Депутатскому большинству не хватает всего четыре голоса, чтобы сформировать две трети голосов против Садового. Именно столько надо депутатов, чтобы держать мэра города под угрозой отстранения от должности. Иммунитет от недоверия действует у мэра в течение года.
И если мэра отстраняют от должности, то его обязанности выполняет секретарь. Уже известно, что при отсутствии Андрея Садового обязанности мэра Львова будет исполнять «свободовец» Маркиян Лопачак. Именно его кандидатуру депутаты поддержали тайным голосованием. Городской голова Львова предлагал «Европейской солидарности» выдвинуть своего представителя, но ЕС не отказалась от предыдущих договоренностей с депутатским большинством, которое включает также «Варту» и «Свободу», и все же поддержала Лопачака.
Но депутаты определились не только с возможной перспективой секретаря в том случае, если спустя год найдутся необходимые четыре голоса против Садового. Уже сейчас введен целый ряд шагов, делающих фигуру секретаря рады почти равнозначной мэру. Что не удивительно. ЕС, «Варта» и «Свобода» имеют ситуативное большинство и поставили Садового в рамки. Бюджетные.
«Не будем голосовать бюджет, пока не проголосуем новый регламент», — именно с такой формулировкой в конце прошлой недели депутатский корпус требовал поставить на голосование проект регламента. Фракция «Самопомочі» подчеркнула — этот проект направлен на то, чтобы власть принял на себя секретарь.
Но Садовый все же пошел на уступки, поэтому документ утвердили. В нем речь идет о том, что мэр и секретарь отныне вместе согласовывают проект повестки дня. Вот такое львовское новшество давления большинства и уступок меньшинства. Что же касается бюджета Львова, то его так и не приняли. Отложили до 29 декабря.
Более того, уже сейчас Садовый утратил контроль над наиболее стратегической бюджетной комиссией. Если при предыдущей каденции ее возглавляла представительница «Самопомочі», то сейчас здесь главенствует «Варта». В целом три политические силы большинства сейчас имеют глав в семи из 12 комиссий рады.
«Рух ЧЕСНО» проанализировал, как депутаты Львовской горрады распределили ключевые позиции в комиссиях и через регламент ограничили полномочия избранного львовянами мэра.
Регламентный кризис
Регламент — это дополнительный документ, детализирующий отдельные процессы в работе рады. Может предусматривать или детализировать процедуры, нечетко выписанные в законе. Текст нового регламента нарабатывала временная регламентная комиссия, состоящая из представителей фракций, секретаря рады, начальника управления «Секретариат рады» и директора юридического департамента.
Председатель фракции «Самопомочі» Виктория Довжик накануне заседания так прокомментировала «Руху ЧЕСНО» предложенный депутатами проект:
«Некоторые статьи — это прямое нарушение закона. И на тезис руководителя юрдепартамента, что это прямая норма закона, что повестку дня формирует глава, созывает заседание глава, они просто вычеркивают слова «городской голова» и пишут «секретарь рады». То есть они передают полномочия секретарю. На тезис, что это нарушение нормы закона, нам говорят: ну так идите в суд. И все это ставится на голосование, их больше, и они все просто принимают их большинством».
Депутатское большинство поставило ультиматум: за бюджет не будут голосовать, пока не рассмотрят регламент. В заседании пришлось сделать перерыв. А потом все же проголосовать. По итогам голосования за новый регламент рады глава фракции ЕС Петр Адамик заметил:
«Сегодня реально городской голова согласно этому регламенту, согласно действующему законодательству поделился полномочиями с местной громадой в лице депутатского корпуса. Секретарь рады сегодня имеет больше прав, уже не секретарша, а реальный секретарь рады с полномочиями.
Но из регламента в уступку городскому голове изъяли пункт, где депутаты имели право предлагать членов исполкома. Хотя в законе четко написано, что городской голова мог отклонить все их предложения. Андрей Иванович не любит, если будет не как он хочет».
Глава фракции «Самопомочі» Виктория Довжик компромисс по регламенту объяснила так:
«Лучше худой мир, чем добрая война. Важная норма есть, что регламент принимается двумя третями, чтобы учесть интересы всех фракций. Прописали наши коллеги, что повестку дня пленарного заседания формирует секретарь. И подписывает. Но это по закону полномочия городского головы. Есть расхождения о повестке дня сессии, о повестке дня пленарного заседания. У них есть юристы, которые говорят, что все равно идите себе в суд, а есть такие более взвешенные, понимающие, что это — закон».
Также в соответствии с новым регламентом снова создана коллегия рады, куда вошли главы фракций, комиссий, городской голова и секретарь. И повестка дня должна быть согласована с коллегией рады, где большинство тоже у ЕС, «Варты» и «Свободы». Обложили мэра со всех сторон. Этот орган существовал раньше, но его работа велась непублично.
В «Самопомочі» подчеркивают, что к некоторым нормам регламента, не исключено, придется вернуться вновь, и скромно добавили, что регламент шел в пакете с договоренностями об обслуживании в одном из государственных банков. В этой точке очевиден момент давления, которое применяло большинство в диалоге с властью.
«Нам необходимо было определение, что бюджет развития города обслуживается не в казначействе, а в одном из государственных банков. Было нам такое условие, что иначе они не проголосуют решение об обслуживании в одном из госбанков. А мы тогда потеряли бы в бюджете порядка 30 миллионов, даже больше. Мы договорились, что если принимаем регламент, принимаем тогда и по банковскому вопросу. На вторник будем рассматривать бюджет», — говорит председатель фракции «Самопоміч».
Банк, где мэрия Львова будет хранить средства громады на депозите, отныне будет выбирать бюджетная комиссия Львовской городской рады. Которую, кстати, городской голова тоже не контролирует.
Кто контролирует ключевые комиссии
Во Львов накануне второго тура выборов для консультаций с Андреем Садовым приезжал нардеп Игорь Колыхаев, в дальнейшем выигравший выборы мэра в Херсоне. У Львова Херсон позаимствовал даже названия комиссий, и Колыхаеву удалось взять под контроль своей фракции ключевые комиссии — бюджетную и земельную. Но это можно сделать только тогда, когда у мэра есть большинство, которое может поддержать такое распределение.
У Садового, консультировавшего Колыхаева, такого большинства в раде уже нет. Поэтому во фракции «Самопомочі» в бюджетной комиссии нет ни главы, ни заместителя, ни секретаря.
Это при том, что для мэра, возглавляющего исполнительную власть в городе, очень важно иметь контроль именно над бюджетной комиссией, потому что мэр и ключевые департаменты выполняют утвержденный бюджет. Например, в Киеве городской голова Виталий Кличко сделал все возможное, чтобы представители его партии УДАР имели большинство в бюджетной комиссии и сбалансировали главенство фракции «Слуга народа».
Во Львовской городской раде бюджетную комиссию возглавила представительница фракции «Варта» Наталья Шелестак, заместителем главы комиссии стал Виталий Троць из фракции «Голос» (кстати, потенциального носителя четырех голосов в пользу отстранения Садового), а секретарем — Юрий Гринив из ЕС. «Рух ЧЕСНО» уже писал, что Шелестак и Гринив попадали в медийные скандалы, связанные с имущественными или денежными вопросами. Шелестак же, как свидетельствуют комментарии представителя фракции, в рамках коалиционных переговоров предлагали не только эту комиссию, но и должность секретаря Львовской горрады.
В земельной комиссии у «Самопомочі» тоже нет ни большинства, ни главы. Эту комиссию горрады возглавил застройщик из фракции «Голос» Владимир Гаразд.
Градостроительную комиссию возглавил Алексей Ризнык из ЕС, тоже попадавший в скандалы, связанные с имущественными вопросами. В 2020 году Офис противодействия рейдерству при Министерстве юстиции отменил регистрацию права собственности дочери бизнесмена и в тот момент депутата горрады от БПП, а ныне депутата Львовской облрады от ЕС Григория Козловского на львовские рынки «Подзамче» и «Винникивский», отданные в ипотеку предприятиям Козловского и Ризныка. Заместителем главы комиссии стал глава фракции «Варта» и глава Ассоциации западноукраинских застройщиков Юрий Мартынюк. Еще одним застройщиком в комиссии по квоте ЕС является Назарий Бербека.
Даже то, что у «Самопомочі» в комиссии ЖКХ есть глава Андрей Шевцив и заместитель Юрий Лукашевский, не дают политической силе значительного преимущества. Здесь большинство голосов у фракции «Европейская солидарность».
Главенство в комиссии ЖКХ стало для «Самопомочі» результатом компромисса — пришлось уступить комиссию по вопросам здравоохранения.
«К сожалению, мы не пришли к соглашению по комиссии медицины, хотя в этой комиссии единственный врач Герич (депутат «Самопомочі» Игнат Герич. — Прим. «ЧЕСНО»), ставший заместителем главі, которого мы предлагали на главу комиссии. Но мы уступили. Взяли инженерную комиссию (комиссию по вопросам ЖКХ. — Прим. «ЧЕСНО»). Это компромиссный вариант. Хотя были разные настроения между фракциями. Большие фракции пытаются говорить с точки зрения силы», — рассказывает глава фракции «Самопоміч» Виктория Довжик.
Что касается медицинской комиссии, то ее возглавил представитель «Варты» Валерий Веремчук, который в предыдущем созыве был депутатом от «Народного контроля».
Если говорить о «Свободе», у этой политической силы нет ни одного главы комиссии, поскольку это — самая маленькая фракция и она получила секретаря.
Напомним, что «Рух ЧЕСНО» писал, кто был избран в новый состав Львовской горрады, а также о кадровых переговорах в новой горраде.
Больше статей Алексея Роговика читайте по ссылке.