Возможно, им станет и.о. премьер-министра автономии Аркадий Демиденко
Почти месяц крымское руководство занимается согласованием кандидатур претендентов на должность премьер-министра местного правительства. Называются различные фамилии, проводятся фракционные собрания и межфракционные совещания, кандидаты в премьеры Крыма ездят за благословением в Киев. А тем временем, председатель Верховного Совета автономной республики Евгений Супрунюк, выполняя поручение крымского парламента, назначил исполняющим обязанности премьер-министра Крыма 45-летнего вице-премьера Аркадия ДемиденкО. На мои поздравления Аркадий Федорович улыбнулся:
- В прошедшем году я где-то около пяти месяцев исполнял обязанности главы правительства Крыма и никто меня с этим не поздравлял. Думаю, мое назначение исполнять обязанности премьера - само собой разумеющееся, ведь ранее я курировал такие отрасли, которые являются жизнеобеспечивающими для Крыма: я отвечал за энергетику, за промышленность, за транспорт, за жилищно-коммунальное хозяйство, за газ, и объем работы у меня в связи с тем, что я стал и.о. премьера, не изменился. Единственное, больше бумаг стало, потому что часть из них идут главе правительства напрямую.
- Аркадий Федорович, вы, как никто, знаете экономическую ситуацию в Крыму. Какая сегодня наиболее острая проблема стоит перед автономной республикой?
- Самая острая проблема, из-за которой мы чувствуем себя очень плохо, - это огромные непроплаты долгов за электроэнергию и за газ. Если бы бюджетные организации, промышленные, транспортные предприятия, аграрный сектор, население рассчитались с долгами хотя бы процентов на 50 - 60, крымская экономика сейчас бы чувствовала себя более-менее нормально. Ведь нам в Киеве все время говорят - мы вам фактически бесплатно даем электроэнергию, мы вам бесплатно даем газ. Но ведь так не бывает: человек, когда идет в магазин, он прежде, чем купить буханку хлеба, - платит деньги. Поэтому нам уменьшают лимиты, перекрывают газ, и все это отражается в конечном итоге на населении, на промышленности, на экономике Крыма. Почему такие непроплаты? Я все-таки думаю, что основная причина даже не в том, что предприятия снизили объемы производства, ведь если снижаются объемы производства, то должно резко снижаться и потребление электроэнергии и газа, на самом деле все происходит наоборот - объемы снижаются, а электроэнергия и газ как потреблялись, так и потребляются. Я думаю, что вся причина в недисциплинированности, неорганизованности, в безответственности. Вот простой пример. В течение весенне-летних полевых работ мы создали режим наибольшего благоприятствования по потреблению электроэнергии для аграрного сектора. Нам селяне объяснили, что мы сейчас посеем, соберем урожай, продадим и рассчитаемся с долгами. В результате - урожай собран, реализован (или не реализован, а спрятан), но долги за электроэнергию уже приближаются к 3 трлн. крб. только по аграрному сектору. У меня возникает вопрос: где этот урожай, где эти деньги, которые должны были поступить? Конкретно по аграрному сектору я вижу выход в срочном создании сельскохозяйственной торговой биржи, чтобы весь урожай продавался в Крыму на бирже только по рыночной цене, тогда никто никого обвинять не будет. На следующий год это нужно обязательно сделать.
- Но как же сегодня выходить из этой ситуации?
- Нужно платить.
- Я согласен с вами, что нужно, однако ж не платят...
- Есть три пути, как на этот процесс воздействовать. Первый путь, самый простой, но очень болезненный - это отключение неплательщиков. И мы этим занимаемся и на сегодня уже достаточно много предприятий отключили. Второй путь - необходимо резко наращивать объемы установки счетных устройств, особенно для учета газа, учета тепла, учета воды. Таким образом мы сэкономим огромное количество энергии. В настоящее время мы начинаем в Крыму массовое производство газовых счетчиков, более дешевых, чем их сегодня производят в других регионах Украины. И тогда людям станет выгодно ставить эти счетчики у себя в квартирах, потому что они будут платить именно за то количество газа, которое они потребляют. То же самое касается водомерных счетчиков, тепловых счетчиков. Третий путь, тоже неблизкий и непростой, заключается в увеличении собственной выработки электроэнергии и всех других видов энергии. Перед нами стоит конкретная и реальная задача по увеличению объемов добычи газа. Для этого нужны иностранные инвестиции, причем есть совершенно конкретный путь, как это сделать в ближайшее время, скажем, в течение года-полтора. Есть возможность увеличить выработку и регенерацию электроэнергии на территории Крыма, есть конкретные предложения и есть возможности, как это сделать. Однако для этого нужна определенная политическая стабильность, потому что иностранные инвестиции, вы понимаете, при такой нестабильности, как наблюдалась в Крыму в прошлом году, сюда просто не придут.
- Большая ответственность за выход из нынешней сложной экономической ситуации лежит, конечно, на крымском руководстве, но, тем не менее, значительная часть его возможностей зависит от практического разграничения полномочий между Киевом и Симферополем. Как вы считаете, что в этой области нужно сделать, какие полномочия нужны Крыму, чтобы развивать свою экономику?
- Действительно, полномочия должны быть четко разграничены, потому что если в семье, допустим, муж с женой договорились, что завтраки готовит жена, а дрова рубит муж, то при нарушении этих условий муж останется без завтрака, а жена - без тепла. Так и здесь, т.е. нужно четко договориться с Украиной - вот это наши функции и обязательства, вот это ваши функции и обязательства. И если мы разделили собственность, то есть предприятия общегосударственной собственности, пожалуйста, обеспечьте, чтобы эти предприятия нормально работали, чтобы они рассчитывались с долгами и выполняли свои задачи, а по объектам крымской собственности Симферополь должен взять на себя такие же функции. Что мы предлагаем руководству нашего государства и с чем пока с нами, так сказать, не очень-то соглашаются? Мы говорим, что Украина сегодня - это унитарное государство, но нельзя отрицать, что такое образование, как Автономная Республика Крым, на территории Украины есть. А раз такое образование есть, значит, нужно это образование наполнить содержанием. Во-первых, нужно как можно скорее ввести в действие новую крымскую конституцию. Лично я считаю, что более благоприятного момента для принятия нормальной конституции Крыма не было. Это самый лояльный по отношению к Украине сегодня документ. Самое главное, большинство крымских депутатов признали, что Крым - это составляющая Украины, и по вопросу территорий все проблемы сняты. Я бы на месте украинских парламентариев как можно быстрее утвердил эту конституцию. Во-вторых, существовал так называемый одноканальный вариант бюджетных отношений между Украиной и Крымом. Мы говорим, что все налоги, которые зарабатываем, мы должны оставлять у себя. За счет этого можно проводить какой-то экономический эксперимент в пределах тех денег, которые зарабатываем, снижать налоговые ставки, может быть, снижать акцизы, еще что-то в этом роде и таким образом показать, что не только в увеличении налогового бремени выход из тупика, а наоборот, выход в том, чтобы снизить налоговые нагрузки, таким образом «раскрутить» предприятия, сделать более интенсивным оборот по выпуску и по реализации продукции и тем самым более наполнить бюджет. Два года правительство Украины с этим соглашалось. Были спорные моменты, связанные с нашими отчислениями в общенациональную казну, но тут можно было спорить и друг другу доказывать. Сейчас, я так понял, Кабмин Украины начинает жестко ставить вопрос, что одноканального бюджета не будет. Хотя, с точки зрения здравой логики, я об этом говорил на последнем заседании Кабинета министров, Киев должен быть заинтересован сегодня в одноканальной системе, потому что меньше мы будем просить у него, меньше мы его будем дергать. Но какие аргументы против этого? В Украине есть области-доноры и есть области-потребители, т.е. не все регионы самодостаточны. И Крым, к сожалению, сегодня в числе последних. Поэтому нам будет тяжело, будет сложно, но дайте возможность нам поэкспериментировать, дайте нам возможность самим поработать. Мы отдадим то, что положено в госбюджет на содержание армии, на содержание милиции и т.д., но только не ущемляйте наших прав. Судя по всему, в этом году нам очень трудно будет доказать целесообразность и необходимость одноканального бюджета, и думаю, что решение по этому вопросу нужно искать у трех наших руководителей - А.Мороза, Л.Кучмы и Е.Марчука, потому что многие депутаты в общем-то нас не понимают, главы администрации, естественно, нас не поддержат, а министерство финансов - тем более. Но в общем-то надежды есть.
- Я знаю, многие говорят, что вы не представляете интересы ни одной из групп - ни политических, ни экономических, в то время как за каждым из других кандидатов стоят определенные силы. Не являясь для них «своим», таким образом, вы становитесь компромиссной фигурой, в том числе и для официального Киева. Вы согласны с этим мнением?
- От политики уйти никому не удастся, и этого делать не надо. Я просто прекрасно понимаю, что не наступило ни в Украине в целом, ни в Крыму в частности еще такое время, когда многопартийный нормальный парламент будет формировать коалиционное правительство, какая-то партия, придя к власти, будет ставить своего премьера, представителя какой-то партии. Нам еще до этого очень далеко. И поэтому сегодня, я считаю, глава правительства должен действительно быть не связанным ни с какими политическими партиями, чтобы на него не давила политика в худшем понимании этого слова. Потому что за плохой политикой стоят, как правило, личные интересы. Именно поэтому я действительно совершенно осознанно не вхожу ни в какую партию и пока не собираюсь туда входить.
- Многих крымских политиков беспокоит начавшееся наступление крымских коммунистов на местный парламент и совпавший с ним по времени приезд в Симферополь бывшего президента Крыма Юрия Мешкова. Как вы считаете, насколько вероятно очередное обострение политической обстановки на полуострове?
- Что касается Мешкова, меня совершенно это не беспокоит, потому что с самого начала я видел его несостоятельность, понимал, что это за человек и чем все закончится, совершенно открыто призывал крымчан не голосовать за него. И вот - результат налицо. Что касается активизации коммунистов, то я понимаю, на чем сегодня играет Компартия. Но мне кажется, что сегодня коммунисты уже не те и они понимают (вспомните выступление Зюганова в Давосе), что без экономических преобразований ничего не сделать. И ортодоксальные коммунисты скоро поймут, что уже нет их на этой карте. Поэтому меня смущает некий популизм лидера крымских коммунистов Леонида Грача. Но я сегодня прекрасно понимаю, что в Крыму возможен приход к власти именно его партии и она активно стремится к этому.
- Как вы относитесь к назначению постоянным представителем Президента Украины в Крыму народного депутата Украины Дмитрия Степанюка?
- Я знаю, что он очень порядочный, серьезный и хороший руководитель. Он занимал достаточно серьезные посты в органах исполнительной власти. Но для того, чтобы что-то говорить о его новом назначении, нужно внимательно посмотреть те права и обязанности, которыми его наделил Президент. Но в любом случае я надеюсь на конструктивное сотрудничество.
- Итак, сейчас вы исполняете обязанности премьер-министра Крыма. А как у вас складываются отношения с бывшим крымским премьером Анатолием Франчуком?
- Нормальные деловые взаимоотношения. Но, как и раньше - только производственные...
Кандидатура Аркадия Демиденко сейчас реально рассматривается и в Киеве, и в Симферополе как наиболее приемлемого претендента на должность главы крымского правительства. Но, как стало известно, пока руководители парламента автономии более склоняются в пользу кандидатуры другого вице-премьера - молодого и энергичного Андрея Сенченко, которого поддерживает Партия экономического возрождения Крыма и к которому с настороженностью относятся в Киеве.
Кому скажет свое «да» глава нашего государства - Аркадию Демиденко или Андрею Сенченко? В любом случае без управления Крым не останется.