Бюджетный и финансовый кризис в Украине связан, прежде всего, не с политическими играми. Этот кризис носит системный характер и объективно отражает неэффективность государственного управления и планирования в этом ключевом сегменте работы правительства. Такой вывод, вполне очевидный для экономистов, на минувшей неделе в очередной раз был подтвержден результатами выполнения планов по сбору налогов в бюджет Государственной налоговой администрацией и Государственной таможенной службой.
Как ранее сообщало «ЗН», план по сборам на март для фискальных ведомств правительство Николая Азарова увеличило на 3,2 млрд. грн. Полная нереалистичность этих задач была заранее очевидна. Прогнозы были подтверждены результатами. По нашим сведениям, планы сбора на таможне выполнены всего на 71% — в объеме 6,65 млрд. грн., в казну не поступило 2,6 млрд. Налоговая собрала 5,22 млрд., недобор — 2 млрд. грн.
И это несмотря на то, что руководящие посты в обоих фискальных ведомствах подверглись радикальному обновлению — по данным «ЗН», за март и начало апреля произошло более 500 кадровых назначений и перемещений. Причем на место выбывших ставили не людей с улицы, а лояльных сотрудников с опытом работы.
И тут не скажешь, что, мол, пришли новые люди, как только разберутся с делами — начнут выполнять план. Сбор налогов — это не игра, план Министерства финансов необходимо выполнять, потому что за ним стоят начисленные пенсии, строительство дорог, подготовка к Евро-2012, обеспечение национальной безопасности и т.д. Это значит, что бюджетный дефицит, который ранее создавало правительство Тимошенко, сейчас расширяет правительство Азарова. Николай Янович продолжает очень опасную традицию погашения дефицита очередными займами и денежной эмиссией, за которую он сам всего пару месяцев назад так горячо критиковал своих предшественников.
А завышенные цифры остаются недосягаемыми маяками. Потому что, по данным финансового анализа ГНАУ и ГТСУ, к которым получило доступ «ЗН», действующий финансовый план, спущенный министром финансов Ф.Ярошенко и утвержденный Кабмином, не будет выполнен ни в апреле, ни в мае. Это как минимум. Так, по таможне при плане сборов в апреле в объеме порядка 11 млрд. грн. будет собрано примерно 8—8,5 млрд.
Официально информацию о бюджетном провале правительство Азарова не обнародует. Но этим премьер не скроет дыру в государственных финансах. Это маскирует только одно — нереалистичность и неэффективность финансового планирования его команды. Зачем же ставить невыполнимые задачи по сбору налогов и под эти дутые цифры планировать бюджет?
Руководство налоговой и таможни связывает завышенный план по сбору налогов с сугубо политическими мотивами. А именно — с желанием Министерства финансов наладить собственный неофициальный канал управления областными налоговыми и таможенными структурами. То есть те региональные начальники, которые сумеют договориться с Минфином, получат «хороший» план, который можно выполнить. Те же, кто договориться не сумеет, получат дополнительную нагрузку. В качестве примера налоговики приводят ситуацию по Киеву. Из дополнительных 1,5 млрд. грн. сборов в марте 600 млн. Минфин расписал на столичную налоговую.
По странному совпадению, зампред ГНАУ и глава киевских мытарей Олег Низенко, как говорят, имеет давнюю историю не самых приязненных отношений с Ярошенко. Теперь новоназначенный зампред провалил план в марте, провалит и в апреле, и в мае… А ведь Низенко — на таком хлебном месте — и не «донецкий». Интересная закономерность получается. Будет ли с этим мириться новое руководство налоговой так же, как мирились с Низенко при С.Буряке? Впрочем, пока у Низенко все схвачено, и благодаря близкой и, несомненно, бескорыстной дружбе с сыном премьер-министра он чувствует себя защищенным от враждебных происков.
Аналогичная тенденция просматривается и по таможне. При 40-процентном падении импорта увеличение планов выглядит как средство давления на И.Калетника, который оказался в своем кресле вопреки воле Азарова. Да, сегодня наметилось небольшое оживление экономики, растет импорт автомобилей, завозятся минеральные удобрения. Однако спущенные планы глава ведомства в ближайшей перспективе выполнить не сможет. Даже если ему удастся взять под свой полный контроль основные потоки импорта и начать растаможивание застрявших в портах многих тысяч контейнеров с ширпотребом, которые хитрые брокеры пока не торопятся провозить — хотят сбить цены на услуги чиновников…
Хотелось бы отметить важный момент в бюджетном планировании — планы по сборам на таможне значительно превышают планы по налогам ГНАУ. Это заставляет задуматься о смысле не только финансовой, но и в целом экономической политики государства. Получается, что наша экономика работает гораздо хуже, чем импорт. Эта тенденция усиливается сокращением объемов легального сектора экономики, находящегося под контролем налоговиков. И это очень тревожный сигнал, о котором, увы, не говорят ни власти, ни оппозиция. Бюджет 46-миллионной, промышленно развитой Украины по своей структуре начинает все больше походить на бюджет какой-то африканской страны, где большую часть поступлений таможня обеспечивает именно потому, что внутренние рынки работают в тени и под надежной крышей, защищающей от любых инспекторов. Непомерная налоговая нагрузка на легальный сектор в настоящее время только стимулирует дальнейший уход бизнеса в тень.
Рост плана налоговых сборов должен быть напрямую связан с системными законодательными мерами по расширению базы налогообложения. К сожалению, правительство только разрабатывает налоговые реформы, а планы действуют уже сейчас, являясь инструментами для политических спекуляций.
На минувшей неделе Кабмин объявил о подаче в парламент законопроекта с налоговыми инициативами. В частности, предполагается введение налога при продаже либо строительстве недвижимости площадью более 300 квадратных метров — 20 грн. за метр. Также планируется увеличить ставки акцизных сборов. Но помогут ли эти меры сколько-нибудь существенно наполнить бюджет? При очень небольших объемах строительства и торговли недвижимостью, особенно большой площади, бюджет сейчас просто не заметит этих поступлений.
Повышение акцизов сыграет более заметную роль, но закрыть дефицит не поможет. Дело в том, что акциз повышается на конечный продукт производства — коньяк, водку, вино. А этот рынок давно работает по серым схемам, и объем нелегального производства подакцизных товаров вряд ли уступает легальному. Вместо введения куда более перспективного акцизного сбора непосредственно на спирт правительство сознательно либо неосознанно сохраняет все лазейки для фальсификата и только поощряет развитие серого рынка производства и торговли алкоголем.
Впрочем, по данным источников «ЗН», близких к Минфину, на заседание Кабмина на следующей неделе будут вынесены и другие налоговые инициативы. Так, планируется запретить ведение предпринимательской деятельности на основании единого налога для частных предпринимателей, которые заняты в высокодоходной финансовой сфере. Прежде всего, запрет может коснуться ЧП-шников, сдающих в аренду нежилой фонд недвижимости, занятых в ломбардах, торговцев золотом и драгоценностями, а также аудиторов. Мера вполне разумная, однако наполнить бюджет только за счет налогообложения предпринимателей будет невозможно.
Расширить базу налогообложения в нынешних условиях могут только экономические реформы, направленные на стимулирование производства и увеличение числа рабочих мест в реальном секторе, а не штопание мелких дырочек в насквозь прохудившемся бюджетном кафтане…