Решающий момент

10 сентября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 10 сентября-17 сентября 2004г.
Отправить
Отправить

Осень Виктор Ющенко встретил с шестипроцентным отрывом от Виктора Януковича в рейтинге второго тура...

Осень Виктор Ющенко встретил с шестипроцентным отрывом от Виктора Януковича в рейтинге второго тура. Хотя это по-прежнему преимущество, для выигрыша выборов кампании Ющенко нужен новый импульс.

Шесть процентов — это усредненный показатель трех авторитетных социологических фирм, которые провели опросы в первых числах сентября. В исследовании центра «Социс» 40% избирателей при выборе между бывшим и нынешним премьер-министром отдавали предпочтение первому, 33% — второму. Результат Киевского международного института социологии, по предварительным данным, составляет 37% у Ющенко против 31% у Януковича. Центр «Социальный мониторинг» дал соотношение 38% к 33% соответственно.

Эти данные означают, что за лето Янукович прибавил больше, чем Ющенко. На начало июня их рейтинги во втором туре разделяло примерно 10% голосов: 40% против 30%. У команды Ющенко есть причина бить тревогу.

Во-первых, сближение рейтингов делает его уязвимее перед угрозой фальсификации. По оценкам большинства экспертов, грязные технологии и перевес сторонников Януковича в избирательных комиссиях могут в день голосования сожрать до 3—5% голосов. В связи с этим еще до начала кампании в штабе Ющенко безопасную дистанцию оценивали в 10%. Сейчас она поменьше. Это повышает риски того, что исход выборов может решиться нечестным подсчетом голосов.

Во-вторых, Ющенко предстоит тяжелая борьба в оставшиеся до выборов 50 дней. В этот период, по замыслу команды Януковича, должен сыграть главный административный козырь: повышение зарплат и пенсий.

На начало августа на счетах правительства в Национальном банке была накоплена рекордная сумма — 15 млрд. гривен. Истратив перед выборами пятую часть годового бюджета страны, глава правительства может и вправду на несколько процентов повысить свою популярность.

Есть третье обстоятельство, которое должно особенно беспокоить командиров кампании Ющенко. Сближение рейтингов произошло в период, когда Ющенко начал интенсивный избирательный тур. С начала августа он объехал 14 регионов, собирая в каждом многотысячные митинги. Центральный штаб оценивает общее число пришедших на них людей в 330 тысяч. И все же рейтинг Ющенко «зависает». Может, это расплата за практически нулевую работу в июле?

Объяснение «Нашей Украины» — люди стали бояться говорить правду. Главный политтехнолог кампании Игорь Грынив ставит под сомнение адекватность данных последних опросов, зафиксировавших рывок Януковича. В частности, Грынив указывает на увеличение отказов отвечать на вопросы, которое фиксируют интервьюеры социологических служб. «Это влияние атмосферы страха. Мы увидели это во время сбора подписей, когда люди говорили: мы за вас проголосуем, но не будем ничего подписывать», — считает представитель Ющенко.

Руководители трех из четырех опрошенных социологических компаний подтвердили, что получать ответы стало сложнее. Генеральный директор «Социса» Николай Чурилов сообщил, что доля респондентов, чье анкетирование удалось провести, упала в августе до 50% с обычных 70%. То же самое отметил глава Киевского международного института социологии Владимир Паниотто. По словам руководителя социологической службы Центра Разумкова Андрея Быченко, увеличилось число отказов, которые респонденты мотивируют не отсутствием времени, а опасениями, что это им повредит. Единственной компанией, не отметившей существенных перемен, стал «Социальный мониторинг». Его руководитель Ольга Балакирева заявила, что все трудности были связаны только с большим количеством людей, находящихся в отпусках.

Но думать, что административный ресурс Януковича лишил смысла социологические рейтинги, рискованно. Во время выборов число опросов резко увеличилось. За внимание избирателей с социологами конкурируют агитаторы кандидатов. Поэтому большее нежелание говорить о своих предпочтениях также может быть вызвано усталостью людей. Кроме того, невозможно понять, сколько избирателей, скрывающих свои симпатии, намерены голосовать за Ющенко.

Осознающие риск ошибок «Социальный мониторинг» и КМИС прибегли к новой технологии. Во время опросов они предлагают респондентам не отвечать на вопрос, за кого они будут голосовать, а написать это и запечатать в неподписанный конверт. Сравнение с традиционными интервью дало разницу в 2%. Это касается обоих кандидатов. «Такой результат обусловлен влиянием окружающей среды. Например, на востоке людям не хочется говорить, что они хотят голосовать за Ющенко, а на западе — за Януковича», — полагает Паниотто.

Причины сближения рейтингов команде Ющенко стоит искать в эффективности своей кампании. До ее начала перед ними стояли две задачи: сформулировать правильные идеи и донести их до избирателей. Лозунги Ющенко трудно оспорить. Написавший его предвыборную программу президент Центра Разумкова Анатолий Гриценко воплотил в ней основные ожидания населения, которые оно связывает с новым президентом. Программа акцентируется на создании новых рабочих мест, преодолении бедности и борьбе с коррупцией.

Ответ на вопрос, как пропагандировать идеи Ющенко при противодействии центральных телеканалов, его команда дала выходом на прямые контакты с избирателями. С этим также сложно не согласиться. Ударной силой должен был стать сам Ющенко, чей избирательный тур предполагалось сфокусировать на областях, где будет решаться исход выборов. Харизматичность кандидата должна дополняться региональными штабами с армиями агитаторов, которые бы реализовали технологию «от дверей до дверей». Компенсировать негативное влияние телевидения штаб Ющенко рассчитывал путем размещения рекламных статей в сравнительно свободной местной прессе.

Почему эти идеи приносят меньший, чем ожидалось, результат? Почему Ющенко изматывает себя в разъездах, штабы истратили половину бюджета, в местной прессе таки проскакивают благожелательные статьи о нем, а рейтинги сближаются? Вероятно, проблемы в качестве проводимой кампании.

Идеи Ющенко не стали ее основой. Телевизионные ролики говорят преимущественно о большом желании выиграть выборы, но не рекламируют План действий Ющенко. Встречи с избирателями эффективны, но значительная часть времени тратится на компенсацию негатива и грязи, обильно выливаемых властью на голову Ющенко.

Это дает ограниченный результат. Ющенко забывает, что главная борьба на этих выборах идет за голоса колеблющихся. Их трудно привлечь страстными обличениями и хорошим юмором, которыми искрятся его предвыборные митинги. Анализ фонда «Демократические инициативы» показал, что неопределившиеся избиратели не верят Ющенко примерно так же, как и Януковичу. Единственный способ получить их голоса — убедить в том, что Ющенко лучше знает, как решить их главные проблемы, и сильнее настроен на реализацию этого знания. Он должен популярно рассказывать о том, как судебная реформа остановит коррупцию и почему честная власть скорее обеспечит рост зарплат. Заверения типа «я дважды не судимый» встречаются аплодисментами, но не отвечают на ключевые вопросы, волнующие граждан.

В нынешнем виде тур Ющенко ориентирован в значительной степени на его симпатиков. Как сказал участник кампании: «Мы агитируем тех, кто уже сагитирован». Как правило, эти люди одобрительно реагируют на эмоциональные выступления своего кандидата. Но ведь важно убедить остальных. Я спросил у одного из участников последнего митинга в Чернигове, убедили ли его слова Ющенко. Он ответил: «Я ему верю. Когда он был премьером, он показал, что может сделать». Иной была реакция на такой же вопрос пары молодых людей, которые уходили под руку: «Все политики так говорят. Чем он отличается?».

Работа региональных штабов — не менее серьезная проблема. Назначенные Романом Бессмертным руководители областных организаций сейчас находятся под огнем критики за провальную подготовку к кампании. В считанном числе областей они смогли привлечь авторитетных людей, найти деньги, набрать нужное число активистов и развернуть агитацию «от дверей до дверей». Подключение к кампании Александра Зинченко и Анатолия Гриценко кардинально не изменило состояния дел. Зинченко улучшил состояние дел на российском фронте, Гриценко повысил качество аналитики, но власть в регионах осталась у руках Бессмертного. Подчиненные Роману Петровичу штабы конфликтуют с назначенными уже после начала кампании кураторами регионов. В частности, с Юлией Тимошенко, взявшей на себя проблемные области. Бессмертный обвиняет ее в работе на свой, а не Ющенко имидж. В свою очередь Тимошенко негодует из-за саботажа ее идей созданными главой штаба структурами. Координационный совет коалиции не собирался уже почти месяц, а Ющенко предпочитает не принимать болезненных решений. Все острее чувствуется нехватка денег.

Члены команды Ющенко говорят, что активная фаза кампании еще не началась. Они вспоминают 2002 год, когда за два месяца до выборов все так же было не готово, но за последние 60 дней был сделан рывок. Некоторые перемены уже инициированы. После того как из-за организационной неразберихи Ющенко самостоятельно выбирался после одной из поездок, руководителем тура назначили Рыбачука. Он рассчитывает привнести в выступления Ющенко убедительность, связь с местными проблемами и анализ ошибок. От того, насколько это удастся и сможет ли кампания Ющенко преодолеть другие проблемы, в критической мере зависит его будущее. Только на порядок более сильная, чем у Януковича, кампания может принести Ющенко успех. В условиях тотально нечестного освещения выборов в СМИ и неравенства финансовых возможностей, других аргументов у Ющенко нет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК