Украинский бизнес начинает смотреть в сторону запада

4 октября, 2013, 20:20 Распечатать Выпуск №36, 4 октября-11 октября

Украинские предприятия заинтересованы в расширении торговли с ЕС и в этом направлении видят свои будущие рынки

Дискуссия относительно перспективы подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом versus членства в Таможенном союзе является предметом особого общественного внимания за последние несколько месяцев. Многие эксперты сейчас говорят, что Соглашение об ассоциации — это, прежде всего, шанс, который можно реализовать или нет. В основном, это касается экономических изменений и роста благосостояния. Особую роль здесь сыграет бизнес как источник экономического развития и прогресса. Именно от того, в какой степени деловые круги могут и готовы воспользоваться этим шансом, во многом будут зависеть последствия действия соглашения для всего общества. 

Институт экономических исследований и политических консультаций в рамках проекта "Исследование делового мнения" на протяжении многих лет проводит опрос представителей бизнеса по поводу их отношения к разным векторам экономической интеграции страны. Исследования обычно проводятся осенью, однако по причине высокой актуальности вопроса именно сейчас, летом этого года мы провели специальное исследование, посвященное отношению и осведомленности бизнеса относительно Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Полевой этап опроса проводился в июле-августе 2013-го. Выборка опроса — 313 предприятий реального сектора экономики (промышленные предприятия) по всей территории Украины. Были опрошены представители предприятий всех размеров, отраслей промышленности и форм собственности. 42% опрошенных предприятий занимаются экспортом, 28% — импортом.

Прежде чем представить результаты этого исследования, сделаем небольшой экскурс в историю. Представление деловых кругов о том, какое именно направление экономической интеграции — западное или восточное — является наилучшим для страны, изменялось вместе с изменением политической ситуации, общественного мнения, экономической конъюнктуры. Все резкие колебания деловых настроений происходили за счет резких изменений численности приверженцев восточного вектора экономической интеграции, а вот доля тех, кто видит более перспективной экономическую кооперацию с западным миром, не менялась резко, за исключением периода "помаранчевого оптимизма". Так, по данным нашего опроса, доля приверженцев западного вектора экономической интеграции резко возросла в 2006 г., даже перевесив долю тех, кто связывал лучшие перспективы экономического развития с Россией и другими странами СНГ. В следующем, 2007 г., весы благосклонности Запад—Восток снова резко пошатнулись, но уже в другую сторону — доля сторонников экономической интеграции с Россией и странами СНГ увеличилась с 28,9 до 42,6%, достигнув уровня конца 1990-х. Примерно на таком уровне она оставалась на протяжении последующих трех лет, до 2010 г. А вот количество приверженцев экономической евроинтеграции в этот период хоть и медленно, но неуклонно возрастало. С 2011 г. среди наших респондентов преобладают приверженцы западного вектора интеграции (24,2–39,3%).

Анализируя результаты исследования за эти годы, мы выяснили, что выделяется группа респондентов, имеющих более постоянное, чем другие, отношение к векторам интеграции — предприятия-экспортеры. Сделаем небольшое отступление в социологическую теорию. Как известно, общественные настроения являются этапом формирования общественного мнения и отличаются большей изменчивостью, то есть, условно говоря, представления индивида, которые основываются на знании предмета, называем мнением, а представления, сформированные под влиянием ощущений, внушений, впечатлений, формируют то, что мы называем общественными настроениями. Первое — более стабильное, второе — более восприимчивое к месседжам масс-медиа и может быстро изменяться. Отношение бизнес-кругов к вопросам европейской интеграции также можно разделить на настроение — более восприимчивое к изменениям и мнение — более стабильное. Выразителями последнего, по данным наших исследований, и является бизнес, который ведет экспортную деятельность. Представители этой прослойки лучше осведомлены о практическом измерении экономической интеграции. Именно среди предприятий-экспортеров, имеющих основных торговых партнеров на Западе, с 2006 г. по сей день неуклонно возрастает доля тех, кто приоритетным направлением экономической интеграции считает западное, и именно это является движущей силой роста доли европриверженцев среди бизнес-кругов. Результаты исследований на протяжении этого времени подтверждали и обратное: предприятия-экспортеры в Россию и страны СНГ чаще других выбирали восточное направление экономической интеграции как приоритетное для страны.

Однако на протяжении последних месяцев что-то изменилось в формировании делового мнения, результаты нашего специального опроса, проведенного в конце лета, подтвердили: мнение бизнесменов перестало зависеть от того, куда сейчас их предприятия экспортируют свою продукцию. Хотя среди наших респондентов-экспортеров почти 40% указали, что имеют основных торговых партнеров в странах Таможенного союза, и лишь 17,3% отметили, что их партнеры находятся в странах Европейского Союза, данные исследования свидетельствуют: все опрошенные, независимо от направления внешнеэкономической деятельности, благосклоннее относятся к Европейскому, чем к Таможенному союзу. 

Другим важным выводом исследования 2013 г. является тот факт, что украинский бизнес стремится к гармоничным отношениям с торговыми партнерами как на Востоке, так и на Западе, но при необходимости однозначного выбора тяготеет к западным правилам и стандартам. По данным исследования, примерно одинаковое количество опрошенных заинтересованы в гармонизации торгового законодательства Украины с соответствующим законодательством ЕС (45,7%) и Таможенного союза (43,1%). Однако в случае противоречий доля опрошенных, считающих, что украинское законодательство нужно согласовать с законодательством ЕС, почти вдвое превышает тех, кто склоняется к гармонизации законодательства со странами Таможенного союза (соответственно 27,2 и 16,3%). 

Результаты опроса свидетельствуют, что украинские предприятия заинтересованы в расширении торговли с ЕС и в этом направлении видят свои будущие рынки, в частности, подавляющее большинство опрошенных — 63% — заинтересованы в отмене пошлин при торговле с ЕС. 42% предпринимателей не определились с тем, согласны ли они отдать регулирование какому-то наднациональному органу. Доли согласных и несогласных с этим утверждением одинаковы — около трети опрошенных. Но среди тех, кто соглашается с этим, большинство — почти 80% — отдают предпочтение тому, чтобы условия для ведения бизнеса определяла Европейская, а не Евразийская комиссия. 

Результаты опроса также подтвердили факт нехватки специальных знаний у представителей бизнеса. Бизнес мало осведомлен не только о технических деталях торговых соглашений, но и мало знает о возможностях, открывающихся перед украинскими предприятиями в случае выполнения положений Соглашения об ассоциации с ЕС. Например, среди респондентов с предприятий легкой промышленности наибольшая доля, тех, кто не смог ответить на вопрос о заинтересованности или незаинтересованности своего предприятия в отмене ввозных пошлин для своей продукции в страны ЕС. Между тем легкая промышленность — одна из тех отраслей, которые могут выиграть больше всего именно от применения таких мер. И подобных примеров можно привести еще много.

Повышение осведомленности бизнеса о возможностях, предоставляемых Соглашением об ассоциации, и осведомленности общества вообще (это не было предметом нашего исследования, но аналогия здесь прослеживается) является залогом того, что шанс для бизнеса, шанс для страны, о котором сегодня так много говорят, будет успешно реализован, ведь для этого есть все возможности и предпосылки. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 8
  • Валентин Валентин 7 жовтня, 17:04 - показателен пример дерибана Греции со стороны США и ЕС. Вот что пишут - “Греция в 2010 году имела госдолгов около 329 млрд Euro. Затем получила пакеты помощи, первое частичное списание долгов перед частными инвесторами, затем списание части долгов перед иностранными государственными структурами. Несмотря на все пакеты помощи и списания долгов МВФ насчитал в 2013 г долгов на сумму почти 323 млрд Euro, ГОСДОЛГА! Достигнуто было не снижение греческого госдолга, а была проведена прежде всего замена кредиторов. Теперь Греция должна не коммерческим банкам, пенсионным и инвестиционным фондам и страховым компаниям, а странам ЕвроСоюза и МВФ. Именно бюджеты стран европейского союза выдали в этом отрезке кредиты Греции, скупили её государственные ценные бумаги и позволили тем самым вернуть проблемные долги частному капиталу. Т.е. спасли финансовых спекулянтов переложив все риски этой афёры на рядовых граждан-налогоплательщиков стран ЕвроСоюза. Совокупный государственный долг членов ЕС 8,7 триллиона Euro. Впереди ЕС ждет инфляция, девальвация” Другие страны ждет то же, если не хуже. - Также эксперты указывают, что “…в рамках ЕвроСоюза возникла еще одна проблема. Страны, которые (давно) входили в зону ЕВРО, неожиданно обнаруживали, что у них начинает исчезать “местная” промышленность. ..в странах, которые вступали в ЕвроСоюз в 1990-е годы происходили такие же процессы, но причиной уничтожения рентабельных предприятий была чистая политика. Результат — тотальная деиндустриализация.” согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно