Сегодня ровно месяц с того дня, как очередной добычей сомалийских морских разбойников стали украинский экипаж и далеко не тривиальный груз судна «Фаина», вышедшего в тот злополучный рейс под флагом Белиза. За последние три года к пиратским захватам в водах Аденского залива и восточного побережья Сомали мировое сообщество успело даже привыкнуть. Агентство «Морской бюллетень» приводит шокирующие данные Международного морского бюро IMB (Центр в Куала - Лумпур) за девять месяцев 2008 года: всего в мире зарегистрировано 199 нападений на суда, в том числе 115 пиратских высадок, 31 захват судов, применение огнестрельного оружия по 23 судам. В результате 581 моряк оказался в заложниках, 9 похищено, 7 пропало без вести (скорее всего, погибли) и 9 убито.
Именно воды Сомали в этом году стали самой горячей точкой Мирового океана, обогнав традиционно опасный Индонезийский архипелаг (23 нападения) и воды Нигерии (24 нападения, из них 20 в районе столицы Лагоса). На долю сомалийских пиратов только в этом году приходится 63 из всех зафиксированных Центром в Куала - Лумпур нападений. Таким образом, к середине сентября в плену пребывали 12 судов и более 250 моряков. Глава ІМВ Поттенгал Мукудан полагает, что единственное средство в борьбе с распоясавшимися сомалийскими пиратами - целенаправленная охота на суда-базы морских разбойников. Ведь удалось же навести относительный порядок в Малаккском проливе.
Пираты всё чаще обстреливают корабли не только из огнестрельного оружия, но и из гранатомётов. Другими словами, пиратский промысел растёт в Сомали как на дрожжах. А чего ему не расти, коль судовладельцы беспрекословно платят деньги за экипажи и корабли, провоцируя всё больше нападений, насилия, обстрелов, пленных и всё большие суммы требуемых выкупов? Но захват месяц назад нашего судна стоит особняком даже на фоне такой печальной статистики.
Украина, отправив из николаевского порта Октябрьский в плавание «Фаину», опять удивила всё морское сообщество. Поскольку именно украинское судно было впервые захвачено на таком далёком от побережья расстоянии - 220 морских миль (около 300 км). Поскольку никогда ранее пираты не захватывали суда с таким грузом, как военная техника на штатный танковый батальон, оружие и боеприпасы, которых хватило бы на маленькую победоносную войну. Никогда ранее пиратский захват не вызывал такого переполоха в мире - в район атаки направились сразу несколько военных судов ведущих морских стран, в том числе НАТО. И, скорее всего, как никогда ранее, будет выплачен такой рекордный выкуп в несколько миллионов долларов. Всё это, конечно же, из-за особого характера груза «Фаины». И как же такое стало возможно?
На самом деле захват судна с экипажем и с таким грузом, и, как результат, срыв операции по поставке оружия в Кению свидетельствует о колоссальном провале украинских государственных органов, отвечающих за военно-техническое сотрудничество (СНБО, СБУ, ГК «Укрспецэкспорт», Кабинет министров) и курирующих его, а больше всего - специальных служб, работающих за рубежом, - Службы внешней разведки (СВР) и Главного управления разведки Минобороны (ГУР МО). Согласно ст.4 Закона Украины «О разведывательных органах», именно на них возложена задача проведения специальных мер, направленных на поддержку национальных интересов и государственной политики в военно-технической сфере (ВТС). Кроме того, задачей СВР, согласно ст.3 отдельного закона об этой спецслужбе, является проведение специальных мер влияния, направленных на тот же результат. Кроме прочего, эта оружейная сделка по всем признакам является «серой». То есть покупатель, выдавший сертификат конечного потребителя end user (главный документ в легальной торговле оружием сомнению не подлежит), - это Кения. А вот истинные цели, для которых она, вооружённая западным оружием, в частности британскими танками, покупает ещё советское «железо», весьма сомнительны.
Именно Кения была посредником в долгих переговорах о мирном урегулировании длительного конфликта между центральным правительством Судана и её богатой нефтью южной автономией. Именно армия Южного Судана в последние годы, используя перемирие, активно вооружается оружием советского производства. Именно Кении стратегически выгодно поддерживать автономию соседнего Южного Судана, что она и делала в последние годы. И хотя эмбарго ООН на поставки оружия в Судан действуют лишь в отношении конфликта в западной провинции Дарфур и не касаются пока что мирного Южного Судана, главный вопрос - зачем Кении старые советские танки - остаётся без ответа. А, может быть, его знают именно в ГУР МО или в СВР?
Во всяком случае, теперь оба разведывательных ведомства ограничиваются скупыми комментариями типа «в рамках законодательства проводится вся необходимая работа по освобождению наших граждан и судна». Но что же мешало провести необходимую работу «до», чем имитировать бурную деятельность «после»? Правительство, кстати, тоже причастно к этому, как бы премьер-министру и не хотелось ввязываться в оружейные разборки. Ведь согласно постановлению КМ «О разграничении полномочий в сфере контроля ВТС» именно первый вице-премьер не только курирует деликатную сферу торговли оружием, но и обязан требовать у «Укрспецэкспорта», СВР и ГУР МО твёрдых гарантий поставки груза адресату.
Опрошенные «ЗН» эксперты в сфере национальной безопасности утверждают, что такой гарантией совсем не обязательно должен быть первый поход в Индийский океан фрегата «Гетьман Сагайдачний» в сопровождении «Фаины», нагружённой оружием до ватерлинии. Вместо этого, говорят эксперты, достаточно было посадить на судно боевую группу специального назначения «Альфы» СБУ или, что было бы правильней по закону, - так называемого 10-го отряда с «острова», как силовики любят называть ГУР МО. Говорят, что и СВР за последние годы повального увлечения всевозможными спецназами, сподобилось создать у себя в «лесу» какой-никакой боевой отряд. Расхождений с украинскими законами не было бы никаких - ГУР МО и СВР обязаны специальными мерами заботиться о безопасности украинских граждан и ВТС за рубежом.
ООН официально разрешила странам-членам самостоятельно наводить порядок в территориальных водах Сомали - её правительство официально признало неспособность навести порядок собственными силами. Так неужели группа спецназа на борту «Фаины» не смогла бы отбить пиратскую атаку на нескольких катерах? В этой связи как нельзя кстати можно вспомнить одну из первых операций «Альфы», о которой любил рассказывать её первый командир В.Крутов. Тогда, в 1992-1993 годах, спецназ управления «А» СБУ сопровождал морскую доставку из-за рубежа только что отпечатанной новой государственной валюты - гривни. Каждая из четырёх командировок групп спецназа длилась больше месяца: суда с гривнями проходили по более чем 11 тысяч морских миль через Атлантику, преодолевали по восемь морей и тринадцать проливов, оставляли позади границы десяти государств и восемь портов. Конечно, национальная валюта молодого государства - более важный морской груз, чем проданные кенийцам старые танки, оружие и боеприпасы. Но в случае «Фаины» совсем не нужно было проводить такой масштабной спецоперации. Возможно, в связи с наличием на борту гражданского судна с международным экипажем вооружённой группы спецназа возникло бы противоречие с международным законодательством. Но только неужели последствия захвата экипажа и груза «Фаины» сейчас менее плачевны?
Интересно, что опыт пиратских захватов в сомалийских водах украинских граждан и последующего их мучительного освобождения имеется уже достаточный. Только этим летом долго и нудно вытягивали из плена четверых украинских моряков немецкого сухогруза «Леман Тимбер». Осенью 2005 года за выкуп были освобождены 22 члена экипажа балкера «Панагия» под либерийским флагом. После всего этого как можно было к такой операции, как морская поставка в Кению техники и оружия вблизи территориальных вод Сомали, отнестись так попустительски?
История «Фаины» сегодня - это и тест для всех украинских политиков. Во всяком случае, безрезультатные походы родственников захваченных моряков на Банковую к президенту и бравада Партии регионов по поводу самостоятельного сбора денег на выкуп не приносят очков ни тому, ни другим. Во-первых, хотелось бы посмотреть, как олигархи из ПР ловко вытянут из карманов требуемые пиратами миллионы долларов в самый разгар кризиса и при угрозе почти полной остановки горно-металлургического комплекса - основного источника их доходов? А во-вторых, делать политический пиар на жизнях заложников, попавших в беду за тридевять земель, попросту недостойно.