ТРЕТИЙ — НУЖНЫЙ?

Поделиться
Далеко не все помнят, кто такой Фортинбрас. Это к лучшему. Фортинбрас — это третий. Пока один главн...

Далеко не все помнят, кто такой Фортинбрас. Это к лучшему. Фортинбрас — это третий. Пока один главный герой сомневается и колеблется, второй строит козни, стремясь удержать трон, и вместе они в упоении терзают друг друга, где-то рядом возникает третий. Он приходит, когда обоих противников остается унести со сцены, кого с почестями, кого без.

Такое случается не только в датском королевстве. Подобное происходит там, где оппоненты слишком увлечены собой и друг другом, чем до смерти надоедают всем, включая публику.

Не исключено, что и в нашем королевстве подобная ситуация возможна. Пока Ющенко со товарищи колеблются, а президентская команда увлечена тем, что строит оппозиции козни... Пока все это происходит, приближаются выборы. Между тем, обе играющие стороны, представленные властью и оппозицией, выдохлись во взаимном изматывании. Они уже успели изрядно разочаровать публику как имитацией игры в государство, так и отсутствием внятных сигналов о том, что будет в понедельник после выборов.

Граждане давно ничего не ждут от власти и уже устают от обещаний оппозиции. Но на сцену публика забираться не намерена: наверное, хорошо воспитана, в духе советских традиций.

Актеры устали, публика зевает и ждет, а вдруг на сцене появится новое лицо: «А вот и я, голосуйте за меня!»…

Последний общенациональный социологический опрос Центра Разумкова * дал следующий президентский рейтинг потенциальных участников действа: Виктор Ющенко — 21,4%, Петр Симоненко — 13,2%, Виктор Янукович — 7,2%, Юлия Тимошенко — 6,9%, Виктор Медведчук — 6,6%, Александр Мороз — 5,3%, Наталия Витренко — 5,2%, Сергей Тигипко — 2,9% (против всех перечисленных кандидатов голосовали бы 8,6%, не принимали бы участия в выборах 8,2%, затруднились с ответом 14,5%).

Все упомянутые в перечне представители власти открещиваются (пока) от участия в президентской гонке, зато лидеры оппозиции заявляют о своей решимости выйти на старт и победить. Как видим, никто из известных актеров не вызывает у публики бури оваций и восторженных криков «бис!»

Анализируемые в статье результаты социологического опроса позволяют предположить, какие сценарии и с участием каких актеров могут быть разыграны в открывшемся предвыборном сезоне.

Власть

Цель власти — удержаться, сохранить капиталы и получить возможность их приумножать. Для этого победа на главных выборах жизненно необходима. Варианты третьего срока Л.Кучмы либо продления его полномочий до 2006 г. здесь не рассматриваются как маловероятные при нынешних условиях. Победа же на выборах-2004 для власти выглядит очень призрачной с учетом следующих обстоятельств.

Уровень полной поддержки действий представителей власти крайне низок: Янукович — 8,8%, Медведчук — 6,4%, Литвин — 6,3%, Тигипко — 6%. Не дает повода для обоснованного оптимизма и их президентский рейтинг: Янукович — 7,2%, Медведчук — 6,6%, Тигипко — 2,9%, Литвин — 1,7%. Даже все вместе взятые они далеко не дотягивают до показателя Ющенко. С такими рейтингами потенциальные преемники Л.Кучмы не попадут даже во второй тур.

Как видно из таблицы 1, шансы провластных кандидатов победить на выборах респонденты оценивают невысоко: Янукович — 19,1%, Медведчук — 17,2%, остальные — еще ниже.

Большинство (53,1%) опрошенных, которые намереваются на выборах поддержать нынешнюю власть, полагают необходимым выставить от пропрезидентского лагеря единого кандидата. Однако практически половина (48,1%) активных сторонников власти, очевидно, как и сам Президент, определиться с достойным преемником не могут (см. табл.1). Чаще других в анкетах отмечают фамилии Януковича (18,4%) и Медведчука (16,7%), но указанные проценты говорят сами за себя.

Потенциал роста президентского рейтинга представителя власти в случае концентрации усилий на поддержке одного кандидата также невелик. Янукович и Медведчук, если исходить из сегодняшних оценок, могут достичь максимум 10%, Литвин и Тигипко — 7%, даже с учетом не определившихся со своим выбором граждан.

Кандидат от власти будет участвовать в президентских выборах в заведомо неблагоприятных для победы условиях. Принадлежность к власти, скомпрометировавшей себя как внутри страны, так и за ее пределами, пользующейся минимальным доверием граждан, — эти тяжелые гири могут потопить любого, даже вполне достойного претендента. Кандидату придется, хотя бы для видимости, как бы дистанцироваться от власти, позволять себе критику в ее адрес.

Кстати, вопрос единого кандидата является непростым не только в плане выбора конкретной персоналии, но и в смысле ее поддержки конкурирующими финансово-промышленными группировками. Не факт, что назначенный Президентом преемник автоматически получит в свою поддержку имеющийся в их распоряжении финансовый, организационный, медийный и прочие ресурсы.

Власть максимально заинтересована в том, чтобы не допустить консолидации оппозиции. Ей выгодно, чтобы от оппозиции в выборах участвовало как можно больше кандидатов. Не исключено стимулирование президентских амбиций лидеров второго эшелона — Грача, Тарасюка (будущего лидера НРУ). Есть, кстати, Витренко, Кононов и другие партийные лидеры, с которыми власть может достичь понимания.

Вполне понятно, что стандартный набор ресурсов поддержки кандидата от власти — подконтрольные СМИ, бюджет, госаппарат, в том числе на уровне регионов — на главных выборах будет не столь эффективен, как это было в марте и июле прошлого года. Провластные СМИ себя дискредитировали, им мало доверяют, а потому медийная поддержка, прежде всего центральных телеканалов, не даст значимого результата, более того — может даже навредить.

Понимая, что контроль за расходованием бюджетных средств будет жестким как никогда, будут искать (думаю — уже ищут) и другие источники финансирования — доходы от масштабной контрабанды наиболее ходовых товаров широкого потребления, деньги финансово-промышленных групп поддержки (в том числе полученные от теневой приватизации и передачи предприятий в управление), российский капитал, криминальные «общаки» и т.п.

Поддержка губернаторов, которых и новый президент будет назначать (снимать) даже в случае поддержки парламентом конституционной реформы в варианте Леонида Даниловича, не будет безоговорочной. Беспокоясь о личном будущем после 2004 г., губернаторы будут кивать головой в знак согласия, но яйца аккуратненько раскладывать в разные корзины.

Теоретически власть может совершить чудо, эдакий сверхмощный экономический рывок, который настолько вдохновит граждан, что они кардинально пересмотрят свое к ней отношение. Можно попробовать создать дополнительно пару миллионов рабочих мест, хотя бы для сезонных работ, погасить задолженности, значимо поднять зарплаты и пенсии. Теоретически — поскольку вся предыдущая практика нынешнего руководства не свидетельствует о реалистичности подобных планов.

Некоторый, хотя вполне понятно, ограниченный эффект даст реализация планов по установлению «патроната» над неправительственным сектором (аналитические центры, социологические службы), влиятельными политологами и журналистами — с целью создания благоприятного для власти информационного фона избирательной кампании. В одних случаях это будет предложение более выгодных условий финансирования, в других — давление со стороны обширного перечня контролирующих и надзирающих госструктур.

Что еще остается? Пробовать копировать опыт оппозиции — еженедельно ездить по всем регионам, выступать в коллективах, непосредственно беседовать с людьми. Но проблема состоит в том, что власти не с чем выходить к народу. Кроме раздачи крупы, обещаний заасфальтировать дорогу либо газифицировать сельскую улицу, перебрасывая подконтрольные бюджетные ресурсы с одного округа в другой. Но крупы на всех не хватит, равно как и асфальта, и газа. Остаются слова, чаще пустые. Рапорты о безудержном росте ВВП и стабильной гривне народ не впечатляют. С одной стороны, ВВП или, как раньше говорили, «закрома Родины» — это далеко и малопонятно, с другой — стабильность гривни большинству населения трудно по достоинству оценить ввиду отсутствия гривни в кармане, даже для покрытия минимальных расходов семьи. В то же время люди видят, как быстро возрастает уровень благосостояния власти и как беспросветно беднеет народ. И его не обманешь.

Медведчук недавно заявил, что все будущие политические баталии власть выиграет, однако в отношении президентской кампании его оптимизм разделяют не многие даже во властных структурах. При сохранении нынешней политики и нынешних тенденций власть обречена, никто из ее претендентов не выйдет во второй тур. Может сложиться уникальная для Украины ситуация, когда власть между первым и вторым туром получит возможность пополнить когорту незаинтересованных наблюдателей и на фоне упаковки чемоданов сосредоточиться на обеспечении прозрачности и демократичности выборов.

