ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДОЛЬШЕ БУДЕШЬ?

23 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 23 января-30 января 2004г.
Отправить
Отправить

Что будет с Виктором Януковичем? Ответ на вопрос, от которого во многом зависит расстановка полити...

Что будет с Виктором Януковичем? Ответ на вопрос, от которого во многом зависит расстановка политических сил в стране до, во время и после президентских выборов, все так же неясен, как и год назад, когда донецкий губернатор выбился в премьеры. С одной стороны, вопреки прогнозам, он успешно пережил 2003 год. С другой стороны, вызовы этого года выглядят намного серьезнее. Правящая коалиция или выдвинет Януковича на пост нового Президента, или задвинет его в угол. Другого пути для человека, занимающего премьерское кресло в год выборов, не существует. Чтобы выиграть, Янукович должен стать ключевым политиком власти, переняв у Леонида Кучмы умение разводить и подавлять невыгодные альтернативы и научившись у Виктора Медведчука связывать остальных взаимными интересами. Затем ему предстоит превзойти Виктора Ющенко в способности нравиться населению. Сможет ли премьер достичь таких результатов? Как он планирует это сделать? Пока это непонятно. Как и в прошлом году, Янукович ставит на осторожную тактику «тише едешь — дольше будешь».

Янукович не смог повторить достижение Ющенко, который за один год работы премьером завоевал репутацию, служащую ему до сих пор. Нынешнему главе правительства тоже вроде бы есть чем хвалиться. После замедления в период премьерства Анатолия Кинаха рост экономики в 2003 году составил 8,5% — вдвое больше по сравнению с предыдущим годом, при худшем урожае. По данным правительства, средняя зарплата за прошлый год выросла на 23%, что почти совпало с обещанным программой Кабинета Януковича 25-процентным приростом. Правда, этот среднестатистический рост население почему-то не почувствовало, а потому в ходе социологических опросов в большинстве своем экономическую политику правительства Януковича по итогам года оценивает негативно. Наполнив бюджет, правительство повысило зарплату служащим бюджетных организаций и частично выплатило им долги за прошлые годы. Кабинет Януковича сделал то, что его предшественники обсуждали: он снизил налоги для компаний и граждан, начал адаптировать к капиталистическому образу жизни советскую систему пенсионного обеспечения.

Проблемой Януковича стало то, что за прошедшие три года после премьерства Ющенко страна ушла вперед. Стоящие перед ней задачи усложнились, а требования к умению их решать возросли. С каждым годом экономического роста его стимулирование стает все более трудным делом. Если бы не повышение цен на металл и падение доллара, ставших, по оценке Международного центра перспективных исследований, одними из ключевых причин экономических успехов Украины, результаты прошлого года были бы менее значимы.

Отдельные удачные шаги правительства блекнут на фоне несделанных или сделанных в неправильном направлении. Так, реформа социального обеспечения, ориентированная на переход к адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения, остановлена правительством из-за низкой популярности предлагаемых решений и неумения работать с общественным мнением. Отраслевые реформы, способные дать мощный импульс экономическому росту, вообще не начинались. Хотя проблемные сектора, такие как энергетика и сельское хозяйство, требуют неотложного изменения правил игры. Исключение составила лишь угольная промышленность, где был подготовлен план наведения порядка государственной рукой, включая повышение цен на продукцию, необходимое для прекращения дотирования других отраслей.

Правительство очень мало сделало для улучшения бизнес-климата — ключевого фактора развития экономики. Кабмин не занимается проблемами регулирования монополий, защитой прав собственности и стимулированием конкуренции. Напротив, дележ крупных заводов между узкой группой близкого к власти бизнеса снизил эффективность приватизации, еще более увеличив концентрацию в промышленности. А предпринятые правительством административные меры по сдерживанию роста цен на продовольственные товары больно ударили в первую очередь по небольшим компаниям.

Почему Кабинет Януковича серьезно не занимается экономическими реформами, которые могли бы привести страну к рекордным темпам развития, наградив их авторов признанием сограждан? Дело не только в недостатке знаний у членов нынешнего Кабинета. Многие важные решения давно разработаны, они пылятся в составленных на западные гранты концепциях и рекомендациях. Проблема в том, что правительство не готово их принимать. Реформы в отраслях, а тем более улучшение общеэкономической среды, требуют, чтобы Кабмин шел по мозолям крупного бизнеса и региональных элит, составляющих правящую коалицию. Даже если бы он на это решился, в нынешней ситуации они скорее бы станцевали на крышке его гроба.

Янукович этого не хочет. Заняв кабинет на Грушевского без необходимых навыков руководства на общегосударственном уровне, без собственного видения, плана первоочередных приоритетных шагов, без эффективной команды, он сделал осторожность своим главным оружием. Если премьер Ющенко больше думал о том, что нужно сделать, премьер Янукович ограничил свое поле раздумий тем, что он может сделать. С этой точки зрения действия правительства, которое критикуют за некомплексную и противоречивую политику, премьеру представляются логичными и последовательными. Янукович согласился на снижение налогов и реформу пенсионной системы, потому что за это выступали остальные члены коалиции, включая ее лидера Леонида Кучму. Как только это создало угрозу наполнению бюджета-2004 и вызвало протесты недоверчиво настроенного населения, обе реформы были остановлены правительством. Премьер поддержал оживление приватизации, отвечающее интересам Виктора Пинчука, Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Сергея Таруты и Александра Ярославского, но не хочет даже думать о борьбе за ее прозрачность и справедливость. Янукович решился на некоторые шаги в реформировании угольной отрасли, имея рычаги влияния на недовольных в своем регионе, но он опасается связываться с могущественными владельцами других отраслей.

«Не раздражать Президента», «не портить отношений с участниками коалиции», «ограничить возможности оппозиции» — вот три правила, которым подчинены политические решения Януковича. После неосторожных заявлений в прошлом году премьер зарекся говорить о своем участии в президентских выборах: как заклинание он повторяет удобную фразу, мол, все, о чем он думает — это выполнение правительственной программы. Премьер безоговорочно поддержал поправки в Конституцию, невыгодные для человека, желающего стать президентом. Даже 70-процентный рост фракции «Регионы Украины», который отчасти можно назвать политическим приобретением Януковича, достигнут осторожными методами, сильно не обидевшими остальные группы большинства. Внешне выглядит так, что Янукович не только не имеет штаба и команды, способной вести избирательную кампанию, но даже не принял окончательного решения о своем участии в ней. Знающие же люди полагают, что это не совсем так: премьер уже давно думает о главном кабинете страны, а отдельные члены его команды озабочены ростом президентского рейтинга Януковича не меньше, чем успехами его правительства, и плотно сотрудничают с российскими политтехнологами.

Осторожной тактики премьер намерен придерживаться и в текущем году. Планируемые им экономические решения отвечают трем критериям: минимальная политическая опасность на случай неудачи, благожелательное отношение населения и непротивление партнеров по коалиции. Речь идет об амнистии нелегальных доходов, реформе жилищно-коммунального хозяйства и продолжении угольной реформы. Первая инициатива, по расчетам, должна стать стимулом легализации теневой экономики, улучшить показатели роста ВВП и доходы бюджета (расчеты, отметим, не очень убедительны — при нынешнем уровне доверия к власти и политических рисках вряд ли они оправдаются). Вторая инициатива призвана улучшить катастрофически плохой уровень сервиса, предоставляемого коммунальными службами, повысить эффективность бюджетных дотаций в этот сектор. Создание централизованного рынка угля, по замыслу правительства, должно повысить рентабельность шахт и размер выплат шахтерам. Кроме того, среди приоритетов Януковича — максимальное наполнение бюджета, необходимое для аккуратной выплаты и, если удастся, повышения зарплаты бюджетникам, что было бы очень своевременным шагом власти аккурат под президентские выборы. Это означает, что большая приватизация продолжится и, скорее всего, перед выборами достигнет рекордного за последние годы масштаба — по валовым показателям, хотя понятно, что продавать предприятия будут по цене, намного ниже их реальной стоимости. Кроме того, премьер хочет согласовать с оставшимися участниками переговоров условия вступления Украины в ВТО. Оно произойдет не ранее 2005 года, но политическим эффектом, в случае успеха переговоров, Янукович сможет воспользоваться уже в этом году.

Опыт прошлого года говорит о том, что правительству будет сложно реализовать намеченное, особенно реформу ЖКХ. Она требует большой пропагандистской работы с населением, привлечения мелкого и среднего бизнеса, и поддержки региональных властей. Пока Кабинету Януковича плохо удавалось добиваться этих составляющих современной политики. Кроме того, премьер рискует столкнуться с другой, куда более масштабной проблемой: коалиция может перестать в нем нуждаться.

Год назад Януковича вознесли вверх две причины: желание Кучмы и Медведчука скрепить силой созданную коалицию, в первую очередь, ее донецкое крыло, на которое имел виды Ющенко, и необходимость подстегнуть останавливающуюся экономику. Янукович смог помочь решению и той, и другой задачи, заслужив право остаться в премьерском кресле до 2004 года. Но сейчас обстоятельства могут измениться. До голосования Верховной Радой за новую модель власти в окончательном чтении премьеру мало что грозит. Президент и глава его администрации вряд ли решатся начинать новую большую игру до завершения важнейшей для них игры в политическую реформу. Но после голосования риски отставки Януковича возрастут.

Сосредоточив усилия на поддержании благожелательного отношения к себе со стороны Президента и сил коалиции, Янукович не смог заслужить особых симпатий населения. В этом смысле осторожность сослужила ему плохую службу: за девять месяцев до выборов перспективы победы в более-менее честной борьбе очень сомнительны. И все же среди остальных кандидатов от власти стартовый рейтинг Януковича — наивысший. Но это не гарантия, что именно на премьера будет сделана окончательная ставка.

Уязвимым местом Януковича является ослабление его связей с группой донецких политиков и бизнесменов, в качестве выдвиженца которых он получил пост премьера. Стремясь установить контакты со всей коалицией, Янукович не мог в своей деятельности лоббировать интересы только донбасского бизнеса. Это позволило премьеру год продержаться в кресле, но уменьшило стимулы поддерживать его далее для Ахметова, Таруты или Ефима Звягильского, не говоря уже о Геннадии Васильеве, стремительно делающем самостоятельную карьеру. С Донбассом Януковича главным образом сейчас связывает преданный ему Анатолий Близнюк. А еще тот факт, что минимум 40% его электората на предстоящих выборах — жители Донецкой области. Это означает, что сохранение контроля над постом донецкого губернатора сейчас критически важно для премьера. Это также говорит о том, что премьерство Януковича перестало быть основным способом удержания донецкой группы в составе коалиции. Как заметил один из главных аналитиков СДПУ(о), донецкие на самом деле мало интегрированы во власть, если принимать во внимание все уровни, и есть много способов заинтересовать их в продолжении игры, даже если из нее будет выведен нынешний премьер.

Желающих сделать это как всегда достаточно. Две другие опоры коалиции — «Трудовая Украина» и СДПУ(о) — в свое время поддержали премьерство Януковича как временную меру, надеясь в будущем заменить его на своего представителя. В апреле правительство придет в парламент утверждать свою новую программу. Если до этого времени Медведчук и Пинчук не убедятся, что Янукович является лучшей кандидатурой для соперничества с Ющенко на выборах, обсуждение программы может стать для премьера неразрешимой проблемой. «Трудовая Украина» при поддержке группы «Народный выбор» может предложить сделать ставку на Сергея Тигипко. В качестве возможных кандидатов от СДПУ(о) обсуждаются Георгий Кирпа, Евгений Марчук и Анатолий Кинах.

За Януковича играет одно важное обстоятельство: для раскрутки другого кандидата у власти остается все меньше времени. Янукович уже премьер, у него уже есть 10% поддержки населения, и элита уже учитывает его готовность баллотироваться на выборах. Каждый прошедший день повышает вероятность его выдвижения кандидатом от власти, даже если Янукович не найдет других аргументов. Как сказал один из помощников премьера: «Время работает на нас». Ну а ждать Янукович умеет лучше всего.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК