряжением утвердило ТЭО строительства LNG-терминала, которое испанская Socoin презентовала еще 30 марта. В распоряжении Кабмина, проектом которого располагает ZN.UA, в частности, говорится: «Финансирование национального проекта «LNG-терминал» - морского терминала по приему сжиженного природного газа» может осуществляться за счет средств частных инвесторов и государственной поддержки, предоставляемой в установленном порядке в форме: софинансирования и/или поддержки со стороны финансовых учреждений, относящихся к сфере управления Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами; государственных гарантий».
Согласно названному документу, призванному узаконить предварительное ТЭО, госдоля в корпоративных правах (а LNG-терминал будет финансироваться корпоративно) должна составлять 25%. А вот интересно, что владелец 25-процентного пакета сделает в случае, если обладатели 75% захотят продать свою долю стратегического предприятия , например, «Газпрому»?.. Но это так, отступление.
Госгарантии, согласно распоряжению Кабмина, могут быть выданы (предположительно, так как проект еще будет уточняться в финансовом плане) в необходимом объеме. Но уже известно, что зарубежные коммерческие банки готовы профинансировать 70% необходимой суммы на строительство LNG-терминала без госгарантий. При этом государство в лице госкомпаний реально внесет в проект, согласно предварительной оценке, только 7,5% необходимых средств. И становится владельцем 25% акций предприятия, стоимость морской части которого предварительно оценена в 735 млн. евро.
Редакция ZN.UA для уточнения нюансов решения о строительстве LNG-терминала обратилась с вопросами к председателю Координационного совета национального проекта «LNG-терминал» Виталию ДЕМЬЯНЮКУ. Спросить было о чем, тем более что распоряжение КМУ на момент нашего разговора опубликовано не был.
Путь к LNG-терминалу
- В первую очередь, это распоряжение, - утверждает Виталий Демьянюк, - подвело положительный для нас итог практически полуторагодичной работы над первой стадией проекта. Как вы знаете, завершена разработка технико-экономического обоснования, которой занималась испанская компания Socoin. Кабмин утвердил это технико-экономическое обоснование в целом как документ, определяющий механизм реализации проекта, формы и порядка участия государства в этом проекте - отдельно частей, связанных с инфраструктурой морской и газотранспортной. Государство оказывает поддержку этому проекту в форме частного финансирования и предоставления государственных гарантий. Этим распоряжением Кабмина агентству совместно с Минэнергоугольпромом поручено провести все необходимые мероприятия, в том числе и тендерные процедуры для выбора инвесторов и других партнеров для реализации проекта. Кроме того, Кабмин дал поручение Минэнерго совместно с Государственным агентством о подключении терминала к газотранспортной системе страны.
Из поливариантности, которая существовала до этого момента, можно было выбрать и разработать несколько предварительных ТЭО с точки зрения технологии исполнения и локализации проекта. Теперь мы выходим на вполне определенную конфигурацию, уже официально предлагаемую инвесторам. Это не означает, что мы только начинаем формулировать свои предложения. С инвесторами мы начали работать задолго до этого. Но сегодня для инвесторов это индикативный шаг - мы показываем, что есть государственная поддержка. Что этот проект будет реализован, и что есть четкие условия участия в нем государства и инвесторов.
- Из чего состоит проект ТЭО терминала, утвержденный на данный момент? Координационный совет национального проекта «LNG-терминал» отвечает за все, но на каком этапе процесс создания терминала сегодня, какова доля государства в нем и какова доля его гарантирования и финансирования?
- Технологическая часть - собственно сам «LNG-терминал». Но у национального проекта есть газотранспортная составляющая. Для того чтобы танкеры-газовозы могли подходить к терминалу и разгружаться, и это бы были те корабли, которые запланированы в ТЭО (их тип, осадка, объем), должна быть выполнена морская часть проекта: проложен канал к терминалу, создан разворотный круг, волнорез, который защищает акваторию. Морскую часть предполагает сделать государство силами своих предприятий.
Сегодня такого рода объекты находятся в управлении Администрации морских портов, и эти объекты администрируются государственными предприятиями. Мы предполагаем, что эта часть будет выполнена за счет не бюджетных средств, а привлеченных, но под государственные гарантии. Это отдельный инвестиционный проект, имеющий несколько иные параметры и сроки окупаемости, чем инвестиционный проект «LNG-терминал». При эксплуатации каналов, акватории вновь созданного терминала со всех входящих судов будет взиматься корабельный взнос, якорный сбор. Соответственно, это формирует возвратную часть.
В рамках технико-экономического обоснования оценочная стоимость морской части составляет около 1,663 млрд. грн. Это по расчетам компании-разработчика ТЭО. Естественно, эти цифры могут быть уточнены в процессе непосредственной разработки проекта. В евро это составляло порядка 121 млн. плюс-минус погрешность расчета. Это важно, поскольку любые расчеты делаются с погрешностью. Даже не с точки зрения курса. Допустим, разработчик ТЭО указал погрешность 35%. Он заранее это указал. Поэтому когда мы бюджетируем проект, то обязаны учесть указанную погрешность.
Путь от терминала к ГТС
- Вторая часть - это подсоединение терминала к газотранспортной системе Украины. Глава Минэнергоугольпрома дал поручение на разработку проекта и его реализацию. Какая планируется протяженность соединительного газопровода между «LNG-терминалом» и ГТС?
- Протяженность газопровода будет зависеть от конкретного проекта. Например, для определенного объема это может быть газопровод в пределах 70 км с диаметром до 1000 мм и рабочим давлением 75 атмосфер. Думаю, что мы будем решать этот вопрос в несколько этапов. Так, чтобы подать и первый газ с терминала, и обеспечить процесс минимальными средствами со стороны государственной газотранспортной компании. Это газопровод, который пройдет по суше к газотранспортной системе. А это - технологическая часть национального проекта.
Что касается инвестиционной части, то мы приглашаем инвесторов. Эта часть, по нашей оценке, составляет с учетом погрешностей 735 млн. евро. И здесь предполагается софинансирование со стороны государства: общий механизм - акционеры (а государство здесь будет выступать как акционер) обычно вкладывают 30% собственных средств и еще обращаются к кредитным учреждениям, банкам, чтобы привлечь еще 70%.
Наше предварительное общение и консультации с ведущими банками показали, что такая схема финансирования возможна, она будет реализована. Здесь уже нет никаких госгарантий. 70% банки будут кредитовать без госгарантий. Для осуществления финансирования мы взяли госгарантию, чтобы привлечь средства, и предполагается эти деньги вложить в качестве софинансирования в строительство терминала как собственные средства.
Таким образом, пропорция получается следующая: поскольку акционеры дают своих денег только 30%, а 70% - привлекают, то для того, чтобы государство получило долю в 25% в капитале как акционер, ей необходимо будет вложить всего 7,5% от общей суммы. Очень хорошее плечо.
- Речь идет о наземной части терминала, без учета финансирования газопровода?
- Существуют технологии FSRU. Есть установки, разработанные на основе таких технологий - по хранению и регазификации надводного базирования, то есть базирующиеся непосредственно на судне. Для определенных объемов газа, если вы хотите получить не 10 млрд. кубометров газа в год, а 2-3-4 млрд. (сегодня даже до 5 млрд. кубометров в год), вам нет необходимости строить терминал. Вы берете в аренду офшорный терминал. Можно его купить, но проще арендовать. Сегодня существует достаточно большое количество таких кораблей с установками регазификации LNG. Это бизнес. Корабль, который швартуется к причалу, на котором есть емкости для хранения сжиженного газа, и есть установка, которая этот сжиженный газ превращает в газообразный и подает на берег уже известный нам природный газ. Это делает мини-завод, базирующийся на корабле. У него есть ограничения по продуктивности, по возможностям - порядка 4,5-5 млрд. кубометров в год. И тогда корабль, который привозит газ, просто швартуется к офшорному, в него перекачивается жидкий газ, а обратно уходит уже газообразный. Чем ограничен объем продуктивности? Отсутствием достаточно больших мощностей (емкостей) для перекачки газа на корабль. Соответственно, если вы хотите получать не 5, а 10 млрд. кубометров регазифицированного газа в год, то вам уже необходимо строить на земле большие емкости для газохранения. При этом регазификация сжиженного газа осуществляется на земле, и газ подается в ГТС. Это и есть первая стадия уже процесса регазификации.
- В данном случае речь идет о покупке или аренде офшорного терминала?
- У нас нет договора аренды, мы его будем заключать после тендера. Но таких компаний в этой отрасли в мире семь. Например, Gobar, Exeerate, Energy.
- Сколько стоит аренда морского LNG-терминала (судна)?
- Аренда составит около
60 млн. долл. в год.
- Это окупаемо?
- Конечно. Это логично будет внесено в тариф.
- Газ в итоге окажется слишком дорогим для потребителей …
- Посчитаем. Возьмем аренду корабля. Представьте себе, что у вас аренда корабля- 60 млн. долл. в год. Этот корабль в год выдает для круглой цифры 5 млрд. кубометров газа. Вам необходимо разделить 60 млн. на 5. Получается 12 долл. за тысячу кубометров. Плюс еще 12 долл. на 1000 кубометров (с учетом тарифа на транспортировку газа - 306,9 грн. за транспортировку 1000 кубометров на 100 км газопровода). С учетом всех транспортных расходов получаем тариф 24 долл. за 1000 кубометров газа.
Здесь основополагающая - стоимость газа. Чтобы этот процесс имел смысл, закупочная стоимость газа должна быть ниже, чем российского газа, даже если к ней добавить расходы на газификацию и тариф на транспортировку.
Путь к энергонезависимости
- Действительно ли существует конкретная договоренность на поставку в Украину сжиженного газа из Катара, Азербайджана? Или это только намерения?
- У нас очень активно идут переговоры с Катаром, Азербайджаном.
- По данным ZN.UA, договор с Катаром подписал премьер Азаров.
- С Катаром подписано соглашение о конфиденциальности, поэтому мы не говорим о конкретных деталях. Это нормальный процесс. С одной стороны, очень важно рассказать о том, что происходит, а с другой - идут серьезные процессы.
- Но соглашение о конфиденциальности, как правило, является составляющей общего соглашения (договора, контракта).
- Как правило…
- О наземном заводе регазификации якобы есть договоренность с американцами. А как на самом деле?
- На самом деле ничего демонтировать в США и привозить в Украину не будем. Мы можем использовать американские технологии, не более того.
- Даже при наличии договоров об импорте LNG из стран вне Черноморского бассейна? Как решается проблема с проходом Босфора?
- Если это поставка извне бассейна Черного моря, то этот аспект, безусловно, нужно учитывать. К примеру, россияне абсолютно спокойно с учетом требований прохождения через проливы возят ежегодно свыше 90 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. В том числе и продукт значительно опаснее LNG. Бывали несчастные случаи. Но надо отметить, что с LNG-танкерами в мире до сего момента не было несчастных случаев.
Существует две конвенции, которые регулируют в том числе судоходство через Босфор и Дарданеллы. Одна конвенция называется «Монтрё», вторая - Лозанская, и эти документы регулируют порядок и условия прохождения иностранных судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Когда разрабатывались эти конвенции, LNG еще не было. Эти документы говорят немного о другом - о том, что существует только ряд условий и ограничений, которые может накладывать турецкая сторона на прохождение судов. Это касается военных судов, военного времени, участия или неучастия турецких судов в военном конфликте. Ограничений для прохождения гражданских судов нет в принципе. Чем, собственно, наши российские коллеги успешно пользуются.
- Они основные противники пропуска судов с LNG для Украины?
- Не думаю, пока их реакции на наши планы не было слышно. У нас есть все правовые основания, чтобы наши суда не имели ограничений с соблюдением определенных условий и требований, которые касаются прохождения проливов (погодные условия, наличие условий, связанных с поверхностными глубинными течениями в проливах, что накладывает определенные ограничения). Но это никак не связано с волей пропускающей стороны. Мы рассчитываем, что наши суда без неоправданных ограничений смогут доставлять сжиженный газ на украинский LNG-терминал. И эта позиция подтверждена юридическими заключениями, которые подготовили ведущие мировые юридические компании. Это аспект, который нужно учитывать, но это не проблема. Для нас прохождение судов через Босфорский пролив - это вопрос энергетической независимости. Мы надеемся, что будет взаимопонимание. Консультации Украины с турецкой стороной на самых высоких уровнях показывают, что такое понимание есть.
- Каков следующий реальный шаг по созданию LNG-терминала?
- Реальные шаги определяются газотранспортной, технологической и морской частью. Проектная группа состоит из специалистов Агентства государственного предприятия «LNG-терминал». В качестве вспомогательного органа создали наблюдательный совет и организационный совет национального проекта, чтобы иметь возможность прямого общения с представителя профильных министерств и ведомств, от которых также зависят те или иные элементы реализации этого проекта.
- Есть нюанс. Что для строительства терминала создается - ООО или СП? Для закупки и поставки тоже якобы создается отдельное предприятие, как и для продажи регазифицированного газа...
- Об этом речь не шла. «Укртрансгаз» будет заниматься проектированием строительства соединительного газопровода. Мы планируем осенью этого года, наверное, в ноябре, подвести итоги инвестиционного конкурса на строительство технологической части. Нам необходимо закончить работу над системой тарификации. Это новый объект, у которого есть тариф, должна быть методика, методология образования цены. Регулятор (НКРЭ) должен быть уполномочен устанавливать этот тариф, который будет вписываться в систему тарификации Украины. Терминал - это один из элементов транспортировки газа. Как газораспределение, магистральный газопровод. Это предварительное ТЭО. Как только мы дадим инвестору понимание гарантии, что объект будет построен и будет экономически обоснованно тарифицирован, мы сможем объявлять инвестиционный конкурс. В результате должен быть подписан инвестиционный договор, все возможные и невозможные нюансы должны быть прописаны.
-Изменится ли в связи с этим обещанная дата введения в эксплуатацию первой очереди LNG-терминала?
- 2013 год? Думаю, нет. Мы нашли ряд решений, которые позволяют нам ускорить проектирование, запараллелить некоторые процессы: те же технологии, те же оптимальные маршруты подсоединения к газовой системе. Сократили маршрут - сократили время. Определенные технологические решения, связанные с большей прокачкой, - опять-таки экономия денег и времени. Технологические решения нам помогают. Чем глубже мы в проекте, тем более компактный и подсушенный он получается.
У нас произошел маленький тектонический сдвиг, который не всегда и не всем виден. Геофизики понимают, что это значит. Но этот маленький, казалось бы, сдвиг имеет очень серьезные последствия для энергетической стратегии страны. Решение о создании LNG-терминала и есть тектонический сдвиг в стратегии энергоснабжения и энергоэкономии. А дальше уже своими последствиями он может вызвать большие сдвиги в разных сегментах экономики.