Уникальность ситуации может состоять и в другом: не исключено, что после длительной войны на поражение Президент таки будет вынужден поставить на Ющенко, если операция «преемник из числа своих» завершится ничем. В принципе Виктор Андреевич мог бы оправдать доверие и надежды Л.Кучмы, как-никак он его дважды спас от реальной отставки в прошлом, да и в будущее смотрит с пониманием и без остервенения.

Приведенные в статье расклады и оценки имеют право на существование лишь на случай проведения более-менее «нормальных» выборов. Грязные политтехнологии и подконтрольная нынешней власти государственная машина могут внести в них существенные коррективы. Единственный шанс власти обеспечить победу открыто выдвинутого и поддерживаемого ею кандидата — тотальное применение админресурса во всех его проявлениях, не исключая снятия кандидатуры Ющенко за два часа до окончания кампании решением какого-нибудь местного суда.

Мы понимаем, какое будущее ждет страну в таком случае, об этом было сказано и написано достаточно, в том числе на страницах «ЗН». Власть тоже должна понимать, что победа таким путем не останется для нее без последствий. Речь не о том, что еще больше углубится пропасть между государством и его гражданами, на это власть никогда особо болезненно не реагировала. И не о том, что без нас уйдут европейские и евроатлантические поезда (ЕС и НАТО) вместе с их ценностями, нормами и высокими стандартами жизни. Запад уже сегодня, пока на неформальном уровне, начинает посылать сигналы предостережения: президентская кампания в Украине (не голосование, а именно кампания) будет происходить под жестким контролем со стороны пула западных государств. А потому победа таким путем не будет засчитана их арбитрами, такие выборы не будут признаны легитимными, а победивший таким образом президент может оказаться надолго изолированным от общения с лидерами уважающих себя демократий.

Оппозиция

Цель оппозиции — получить власть, и все четыре ее лидера (Ющенко, Симоненко, Тимошенко, Мороз) заявляют о своей готовности это сделать. Каждый из них говорит о наличии конструктивной программы действий, равно как и о команде, способной реализовать программу. Впрочем, оба эти утверждения для многих далеко не бесспорны.

Опросы показывают, что доверие к оппозиции не растет, скорее падает, нарастает разочарование. Деятельностью оппозиционных фракций в парламенте не удовлетворены 55,1% опрошенных (в отношении пропрезидентского большинства оценка еще жестче — 65%). Впрочем, в части законотворчества оппозиция действительно работает активнее: ее представители подготовили 1310 законопроектов — против 908, инициированных большинством.

Народ все менее склонен поддерживать акции протеста, инициированные оппозицией. В эффективность таких акций не верят и сами лидеры оппозиции, что, впрочем, не мешает им оптимистично заявлять об участии в акции 9 марта только в Киеве 200 тысяч человек (успехом можно будет считать цифру вдесятеро меньшую).

Не имея доступа к СМИ, оппозиция вынужденно приобрела опыт непосредственного общения с народом. Но дважды приезжать на митинги в один и тот же город ей уже не с чем: нет новых идей, нет значимых результатов, нет новых лиц, наконец. Падение интереса граждан к таким встречам было заметно в сентябре прошлого года на фоне малоуспешных попыток оппозиции организовать ежедневное общение с киевлянами на Площади Независимости. Оппозиция, как и власть, приезжает на митинги в роскошных «джипах» и «мерседесах», в дорогих костюмах (явно не по декларируемым доходам), и это не остается незамеченным участниками акций.

По зову сердца на митинги протеста приходят немногие. Если власть обеспечивает нужное число участников акций с помощью госчиновников, то оппозиция вынуждена прибегать к финансовым вливаниям. Если этого не делать, даже первые лица не соберут на митинг в глубинке более 500—1000 человек, преимущественно пожилых коммунистов либо уж очень политически активных граждан. На организации «общения» с народом многие научились делать бизнес.

Оппозиция постоянно просит у власти прямой телеэфир. На месте власти я бы выделил лидерам оппозиции два часа в день прямого эфира, это беспроигрышный шаг. Боюсь предположить точно, но где-нибудь на четвертый-пятый день народ перестал бы это смотреть. Думаю, дольше других слушали бы Тимошенко и Мороза, но тоже недолго. Позиции Симоненко всем известны и уже достаточно давно, он будет вынужден повторяться. Что касается Ющенко, то он либо не имеет, либо имеет, но не высказывает открыто своей позиции по важным для народа вопросам. Правда, Виктор Андреевич повторяться не будет — трудно повторить импровизированные непонятно-заумные сентенции. Ющенко уже не понимает не только народ, но перестали понимать журналисты, эксперты и даже ближайшие соратники.

В феврале оппозиция подготовила законопроект о себе самой, которым предусмотрено узаконить теневое (оппозиционное) правительство. Боюсь, что многие испытают разочарование, увидев список теневых министров, обещанную новую команду. Не говоря уже о том, что дележ будущих портфелей может расколоть оппозицию задолго до победы на выборах.

Неудивительно, что признак оппозиционности кандидата, по данным опроса, лишь для 28,4% будет определяющим в выборе граждан на президентских выборах. Для 37,3% факт оппозиционности (не оппозиционности) кандидата не имеет никакого значения, еще 5,8% поддержат кандидата, который открыто не поддерживает ни оппозицию, ни действующего президента — итого 43,1% индифферентных по отношению к оппозиционности (еще 11,3% точно поддержат представителя власти; 17,2% затруднились ответить).

Уровень полной поддержки действий лидеров оппозиции превышает показатели представителей власти: Ющенко — 22,1%, Симоненко — 14%, Тимошенко — 11,4%, Мороз — 10,2%. В президентском рейтинге стартовые условия оппозиции также более предпочтительны: Ющенко — 21,4%, Симоненко — 13,2%, Тимошенко — 6,9%, Мороз — 5,3%.

Как видно из таблицы 1, среди четырех лидеров оппозиции больше шансов победить на выборах, по мнению респондентов, имеет Ющенко (43,8%), шансы остальных оцениваются заметно скромнее: Симоненко (15,5%), Мороз (6,8%) и Тимошенко (6,3%). Таким образом, почти половина всех опрошенных, независимо от их собственных предпочтений (власть или оппозиция), видят в Ющенко реального претендента на пост главы государства.

Подавляющее большинство (68%) граждан, имеющих намерение поддержать на выборах оппозицию, убеждены в необходимости выдвижения от четырех оппозиционных сил единого кандидата. В качестве такового чаще других резонно называют Ющенко — 37,7% (см. табл. 1).

Расчеты показывают, что президентский рейтинг Ющенко может возрасти с нынешних 21,4% до 30% (за счет части электората Тимошенко — на 3,8%, Мороза — 2,4%, Симоненко — 2,4%). Даже с учетом не определившихся со своим выбором, в первом туре Ющенко, как единый кандидат от оппозиции, сегодня не смог бы победить — его максимальный показатель составляет 35%. Для сравнения: Тимошенко, в случае если ее поддержат Мороз и Симоненко, могла бы сегодня набрать порядка 11%. Если Мороз снимет свою кандидатуру в пользу Симоненко, то за лидера КПУ готовы проголосовать до 17%.

Таким образом, при сохранении нынешних тенденций, победить в первом туре никому из представителей оппозиции не удастся, а потому ее главной задачей будет не допустить выхода во второй тур кандидата от власти. Поскольку для Ющенко выход во второй тур практически гарантирован, в интересах оппозиции (и лично Ющенко) — обеспечить в первом туре поддержку Симоненко (это возможно за счет электората Мороза, который, очевидно, вряд ли выставит свою кандидатуру — третье поражение стало бы несправедливым финалом для политика его масштаба). Тимошенко, которой выйти во второй тур будет трудно, не имеет широкого поля для маневра в рамках «четверки». Маловероятно, что она снимет свою кандидатуру в пользу коммунистов, а потому почти обречена на договоренности с Ющенко.

Ресурс оппозиции: потенциал недовольства действующей властью; значимый багаж позитива, накопленный Ющенко в период премьерства и Тимошенко на постах вице-премьера и председателя бюджетного комитета ВР; относительно высокий и стабильный президентский рейтинг Ющенко и Симоненко; возможность поддержки Ющенко донецкими.

Испытания для оппозиции — готовность и способность ее лидеров к согласованным действиям; запланированный на осень тест на «пророссийскость» Ющенко (позиция его блока касательно газотранспортного консорциума и Единого экономического пространства).

Абсолютно обоснованными являются претензии оппозиции к действующей власти. Такую власть действительно нужно менять. В принципе, не столь важно, на кого персонально нужно поменять Л.Кучму. Важнее другое — власть должна обновиться по сути. Новый лидер должен убедительно показать всем (народу, старой власти и, главное, власти новой), что так управлять страной нельзя, это неприемлемо и наказуемо.

Несомненно, нужно менять и систему власти. Трудно не согласиться с Ющенко, который не хочет, чтобы его дети зависели от президента, даже если тот очень добрый. Однако, Виктор Андреевич в течение года почему-то не внес на рассмотрение парламента законопроект о перераспределении (ограничении) президентских полномочий, более того — он, видимо, до сих пор четко не определил свою позицию по этому вопросу и предпочитает уклончиво отвечать на прямые вопросы журналистов.

В любом случае, независимо от исхода выборов, свою позитивную роль лидеры оппозиции (Тимошенко, Симоненко, Мороз) уже сыграли. Благодаря их усилиям, и в первую очередь Юлии Владимировны, за последние полтора-два года и в практику политической борьбы, и в сознание народа удалось внедрить представление об оппозиции как жизненно важном институте государства. И за это им должны быть благодарны не только все мы, граждане страны, но и представители нынешней власти, которые завтра или послезавтра, обязательно окажутся в оппозиции.

Исчерпала себя власть, но близка к этому и оппозиция. В предстоящих баталиях по вопросу о политической реформе эта тенденция усугубится. Ловлю себя на мысли, что, заполняя опросную анкету из предложенных кандидатов в президенты, скорее всего, поставил бы крестик в графе «против всех» — за власть голосовать не буду точно, но и среди нынешних лидеров оппозиции спасителя нации не вижу. Как не видят ни в одном из них будущего Президента Украины ни в Москве, ни в Варшаве, ни в Берлине, ни в Вашингтоне.

Народ

А теперь давайте посмотрим на таблицу 2. Приведенные в ней цифры вопиют о конституционном и правовом невежестве населения (к слову, именно с ним Президент решил обсудить сложные конструкции реформы Основного Закона). Правда, те же цифры свидетельствуют, что декларативный источник власти интуитивно неплохо разобрался в том, как распаевана власть в Украине и по праву отвел себе вполне адекватное реальной картине место. Но время от времени небожители обязаны «проходить через урну», и это, пожалуй, единственная реальная возможность населения ощутить себя источником власти.

Для граждан Украины эти выборы будут другими. Время веры в будущие свершения загадочных избранников во имя народа ушло. Во власти побывали все нынешние претенденты и о каждом из них есть возможность судить по делам. Вместе с доверием на слово ушло доверие к лозунгам и программам. Отчасти избирать будут, оценивая свершенное, отчасти — не свершенное: ошибки, злоупотребления, аферы…

Настроение людей в день выборов предугадать не трудно — оно определяется реалиями их жизни, о которых сказано много. Обозначим только две, но фокусные, в которых сосредотачивается и итожится все остальное, — бесправие и отсутствие социальной перспективы. Подавляющее большинство граждан уверены, что в стране не соблюдаются их основные, жизненно важные конституционные права: на труд и возможность своим трудом зарабатывать на жизнь (78,5%); на достаточный жизненный уровень свой и семьи (89,9%); на здравоохранение (80%); на социальную защиту (78,2%); на жилье (74,7%); на образование (71,1%). 76% граждан не видят сейчас перспективы в Украине для себя; 68,2% — и для своих детей, не будучи уверенными в том, что, живя в родной стране, они будут защищены от посягательств на их права и свободы. Каждый пятый (20,8%) украинец не уверен в том, что его дети будут благодарны ему за то, что он дал им жизнь.

В своих несчастьях люди большей частью оправданно обвиняют власть. И не потому, что они патерналисты, в чем власть обвиняет каждого, кто претендует на помощь государства. В конце концов, налогоплательщики нанимают власть именно в помощь себе. Кроме того, помощи в виде субсидий, выплат и льгот ждут только 15,6% граждан, и то — только для малообеспеченных (вспомним, что бедных, даже по официальным данным, у нас значительно больше). Остальные ждут рабочих мест (19,4%), нормального уровня зарплат (54,6%), нормальных условий для предпринимательства (5,0%), кредитов на нормальных условиях (3,2%). Власть этого обеспечить не смогла. Да и не стремилась. Слишком долго нищающий народ наблюдал бурный рост благосостояния власти, слишком долго его держали за болвана в польском преферансе, то успокаивая очередными обещаниями, то пугая очередным врагом реформ: левыми, парламентом, западными советниками...

Власть сделала все, чтобы вызвать у подавляющего большинства своих граждан устойчивое неприятие. Поддержка действий центральных органов власти на протяжении последних лет не поднимается выше 5—8%. Доверия к власти нет, уважения — тоже. Народ отчужден от власти предельно, влияния на нее не имеет, источником таковой себя не считает. 83,7% граждан уверены, что не имеют ни малейшего влияния на центральную власть, 79% — на местную; 86,2% — не чувствуют себя хозяевами своего государства; лишь 3,5% — полагают, что им реально принадлежит власть в Украине.

Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство граждан страны не хотят видеть будущим президентом страны кандидата от власти. Прежде всего — ныне действующего Президента. 81,6% опрошенных не поддержали бы внесение изменений в законодательство, которые позволили бы избрание Л.Кучмы президентом на третий срок подряд; 77,8% — негативно отнеслись бы к выдвижению его кандидатуры на выборах-2004, даже если этому были бы изобретены законные основания; 69,6% — поддержали бы добровольную отставку Л.Кучмы.

За любого другого кандидата, которого поддерживает действующая власть, обязательно намерены голосовать лишь 11,3% будущих избирателей.

Оппозиция, со своей стороны, сделала немало, чтобы народ перестал реагировать на ее призывы и акции, заканчивающиеся ничем. На парламентских выборах электорат выразил доверие не провластным силам. От своих избранников он ждал побед, свершений и свержений. Не дождался. Причины тому были и объективные, и субъективные. Но разве в отсутствии критической массы независимых СМИ в стране простой человек может в этом разобраться? После выборов прошел год, но люди по-прежнему не ощутили реальной надежды на улучшение ситуации. Ее не смогли дать ни власть, ни оппозиция.

В результате, рейтинг доверия власти так и остался ниже плинтуса, а уровень поддержки акций протеста оппозиции снизился — с 42,9% в августе прошлого года до 38,7% в феврале текущего. Готовность к участию в подобных акциях, не особо высокая и в сентябре, сейчас составляет лишь 7,2%. А если учесть, что в сентябрьских акциях действительно приняли участие менее трети (31,1%) намеревавшихся...

Народ недоволен жизнью и властью, он не особо доволен оппозицией, но при этом молчит. Ни сам по себе, ни под знаменами оппозиции кардинальных действий он предпринимать не намерен. Вместе с тем 31 марта прошлого года мы убедились, что сказать свое веское слово граждане способны. Однако, народ будет услышан только и исключительно в том случае, если выборы будут выборами, а не тотальной админресурсной фальсификацией. Сегодня люди не верят в честные выборы будущего президента: лишь 20,8% считают, что они будут демократичными; более половины (51%) уверены в обратном.

Всем понятна цена этих выборов. Она эквивалентна не одной судьбе, не пяти годам президентского срока, а как минимум трем-четырем пятилеткам нашей с вами жизни. Избирательный бюллетень — это билет на поезд, который может отвезти в цивилизованное будущее, а может — в какое захотите прошлое: советское, лубочное, коррумпированное. Дать возможность людям выбрать путь самостоятельно, не позволить админресурсу и циничным политтехнологам загнать граждан в теплушки и товарняки, идущие в нужном кому-то направлении, — вот основная задача всех, кому небезразличны предстоящие выборы. Разговор о том, как обеспечить их прозрачность и демократичность, еще впереди, но надолго откладывать его нельзя, чтоб еще раз не вышло «…как всегда».

Вопрос о качестве выборов чрезвычайно важен, но не менее важен и вопрос о качестве выбора. Как уже отмечалось, свои поклонники есть у нынешней власти (11,3%), существенно больше их у оппозиции (28,4%), но остальные-то 60,3% со своим героем до сих пор не определились и пребывают в ожидании его выхода на политическую сцену.

Третья сила

Сразу оговоримся: не факт, что дождутся. Однако масштабная ниша, в которой может появиться претендент под условным названием «третья сила» или «темная лошадка», существует. Она была нащупана и во время парламентских выборов, однако была бездарно использована КОПами, «Жінками за майбутнє» и прочими перспективными генерациями. Да и сама ниша была поуже, порядка 30—35%, поскольку на парламентских выборах оппозиция, и в первую очередь «Наша Украина», авансировалась народным доверием. На выборах президентских они уже будут оцениваться.

Рассчитывать на то, что население само выдвинет из своих рядов нового лидера, которому обеспечит вотум доверия, вряд ли стоит. Гражданское общество в Украине развито не до такой степени, да и наиболее активные граждане уже сосредоточены в политических лагерях — власти или оппозиции. Активным поиском третьего кандидата могут заняться несколько сил, причем как внутренних, так и внешних.

На первый взгляд, никто во власти и в оппозиции не заинтересован в появлении еще одного, тем более мощного конкурента. Однако и в оппозиции, и во власти есть силы, которые в случае выдвижения единого кандидата (от каждого лагеря), окажутся аутсайдерами и не смогут оказывать желаемого влияния на будущего президента. В такой роли могут оказаться некоторые партии, входящие в оппозиционные блоки, или некоторые финансово-промышленные группы, составляющие президентский пул. Удачно найденный кандидат, способный отвечать чаяниям «бесхозного» электората, способен качественно изменить положение тех, кто сейчас находится в тени более удачливых и харизматичных, либо состоятельных и приближенных коллег.

Если говорить о внешних факторах, то в наибольшей степени небезразлична к результатам президентских выборов в Украине соседняя Россия. Кремль решает вопросы с Банковой и вроде бы проявляет готовность поддержать того, кто будет назван преемником. Однако в Москве не доверяют безоговорочно украинскому Президенту, не поддерживают вариант его третьего срока, не видят гарантированных потенций обыграть Ющенко, а среди известного перечня потенциальных преемников пока не нашли того, кто способен не обещать золотые горы, а внятно с Кремлем о чем-то договориться и твердо соблюдать договоренности. Не в восторге Москва и от Виктора Андреевича: на всякий случай заигрывает с ним понемногу, но не любит.

В принципе, в России не без оснований считают, что имеют достаточно рычагов, чтобы заставить любого украинского президента себя уважать. И тем не менее, политтехнологическим взглядом Москва шарит по Украине в поисках того, кому она могла бы результативно помочь прийти к власти в стратегически важном для нее государстве. Россия готова к работе с конкретным договороспособным кандидатом.

В гораздо меньшей степени к этому склонны Соединенные Штаты. Зато они выражают готовность, в отличие от прошлых выборов, более серьезно подойти к осуществлению жесткого мониторинга избирательной кампании и собственно процесса волеизъявления. Они знают цену украинской власти и не в восторге от кандидатов, представляющих оппозицию. Человека, которого бы в Америке считали потенциальным спасителем Украины, в Вашингтоне не видят. Но нельзя исключать, что они его ищут или станут искать с приближением выборов.

Даже при условии практически тотального контроля власти и оппозиции (в меньшей степени) над СМИ, мощного противодействия обоих лагерей появлению «третьего» кандидата, возможных противоречий в позициях США и России по этому вопросу, электоральный фактор, терпение которого еще длительное время будет проверяться и властью, и оппозицией, может сыграть свою неожиданную и, не исключено, решающую роль.

Представители обоих лагерей, в принципе, соглашаются с тем, что время для раскрутки кого-то третьего еще есть. Более того, люди во власти уже ищут вариант проходного кандидата, за которым можно спрятаться и сохраниться после 2004г. Поэтому существует угроза лже-«третьей силы» (варианты — силовик, губернатор, молодой реформатор и т.п.). Оппозиция свои цели не намерена маскировать, но лидеры ее второго эшелона тоже прорабатывают запасные варианты на случай, если их первые номера утратят шансы или инициативу.

Однако, сегодня вопрос без ответа один: кто этот человек? Кто способен привлечь симпатии электората, не представляя при этом ни нынешнюю власть, ни нынешнюю оппозицию? Кто имеет достаточно незапятнанное прошлое и способен убедительно сказать что-то новое о будущем? В ком Россия увидит человека слова, а Америка — человека дела?

Спрос на кандидата от условного, равноудаленного от власти и оппозиции, центра существует. В условиях рыночной экономики спрос неизбежно рождает предложение. Мы пока живем в стране с переходной экономикой и переходной политикой. Предвыборный политический рынок еще имеет запас времени на реагирование и он не так уж мал. Осень — время театральных премьер. Подождем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме