СОВРАЖЕСТВО

21 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 21 мая-28 мая 2004г.
Отправить
Отправить

Расследование трагедии на 275-й артиллерийской базе боеприпасов (АББ) Южного оперативного командов...

Расследование трагедии на 275-й артиллерийской базе боеприпасов (АББ) Южного оперативного командования уже превратилось в лихо закрученную политическую интригу с ключевым вопросом: кто из высших руководителей военного ведомства понесет ответственность за пять (а с учетом самоубийства начальника управления логистики Генштаба полковника А. Судакова и все шесть. - Авт.) человеческих жизней, за убытки, оцененные генпрокурором Г.Васильевым в один миллиард (!) долларов, и за в очередной раз испорченный уже до неприличного уровня имидж власти вообще и Вооруженных сил в частности? Какими бы ни были оргвыводы на заседании Совета нацбезопасности и обороны, специально посвященном расследованию ЧП под Новобогдановкой, предвыборная политическая логика требует как минимум громких отставок. Об этом уже успел заявить и премьер Янукович - пока что основной кандидат от власти, которому такие «подарки» военных (как, собственно, и смерти наших парней в Ираке. - Авт.) портят всю игру. Собственно Вооруженные силы постепенно становятся для власти дополнительным политическим фактором дестабилизации перед выборами, а значит, не миновать и очередных перестановок в среде высшего армейского генералитета. Вот только, как показывет наш четырехлетний опыт трагедий в Броварах, над Черным морем, на аэродроме в Скнилове, в Артемовске и под Мелитополем, острота хронических болезней Вооруженных сил мало зависит от личностей руководителей: с этой точки зрения, министры Кузьмук, Шкидченко и Марчук уже практически ничем не отличаются.

В распоряжении «ЗН» оказались документы, свидетельствующие о том, что власть во главе с Президентом еще за два месяца до ЧП под Мелитополем знала об угрожающей ситуации на 275-й АББ. Знала, но так и не смогла предотвратить беды, которая оказалась лишь делом времени. 9 марта 2004 г. глава администрации Президента В.Медведчук присылает Л.Кучме докладную записку № 453/8843 - 01, в которой подробно описывает зашкаливающие за все армейские нормативы нарушения на 275-й АББ в воинской части под номером А 2985: база перегружена, две трети боеприпасов хранятся под открытым небом, не обваловано 40 открытых площадок, сигнализацией оборудовано менее половины хранилищ, на технической территории базы отсутствует телефонная связь, периметровая и противопожарная сигнализация, водопроводная сеть; утилизация непригодных боеприпасов не проводится, строительство цеха по ремонту и монтажу боеприпасов остановлено. Президент Кучма в тот же день 9.03.2004 г. ставит на документе резолюцию: «Марчуку Е.К. Прошу принять неотложные меры. Доложить до 5 апреля 2004 года». Министр обороны докладывает днем позже указанного срока. Но не Президенту как Верховному главнокомандующему, а почему-то главе его администрации. Надо полагать, что Леонид Кучма все-таки узнал хоть и не от прямо подчиненного ему министра обороны, так от главы своей канцелярии - меры военными на 275-й АББ принимаются. Не можем же мы и вправду предполагать, что информация из докладной записки от 6 апреля 2004 года № 148/у - 379 так и не дошла до Президента? Итак, Евгений Марчук докладывает Виктору Медведчуку - меры принимаются, работы проводятся. Всего 14 пунктов с подробнейшим их описанием: для наведения порядка на 275-й АББ создана оперативная группа офицеров Южного оперативного командования, переброшено более ста человек личного состава и десятки единиц техники, боеприпасы переукупориваются, линии связи прокладываются, пожарное оборудование завозится. В общем, степень угрозы осознана, работа по устранению недостатков кипит. Более того, пишет Евгений Марчук Виктору Медведчуку, на все это у оборонного ведомства есть и деньги - 780 тысяч гривен на 2004 год по Программе живучести только для этой 275-й базы, будь она неладна. И даже на утилизацию, продолжает министр, находятся средства: 800 тысяч гривен на достройку и оборудование дополнительной бронекабиной цеха по ремонту и утилизации боеприпасов.

Казалось бы, можно ставить точку - высшие руководители все знают и контролируют наведение порядка. Но вот незадача - как раз в этом самом служебном рвении навести порядок и выписывается наряд на разборку-пересортировку на территории 275-й базы 15 тысяч 122-мм реактивных снарядов реактивной системы залпового огня «Град», опаснейших гексогеносодержащих боеприпасов, способных сдетонировать от малейшего статического напряжения. Шестого мая, через месяц после того, как министр обороны доложил главе президентской администрации о принимаемых мерах, военнослужащие приступают к выполнению поставленной задачи на 28-й площадке складов. А еще через пару часов Мелитопольский район превращается в зону боевых действий, и о 275-й АББ узнают уже далеко за пределами Украины. Что заставило командира в/ч
А 2985 или его более высокопоставленых руководителей выписать злополучный наряд? Скорее всего, это обычный беспощадный армейский аврал, когда приказов от высокопоставленного начальства хоть отбавляй, а сил и средств сделать все качественно и безопасно как не было, так и нет. То есть финансирование вроде бы и обеспечено, вот только оно пока лишь на бумаге - в докладной министра обороны главе президентской администрации. И командиру в/ч А2985, замученному постоянными проверками и указаниями сверху, ничего не оставалось, кроме как выполнять работы, уже не дожидаясь полного их обеспечения, а потом и садиться в тюрьму за компанию с парой-тройкой так не вовремя закуривших солдат.

Народный депутат, член комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Владимир Сивкович внес проект постановления ВР, в котором предлагает привлечь к ответственности за ЧП под Мелитополем высших должностных лиц. Вот его мнение:

«У меня два вопроса: на основании каких документальных материалов глава администрации написал докладную записку Президенту? Кто докладывал? СБУ? Глава администрации области? Какая-то комиссия? Откуда пошла информация, которая стала основанием для докладной записки? И второй вопрос: если Президент дал указание министру обороны устранить все недостатки, разобраться по конкретной базе, которая взорвалась, то отсюда и следуют выводы. На каком основании на базе разбирались снаряды, когда цех по разборке боеприпасов не был достроен и дооборудован? На каком основании были подписаны наряды на работы по 15 тысячам снарядов с базы?… Поэтому я и внес такое постановление: надо понять, это халатность? Это попытка заниматься бизнесом на основе этих складов? Или это преступление? Это постановление, которое говорит о том, что прокуратуре необходимо возбудить уголовное дело по факту, в том числе халатности должностных лиц. И о том, что премьер-министру необходимо, так как он - руководитель Кабмина, а министр обороны - член кабинета, отстранить Марчука от занимаемой должности на момент разбирательства. Если оно придет к выводу, а оно уже приходит к этому, что на основании документов можно сказать, что были приложены не все усилия, а было разгильдяйство самых высоких должностных лиц МО, значит, они должны уйти в отставку...

Необходимо понять, на основании чего родилась докладная Медведчука на Президента. Какие там кричащие факты вошли в ее основу? Он же не мог сам ни с того ни с сего написать ее. Какие-то документы туда пришли? Какие-то действия проводились? Что в этих докладных, которые пришли на Медведчука, было такое, что он написал только по одной базе Президенту? И почему должностные лица уровня главы администрации, Президента, министра обороны занимаются только одной базой, а не всеми по стране?»

На самом деле этими переполненными пороховыми бочками - складами, базами и арсеналами - в Украине начали заниматься лишь только после взрывов в Артемовске в октябре прошлого года. По распоряжению Президента в течение зимы были проведены многочисленные проверки, комиссии и коллегии Генпрокуратуры с заранее известными результатами - на складах бардак, срочно принять меры. Именно в бюджете 2004 года отдельной строкой впервые за много лет были предусмотрены затраты: 32,3 млн. грн. - на живучесть, 20 млн. грн. - на утилизацию. И священный долг именно Министерства обороны и состоял в том, чтобы взять у Минфина эти деньги, все до копейки. И в том, чтобы профинансировать все работы по живучести до наступления пожароопасного лета, а не откладывать на второе полугодие. Не смогли? Не успели? Или не захотели?

То, что происходило в киевских кабинетах армейского начальства во время недели фейерверков под Мелитополем, наглядно демонстрирует печальная история, возможно, чрезмерно мнительного полковника Александра Судакова. Будучи исполнительным офицером, руководитель и фактически единственный сотрудник только что созданного управления логистики Генштаба, похоже, не смог, да и не мог, в принципе, предоставить все требуемые генеральским авралом документы: в высшем армейском менеджменте нынче, в разгар реформирования, царят такая неразбериха и кадровая чехарда, что неразрешимой проблемой становится даже самый элементарный вопрос. Управленческие структуры сокращаются, на руководящие посты приходят гражданские люди, не всегда понимающие армейскую специфику. Проведя три бессонные ночи на работе, не выдержав психологического давления перепуганного очередным масштабным ЧП начальства, полковник Судаков утром 12 мая выбросился с 10-го этажа своего дома. Официальные лица Минобороны и их нынешние оппоненты из корпорации «Содружество», бывшие сослуживцы Судакова в один голос отрицают его непосредственную причастность к событиям в Новобогдановке и исключают неслучайность его гибели. Прокуратура Дарницкого района столицы проводит проверку, стоит ли возбуждать уголовное дело? Перспектива достаточно туманна - по статье «Доведение до самоубийства» давно уже в стране никого не сажают. Символично и то, что похоронен Судаков был именно на своей родине в Мелитополе. Как говорят люди, близко знавшие покойного, это чистое совпадение - полковник Александр Судаков не занимался непосредственно злополучной базой, он просто стал ее очередной, шестой, жертвой.

Попытка Минобороны и Генпрокуратуры возложить львиную долю ответственности за ЧП на корпорацию «Содружество», генподрядчика Минобороны по Государственной программе утилизации боеприпасов, в общем-то логична и понятна. Именно по инициативе Евгения Марчука Минобороны в одностороннем порядке приостановило практически все отношения с коммерческими структурами, расплодившимися под крышей предыдущих руководителей военного ведомства. На их место должны были прийти другие: в частности, вместо «Содружества» - «Укроборонлизинг». Корпорацию «Содружество» до февраля этого года возглавлял бывший замминистра обороны Александра Кузьмука, бывший командующий 43-й ракетной армией генерал-полковник Владимир Михтюк, неоднократный фигурант многочисленных публикаций прессы о коррупции в армии, в частности, связанной с ликвидацией Украиной стратегических наступательных вооружений за деньги США. Собственно, генерал Михтюк - это полностью креатура народного депутата Александра Кузьмука, до сих пор сохранившего значительное влияние на Вооруженные силы и на их главкома. Противостояние двух генералов армии: военного до мозга костей Кузьмука и Марчука, истинного чекиста в душе, теперь уже видно даже невооруженным глазом. У Александра Ивановича к Евгению Кирилловичу личные счеты: именно Марчук, тогда секретарь СНБО, осенью 2001 года официально признал вину за сбитый российский самолет на учениях украинских ПВО под руководством тогдашнего министра обороны Кузьмука. В то время как сам Александр Иванович до сих пор не верит в случайность происшедшего над Черным морем и считает пассажиров лайнера и свою военную карьеру «жертвами грандиозной спецоперации, шокирующие подробности которой еще впереди».

Пожалуй, первым серьезным объявлением генеральской войны следует считать сенсационное заявление Евгения Марчука о пропаже во время утилизации сотен стратегических ракет и полном отсутствии в войсках системы учета: тем самым нынешний министр обороны как бы посылал сигнал своему предшественнику, дескать, все известно о твоих «потемкинских деревнях» в армии.

Вскоре началась и кадровая «зачистка» людей Кузьмука, спокойно сохранивших свои посты при в общем-то переходной фигуре - министре обороны Владимире Шкидченко. Уже при Марчуке в связи с неудовлетворительной подготовкой 5-й иракской бригады постов лишились замы министра по тылу и вооружениям Колотов и Стеценко. Всего же, как признался журналистам Евгений Марчук, за время его руководства Минобороны своих должностей лишились 62 генерала. Вполне достаточная критическая масса для создания мощной генеральской оппозиции как бы гражданскому «министру-реформатору». Но вот незадача - пока Марчук воюет с генералами, пока он с боями выстраивает новую структуру, ЧП в армии не только не прекращаются, но и повторяются: в течение одного года две одинаковые катастрофы на армейских складах - одна другой страшнее.

В итоге генеральское лобби под мощным политическим прикрытием Кузьмука получает дополнительный козырь: смотрите, какой бардак развели в войсках эти горе-реформаторы. Но главный вопрос: кого же привлекать к ответственности из высшего армейского руководства? Солдат и их командира в/ч А2985? В первую очередь. Какого-нибудь начальника управления ракетно-артиллерийского вооружения Южного оперативного командования? Вполне может быть. Самого начальника Южного оперативного командования Педченко? Так его же только назначили после взрывов в Артемовске. Командующего Сухопутными войсками Шуляка? Начальника Генштаба Затынайко? Всю эту кадровую колоду уже неоднократно тасовали после Скнилова. Только после взрывов в Артемовске своих должностей лишились четверо генералов.

Но есть еще и министр обороны, о будущем которого действующий премьер в кулуарах отзывался весьма скептически и по некоторым данным даже предположил, что от отставки Евгения Марчука может спасти только чудо. Безусловно, к Евгению Марчуку можно предъявлять целый ряд претензий. Однако вряд ли можно, положа руку на сердце, полностью возложить на него вину за случившееся. Пока финансовые институты государства будут соблюдать традицию пофигизма в отношении нужд армии, Украина будет менять министров, как перчатки, ибо по причине износа и окончания всех мыслимых запасов прочности, взрываться, вытекать и просачиваться у нас с каждым днем будет все больше.

Отставка Марчука может состояться лишь по поводу Мелитополя, но не по причине. Напомним, что его назначение министром обороны было для Президента красивым способом отдаления экс-секретаря СНБО от себя. В силу различных причин глава государства не мог себе позволить просто отправить Марчука на политическую пенсию. Ибо не рискует радикально осложнять отношения с генералом СБУ. Нынешний инцидент Президент может использовать как повод, способный поставить крест на публичной политической карьере Марчука. Говорят, Евгения Кирилловича может спасти только чудо. Но когда речь идет об этом человеке, то многие знают, на какие непубличные чудеса способен Марчук. Знает об этом и Президент, в связи с чем потенциальное решение о пребывании Евгения Марчука на посту министра обороны можно рассматриваться лишь в свете подведения черты под старыми счетами в отношениях двух политиков.

Сам министр проводит болезненную реформу армии, и для того чтобы снимать его в этот момент, нужна политическая воля вне зависимости от результатов расследования. Вот и выходит, что никаких гарантий недопущения подобных катастроф в будущем пока что попросту нет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК