Система международной безопасности за последние годы не раз подвергалась серьезным испытаниям, поскольку мир сотрясали экономические кризисы, социальные революции и естественные при этом военные конфликты. Эта система скрипела, шаталась, но все-таки держалась.
В моем представлении ее можно сравнить с многоуровневой иерархической системой. На вершине этой пирамиды (такая ассоциация весьма уместна) до 2000 года находились США. В первом десятилетии XXI века пирамида принимает усеченную конфигурацию, поскольку мощь, сила и влияние все больше перемещаются с Запада на Восток. Тем не менее, и в усеченном варианте на ее вершине на протяжении еще не менее 20 лет будут находиться только США, но уже в другом качестве.
Сегодня США - не гегемон, а просто мировой лидер, то есть, от глобального всемогущества они перешли к глобальному превосходству. Следует просто помнить, что политическая и экономическая системы США сконструированы так, что внутренняя стабильность в этой стране неразрывно связана с их доминированием в мире.
Да, есть порядка 17 трлн долларов национального долга, есть социальная несправедливость и неравенство, но есть и 600–700 млрд военного бюджета ежегодно и подавляющее технологическое превосходство в области создания ВВТ. И все же, несмотря на это превосходство, США все равно придется потесниться на усеченной площадке международной безопасности.
Ближе всего к ним находится Китай. (Эксперты прогнозируют, что Китай по ВВП догонит США уже к 2020 году, а не к 2030-му, как прогнозировалось ранее. Впечатляют цифры военного бюджета Поднебесной- в 2013 г. они приблизились к 110 млрд долларов, а в следующем году они окажутся больше, чем у восьми крупнейших стран НАТО, за исключением США).
Ниже Китая в иерархической пирамиде (а она асимметричная) находятся ЕС и Россия, затем Индия и Бразилия, а еще ниже мощные региональные центры, такие как ЮАР, Индонезия, Турция.
Я не могу описать всю мировую иерархию и определить в ней точное место Украины. Думаю, оно ближе к основанию пирамиды. В общем, это было бы неплохо, легче затеряться, если бы не одно "но".
В геополитике место государства определяют внешняя политика, международные отношения и географическое окружение. Так вот, с территорией нам не повезло. Мы оказались на изломе геополитических интересов России и Запада.
А поэтому, в каком бы направлении ни развивалась система международной безопасности, не существует такого сценария, при котором будущие риски и угрозы обошли бы Украину стороной. Почему я не упоминал существующие? Потому что пирамиду глобальной безопасности как бы опоясывали и делали ее устойчивой системы международных договоров: уставные документы ООН, Хельсинские соглашения 1975 года по безопасности и сотрудничеству. Для Украины дополнительно - Будапештский меморандум 1994 года, Большой договор с Россией 1997 года, Хартия об особом партнерстве с НАТО 1996 года. Все эти и многие другие международные соглашения Российская Федерация фактически дезавуировала.
Устойчивой остается только часть пирамиды, где сегменты объединены в военно-политические союзы. В целом же пирамида все больше напоминает Пизанскую башню. Упадет ли? Во многом зависит от развития российско-украинских отношений.
В свое время распад Югославии позволил развести страны по своим национальным квартирам с разным по масштабу применением оружия, но угрозы мирового конфликта не существовало, и о ядерном оружии никто не вспоминал.
Крымский кризис изменил ситуацию. Если несколько месяцев назад самыми горячими точками на планете считались Сирия, перманентно Иран и Северная Корея, то сегодня координаты мирового конфликта впервые проявились в Восточной Европе так, как это уже было и в 1914 и 1939 годах.
Аннексия Крыма и организация боевых действий на Юго-Востоке Украины со стороны РФ свидетельствуют о начале переформатирования постсоветского пространства силовыми методами и формирования новых границ РФ.
Украина сегодня тестовая страна для действующей стратегии президента Путина. Его план - создание новой России путем военного захвата территорий бывших советских республик. Поскольку Украина - первый этап, то от его развития зависит и дальнейшая коррекция действий Москвы.
Сегодня существует острая необходимость срочного создания новых правил безопасности в мире. Причины: 1) высокий риск применения оружия массового уничтожения одной из сторон конфликтов (петушиные голоса уже звучат в Государственной думе); 2) массовая гонка вооружений, появление большого количества региональных конфликтов и теневой переход к состоянию подготовки новой мировой войны.
Такая ситуация порождает необходимость созыва и проведения встречи ключевых государств (прежде всего США, Россия, Китай, ЕС) под условным названием "Ялта-2". Цель - определение логики в контексте безопасности относительно дальнейшего развития глобальной системы международных отношений. Например, не должно быть возврата к многополярному миру, в котором Россия - один из ключевых региональных игроков, но действует в условиях западной международной изоляции.
Поэтому, если "крымский механизм аннексии" не получит достойного ответа на уровне ОБСЕ, НАТО, ООН, а также отдельных мировых держав, начнется медленное погружение в неуправляемый хаос. И все это на почве экономических, социальных, экологических и сырьевых проблем.
Что следует делать?
Существующий каркас международной безопасности сегодня составляют: неэффективная ООН (из-за права вето в Совете безопасности), формализованная ОБСЕ (Россия не первый раз нарушает базовые принципы ее деятельности) и не определившаяся в своей глобальной стратегии НАТО.
Первым шагом реформирования существующей системы должно стать снятие права вето в СБ ООН. Украина как страна, распрощавшаяся с третьим по мощности ядерным потенциалом и сегодня столкнувшаяся с агрессией против собственной независимости со стороны ядерной державы-гаранта, имеет право стучать туфлей на трибуне ООН. Стучите, даже если не откроется.
Второе. Фиксация нерушимости существующих границ в Европе. Реформирование международной системы безопасности без четкой фиксации принципа нерушимости границ невозможно.
Третье. Нейтрализация неконтролируемого расширения клуба ядерных держав. Если Украина не получит полноценную компенсацию со стороны стран-гарантов Будапештского меморандума, в мире в ближайшем будущем появится до десятка новых ядерных держав.
Четвертое. Поиск новых рамок размещения военных контингентов в Европе. Система баланса обычных вооружений в Европе больше похожа на дисбаланс, перекосы налицо, особенно на границах Украины.
В целом для формирования новой системы безопасности западным странам следует максимально четко нарисовать руководству России возможные сценарии развития ситуации: либо перспектива реальной международной политической и финансово-экономической изоляции, либо возвращение России в международно-правовое русло с выходом на новые масштабные договоренности по глобальной безопасности.
Украинские интересы сегодня заключаются не во внеблоковости и не в возвращении к прямому участию в НАТО, а в инициировании и реализации на общеевропейском уровне механизма коллективной безопасности, в котором нарушителя ожидает мгновенный и ощутимый комплекс карательных мер и санкций.
И последнее, о чем не хотелось говорить, но хочется кричать. Еще в 2006 году на Украинском форуме в докладе "Безопасность 2010", рассмотрев все возможные сценарии - нейтралитет по-европейски, усиленный нейтралитет, внеблоковость, участие в военно-политических союзах, мы сделали вывод, что реализация любого из этих сценариев должна опираться на существующий уровень собственных вооруженных сил.
Но пацифистский туман в головах многих наших руководителей, бренд "нам никто не угрожает" и как следствие - финансирование по остаточному принципу привели к развалу и ВС, и ОПК. Сегодня отовсюду звучат набатные призывы, но деньги сдают на поддержание ВС в основном рядовые граждане. До сих пор не принят Государственный оборонный заказ. Все сказанное относится уже не к разгильдяйству, а к совсем иной статье Уголовного кодекса. И это наши собственные проблемы. Поэтому, принимая участие в переформатировании глобальной системы безопасности, мы должны решить эти проблемы в первую очередь.