В ПРИЦЕЛЕ — СНОВА ПАКИСТАН И ТУРЦИЯ

20 марта, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 12, 20 марта-27 марта 1998г.
Отправить
Отправить

Украинские танкостроители и руководители оружейного бизнеса снова готовы удивить. Теперь уже не ...

Украинские танкостроители и руководители оружейного бизнеса снова готовы удивить. Теперь уже не только не слишком верующих в возможности национального ВПК украинцев, но и конкурентов с опаской взирающих на стремительную экспансию Украины на мировом рынке вооружений.

Дело в том, что несколько дней тому заместитель генерального директора госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального характера «Укрспецэкспорт» Александр Коваленко сообщил об успешном продвижении еще одного международного проекта в области танкостроения - создании танка новейшего поколения для Пакистана МБТ-2000. Кроме украинских разработчиков в проекте принимают участие Китай и Пакистан. Сборка танка, по словам А.Коваленко, практически завершена, а по предварительным оценкам заказчика, машина удовлетворяет его потребности.

Представитель госкомпании подчеркнул, что практически все серьезные агрегаты в новой машине - украинского производства. На лето уже назначены практические испытания нового танка в условиях жаркого климата Пакистана. Без комментариев ясно, что если они пройдут удачно, то впереди еще один, не менее серьезный контракт на поставки, ибо новая машина будет поставлена на серию. По предварительным оценкам специалистов «Укрспецэкспорта», потребности Пакистана в новой машине могут составить не менее 100 единиц. Китай, по словам А.Коваленко, финансирует львиную долю разработок по МБТ-2000. Предполагается, что при серьезном развитии тактико-технических характеристик танка цена серийной машины все же будет значительно меньше, чем у западных аналогов.

Даже невооруженным взглядом окидывая события последних полутора лет, нельзя не заметить, как окреп «танковый авторитет» Украины. А ведь когда летом 1996 г. был заключен первый контракт на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан на сумму около $650 млн. и его назвали «настоящим прорывом» Украины на мировой рынок оружия, скептиков было предостаточно. Однако время не только показало способность Украины быть достойным партнером в торговле специальной продукцией, но и расставило точки над «і», когда Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIHRI) назвал ее в десятке сильнейших экспортеров оружия и продукции двойного назначения за 1996 г. Когда же 105 украинских машин тремя партиями благополучно попали в Пакистан, успокоились даже соседи-конкуренты, с поразительной цикличностью через каждые два месяца заявлявшие об «отказе поставлять комплектующие для Т-80УД», имея в виду 125-мм пушку, которой в то время Украина не обладала.

По недавнему утверждению министра промышленной политики Василия Гуреева, в прошлом году Украина уже получила $220 млн. за отправленные Исламабаду танки. Заявления прекратились уже после того, как официально Украина объявила о создании подобной пушки, что стало последним штрихом к завершению танкостроительного цикла в пределах страны. Уже в конце прошлого года 125-мм пушка украинского производства прошла заводские и государственные испытания, а в начале этого года Межведомственная комиссия разработала рекомендации для военного ведомства Украины принять ее на вооружение ВС. Для организации серийного производства необходимо около $8,5 млн., считает начальник управления информации Государственного научно-технического центра артиллерийского вооружения Александр Павленко. По его утверждению, «результаты, показанные украинскими экспериментальными образцами танковых пушек для Т-80УД и Т-84, намного превышают серийные 125-мм аналоги, выпускающиеся на российских заводах. Кроме того, используя новые нетрадиционные технологии, украинским разработчикам удалось добиться повышения живучести ствола в 1,6-3 раза». В минувшую субботу генеральный директор харьковского госпредприятия «Завод им. Малышева» Григорий Малюк сообщил, что предприятие начинает серийный выпуск пушки (стволы к ней будут производиться Сумским заводом им. Фрунзе). Таким образом, на 95%

Т-80УД состоит из созданного в Украине, да и оставшиеся 5% было бы легко преодолеть в случае необходимости. А после проведенных в тот же день огневых испытаний артсистем генеральный конструктор Харьковского конструкторского бюро им. Морозова Михаил Борисюк уже во всеуслышание подтвердил, что «новая артсистема не только готова к тому, чтобы заменить 125-мм пушку 2А46М-1 российского производства, но и имеет ряд усовершенствований».

Говоря о прогрессе украинских разработчиков в танковой отрасли, стоит также вспомнить, что в феврале этого года было проведено заседание 2-й Межправительственной украинско-французской комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества, где, кроме всего прочего, весьма активно обсуждались возможности Украины в области танкостроения и модернизации бронетехники. Руководивший делегацией украинских промышленников и экспертов в области ВПК заместитель министра промышленной политики Валерий Казаков остался чрезвычайно доволен результатами переговоров. И не только потому, что Франция выказала готовность отдать свой голос в поддержку украинского Ан-70 для создания на его базе нового военно-транспортного самолета для нужд европейских стран. По свидетельству В.Казакова, не менее перспективным является проект совместной украинско-французской модернизации танка Т-72.

Не так давно, кстати, и генеральный директор уже упомянутого «Укрспецэкспорта» Андрей Кукин сообщал о том, что в Украине существуют три варианта модернизации Т-72 для различных потребителей. Один из них, созданный в конце прошлого года, - «полностью украинский».

Очевидно, что накануне одного из престижнейших танковых тендеров в Турции, который может состояться в конце этого - начале следующего года, успешная реализация проекта по МБТ-2000 была бы для Украины весьма кстати. В нем примет участие новая «чисто украинская» машина Т-84, которой представители военной элиты Турции уже дали высокие оценки во время прошлогодней выставки «IDEF-97» в Анкаре. Руководители «Укрспецэкспорта» утверждают, что Т-84 как минимум в два раза дешевле аналогов, предлагаемых ведущими мировыми разработчиками. И это при том, что технические характеристики этого танка не только не уступают, а и превосходят их по некоторым показателям. Например, двигатель, которому нет равных в условиях жаркого климата. Напомним, что недавно Турция заявила о желании создать собственный ВПК, что будет включать совместное с одной из стран-победителей тендера производство около 1000 танков нового поколения, общая же стоимость проекта достигает $4,5 млрд. Такую цифру можно считать астрономической в условиях сужения мирового рынка вооружений с $45-50 млрд. в начале 90-х до $23-27 млрд. к 1995 г.

Если многообещающий проект по танку МБТ-2000 окончится новым контрактом, это может иметь непредсказуемые последствия для оружейного бизнеса Украины и значительно увеличить шансы на успех в турецком вопросе. Дело в том, что отказ Европейского союза включить Турцию в официальный список кандидатов на вступление в ЕС весьма позитивно для таких экспортеров оружия, как Украина, Россия и Израиль, поскольку Турция уже всерьез подумывает об изменении списка поставщиков вооружений отнюдь не в пользу стран ЕС.

Есть еще один фактор, играющий положительную роль для Украины. Прошлогодние летние кадровые перестановки в России и смена там системы военно-технического сотрудничества в сторону децентрализации оружейного бизнеса (вместо «Росвооружения» теперь Россию на мировом оружейном рынке представляют три компании) уже дали негативные результаты, выражающиеся в огромных денежных потерях и отказе от партнерства с Россией многих бывших импортеров. Например, в сентябре прошлого года Эквадор сделал выбор в пользу Украины, а не России, при подписании выгодного контракта на поставки в эту страну систем ПВО. В Латинской Америке сегодня уже не прельщаются российскими МиГами, колеблясь, не обратиться ли по такому поводу к Украине, Белоруссии или Молдове.

Украина начала довольно уверенно адаптироваться в прошлом году и на традиционных российских рынках - в Индии и Китае. Корабельные газовые турбины для индийских судов идут из николаевской «Зари», авиационная военная техника в обеих странах ремонтируется украинскими специалистами и т.д. Список можно продолжать и дальше. Об этой адаптации, кстати, свидетельствует и упомянутый проект по созданию МБТ-2000. В прошлом году, по словам исполнительного директора «Укрспецэкспорта» Сергея Дяченко, компания заключила контрактов на сумму около 1 млрд. долл. Поэтому успехи Украины в оружейном бизнесе и именно в области танкостроения накануне турецкого тендера могут сыграть даже решающую роль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК