Мировая экономика столкнулась с кризисом, свидетельствующим, что старая финансовая модель, которая на предыдущем этапе развития мировой экономики обслуживала товарообменные процессы, в условиях ускорившейся глобализации оказалась неэффективной, а в отдельных случаях — и откровенно беспомощной. Однако именно в восстановление прежней модели вкладываются огромные средства. При этом преимущественно подчеркивается лишь большая прозрачность и контролируемость финансовых рисков.
Рыночные преобразования в Украине не сопровождались полным копированием финансовых механизмов, наработанных старыми развитыми экономиками. Но даже там, где это произошло, мы оказались уязвимыми. Движение спекулятивного капитала сначала привело к разогреву отдельных сегментов рынка со всеми инфляционными последствиями, обратный поток — к финансовому голоду.
В результате впервые за всю экономическую историю Украины в текущем году наша экономика развивается под чрезвычайным прессингом сложных мировых процессов. И сегодня мы можем четко выделить два периода развития:
• до июля с.г. — с общими положительными тенденциями, формировавшимися в условиях благоприятной внешней конъюнктуры;
• начиная с августа — резкая смена тенденций развития, в первую очередь банковской системы и экспортоориентированных секторов производства.
Как развиваются сегодня события в Украине? Я постараюсь быть объективным, поскольку только объективные, непредвзятые оценки могут помочь правильно понять ситуацию и выработать пути преодоления кризисных явлений.
Во-первых, вследствие сокращения мирового спроса на украинскую продукцию и обвальное падение цен на сырьевых рынках основные украинские экспортеры практически потеряли внешние рынки сбыта.
Как следствие, в августе—октябре впервые, начиная с октября 2002 года, произошло резкое сокращение объемов производства в экпортоориентированных отраслях.
По итогам десяти месяцев, кумулятивный показатель прироста объемов промышленности уменьшился с 5,1 до 2,2%. То есть фактически в Украине наблюдается эффект мгновенного сворачивания производства. К сожалению, восстановить утраченные возможности и так же стремительно вернуться к предыдущим уровням производства нам не удастся.
Возьмем внешние рынки. Последние два месяца, по данным Гостаможслужбы, фиксируется устойчивая тенденция сокращения стоимостных объемов как экспорта, так и импорта. При этом в ноябре динамика падения импорта была выше динамики сокращения экспорта. Так, в ноябре экспорт сократился, по сравнению с октябрем, на 2,2 млрд.
долл., тогда как импорт — на 2,7 млрд. долл. Это привело к уменьшению отрицательного сальдо товарного баланса до 0,9 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в октябре.
Со стороны экспорта падение обусловлено последствиями мирового финансового кризиса — существенным снижением цен и уменьшением спроса на внешних рынках. Между тем импорт сокращается под влиянием снижения внутреннего спроса (частично за счет приостановления кредитования физических лиц) и обвала обменного курса гривни. Основные статьи сокращения экспорта — металлы.
Во-вторых, в ответ на ухудшение ситуации у экспортеров и промышленности в целом продемонстрировал обвал и фондовый рынок. Если в течение января—июля происходило постепенное «проседание» рынка, то только за три месяца — август—октябрь — индекс ПФТС потерял 61,48% своих позиций. Не в последнюю очередь это было связано с негативными новостями от горно-металлургического комплекса. Но главное, что привлекает к себя внимание, — это высокий уровень зависимости от краткосрочных, зачастую спекулятивных инвестиций нерезидентов. Так называемые горячие деньги быстро разогревают рынок, но так же мгновенно и покидают его. А стране остаются проблемы недофинансированной экономики. Полагаю, что мы должны больше внимания уделять структуре иностранного капитала, поступающего в страну, повышать долю прямых иностранных инвестиций, которые отображают более длительный интерес инвесторов в развитие экономики Украины.
В-третьих, в ответ на отток валюты через канал фондового рынка, а потому обострение проблемы валютного рефинансирования банков, рост дефицита текущего баланса и определенный валютный ажиотаж среди населения, в экономике начались девальвационные процессы, которые привели к уменьшению в сентябре уровня международных валютных резервов на 0,5 млрд. долл., а за октябрь потери резервов уже составляли 5,6 млрд. долл.
В-четвертых, в условиях валютной дестабилизации и сложностей с рефинансированием банковской долговой пирамиды ухудшилась ситуация на рынке банковских услуг. Если в августе-сентябре наблюдалась тенденция одновременного роста объемов привлеченных депозитов от населения (составляющих более 60% общего объема депозитов) и предоставленных кредитов, то в октябре ситуация немного изменилась: депозиты физических лиц в августе выросли на 1,9%, в сентябре — на 1,1 процента, а в октябре уменьшились на 4,1%; кредиты в целом выросли в августе — на 3,1%, в сентябре — на 3,3%, а в октябре — на 9,3%. Однако такой рост является лишь эффектом курсовой переоценки долларовых ссуд. На самом деле состоялось уменьшение кредитования.
В ноябре зафиксировано реальное сокращение как депозитов, так и кредитов физических лиц (без учета курсового фактора), что создает эффект вымывания денег из банковского оборота.
В-пятых, результатом событий на финансовых рынках и в реальной экономике становится обострение бюджетных и социальных проблем.
Учитывая сокращение или замедление объемов производства, наращивание остатков неликвидной готовой продукции, фактически «замораживающее» оборотные средства в запасах, товаропроизводители ограничивают социальные выплаты наемным работникам. По состоянию на 1 ноября произошел рост задолженности по заработной плате (на 22,9%, по сравнению с началом октября).
В-шестых, в сентябре-октябре и в ноябре продолжалась тенденция к конвертации сбережений населения в иностранную валюту. В результате на наличном валютном рынке сформировалось значительное отрицательное сальдо продажи/покупки населением иностранной валюты.
Чего стоит ожидать к концу года?
В общем тенденции на рынках не изменились, но банковская система и валютный рынок продолжают формировать непрогнозируемые действия.
Отсутствие положительных сдвигов на внешних рынках в условиях перебрасывания мирового финансового кризиса на реальный сектор экономики ведет к устойчивой рецессии в ведущих странах мира, которая и в дальнейшем будет ухудшать условия для экспортоориентированного производства, прежде всего — металлургической и химической промышленности. В металлургии по итогам года можно ожидать уменьшения объемов производства на 10%, в химической промышленности — на 3%, в производстве кокса, продуктов нефтепереработки — на 18,2%. Также прогнозируется замедление роста в машиностроении.
По цепи межотраслевых связей падение в промышленности будет тормозить рост в зависимых видах экономической деятельности, а именно — в торговле и транспорте. Прирост их выпуска не превысит 4,3 и 8%, тогда как по итогам десяти месяцев рост составлял соответственно 6 и 11%.
К концу года ситуация в строительстве существенным образом не улучшится. Отсутствие достаточных собственных источников развития и кредитный дисбаланс отрицательно сказываются на инвестиционной активности всех субъектов хозяйствования.
Итак, вследствие ограничения производства ввиду сужения внешних рынков, а также сворачивания внутреннего спроса в связи с ограниченностью кредитов, замораживанием собственных ресурсов в запасах готовой продукции, погашением кредитов при отсутствии возможности их рефинансирования ожидается замедление темпов реального роста ВВП с 5,8% за 10 месяцев до 3,5—4,0% в год.
Прогнозные тенденции 2009
2009 год будет годом проверки способности как правительства, так и субъектов хозяйствования найти общие возможности для преодоления кризисных явлений. Поэтому прогнозы развития экономической политики разрабатываются с учетом сложной текущей экономической ситуации и недостаточности устойчивых предпосылок для ее улучшения в начале следующего года. Самым сложным станет первое полугодие, когда будут сохраняться неблагоприятные для отечественных производителей условия торговли. Однако можно ожидать также и стремительного повышения ценовой конкурентоспособности экономики Украины по причине девальвации гривни. Следовательно, экспортеры получат курсовую премию и смогут возобновить свои оборотные средства.
Возможности правительства по нивелированию влияния мирового финансового кризиса на внутреннюю экономическую ситуацию путем реализации антикризисного пакета ограничены имеющимися ресурсами.
Возможные сценарии развития экономики обсуждались с экспертами правительственных и неправительственных организаций, специалистами Национального банка Украины, учеными. Но и тут имеется нестандартная ситуация. Все были едины в выводе, что экономические события требуют постоянной коррекции прогнозов.
В исходные условия прогноза заложено сохранение неблагоприятной внешней конъюнктуры в течение первого полугодия следующего года и постепенная стабилизация ситуации во втором полугодии.
Пакет ценовых предпосылок включает постепенное приведение цены на природный газ к транзитно-скорректированным международным уровням; существенное снижение среднегодовой мировой цены на нефть; падение среднегодовых мировых цен на черные металлы на 35%, а также возможное повышение предельного уровня цен (тарифов) на природный газ для всех категорий потребителей. Последнее должно оздоровить наш энергетический сектор и уменьшить бюджетное бремя.
Мы учли значительный объем оттока капитала и сокращение уровня внешнего долга, что должно уменьшить собственный ресурс развития и повлиять на общеэкономическую динамику.
Среди прочих предположений, которые закладывались в прогнозные расчеты, следует отметить следующие: замедление роста мировой экономики, дальнейшее приведение налогового законодательства к стандартам ЕС; повышение минимальной заработной платы с учетом ее индексации по состоянию на октябрь 2008 года на прогнозируемый помесячный индекс потребительских цен.
Государство не снимает с себя никаких социальных обязательств, однако это делает невозможным увеличение государственных капитальных вложений. Но через механизм гарантирования будут привлечены важные инвестиционные кредиты международных финансовых организаций, в том числе на поддержку обеспечения общественно важных проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, развития инфраструктуры (транспортной, коммунальной), организации и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине и т.п.
Таким образом, развитие экономики в 2009 году будет зависеть от оздоровления внутренних финансовых рынков, стабилизации курса национальной валюты, повышения конкурентоспособности украинской экономики и роста мировой экономики.
Возникает вопрос: почему Украина опередила другие страны по темпам падения?
К сожалению, мы не воспользовались девятилетним ростом ВВП для структурной перестройки. В течение целого ряда лет при положительной ценовой конъюнктуре никаких структурных изменений и мер модернизации в отраслях не проводилось. Экономика двигалась по принципу наименьшего сопротивления, оглядываясь только на ценовую конъюнктуру, которая является весьма непостоянной. Опыт последних лет и события текущего года свидетельствуют: основной проблемой производственного комплекса Украины является не так стоимость энергоносителей, как в общем отсутствие у владельцев предприятий инновационной стратегии развития, которая бы обеспечивала необходимый уровень обновления и диверсификации производства, повышение его конкурентоспособности, что дает запас прочности в условиях ценовой турбулентности. Именно неконкурентоспособные производства как по себестоимости изготовления продукции, так и по ее качеству и ассортименту, в периоды резкого сворачивания спроса на рынках и обвала цен оказываются вне рынка. Ведь и сейчас мы наблюдаем, что не все металлургические комбинаты оказались неконкурентными, а только те, которые имеют устаревшие технологии.
Слабым звеном в национальной экономике оказалась и банковская система, попавшая в полную зависимость от внешнего кредитования и продемонстрировавшая неспособность к эффективному хозяйствованию. В связи с этим немало вопросов возникает и к системе банковского надзора, который скорее всего с учетом международного опыта должен модернизироваться в направлении его универсализации и повышения уровня сотрудничества с правительственными структурами. Финансовые рынки в общем продемонстрировали свою неспособность к диверсификации потоков капитала и обеспечению их перетекания в наиболее перспективные виды экономической деятельности, стимулирующие экспорт и внутреннее производство, а не потребительский спрос на импортные товары.
Следовательно, вопрос восстановления роста находится в плоскости временных рамок «латания дыр», восстановления нормальной циркуляции денег, производства и переориентации банковской системы на стратегические проекты.
Возвращаясь к перспективе, замечу, что все-таки главное бремя падения придется на последний квартал 2008 года. Ввиду неблагоприятных условий торговли и внутренней нестабильности в 2009 году предполагается уменьшение объемов металлургического производства, химической промышленности, машиностроения и других видов промышленной деятельности, что приведет к сокращению промышленного производства в целом.
Соответственно, через межотраслевые связи и сокращение импорта произойдет падение в транспорте и торговле, что также приведет к снижению валютных и бюджетных поступлений.
Девальвация может привести к банкротству тех субъектов хозяйствования, которые попали в зависимость от кредитов в валюте (это и банки, и предприятия). О таком развитии событий мы неоднократно предупреждали. Вряд ли оправдаются прогнозы, что экономический кризис «подавит» цены: система ценообразования у нас, к сожалению, в значительной степени зависит от «валютного фактора». В частности, из-за высокого уровня долларизации экономики, борьбу с которым в последнее время спустили на тормозах. И это в который раз актуализирует вопрос более тесного сотрудничества между Национальным банком и правительством.
Сужение внутреннего совокупного спроса и ограниченность оборотных средств у предприятий на фоне ослабления гривни приведет к сокращению импорта товаров и услуг.
Дефицит собственных средств предприятий и чистый отток капитала приведут к резкому снижению объема валового накопления основного капитала. Некоторым предприятиям, возможно, придется не только отложить реализацию новых инвестиционных программ, но и свернуть уже начатые программы по расширению мощностей и повышению качества продукции.
Кроме того, в условиях падения цен на мировых рынках национальные товаропроизводители не будут иметь возможности в значительной степени воспользоваться ценовым механизмом покрытия своих затрат (в частности, обусловленных повышением цен на импортный газ и т.п.). Таким образом, комбинация неблагоприятных условий развития сформирует низкую или даже отрицательную рентабельность некоторых отраслей экономики.
Ограничение доступа банков к внешним источникам финансирования и, соответственно, их возможностей по рефинансированию долгов предыдущих периодов приведет к изменению структуры пассивной базы банков замещения капиталов нерезидентов внутренними ресурсами. Но даже на фоне запланированных мер по рекапитализации жизнеспособных банков снижение доверия населения к банковской системе в условиях ускорения девальвационных процессов не позволит быстрыми темпами компенсировать отток ресурсов. Предприятия останутся на «голодном» кредитном пайке. Ведь кредиты трудно получить не только на инвестиционные потребности, но и для быстрых оборотов в торговле и пищевой промышленности.
Для меня первым индикатором оздоровления будет не восстановление роста экспорта и не улучшение ценовых условий торговли, а именно развитие пищевой промышленности и восходящий тренд в розничной торговле. Должно возобновиться здоровое движение товаров и денег прежде всего на внутреннем рынке.
Но процесс усложняется тем, что значительная девальвация, отсутствие реального роста располагаемых доходов населения из-за дестабилизации макроэкономической ситуации может привести к реальному уменьшению потребительского спроса домохозяйств. Мы уже давно не попадали в такую ситуацию. Определенные слои населения оказались в «кредитных ловушках» и вынуждены будут сократить свои потребительские затраты. Ведь часть доходов вместе с ранее накопленными сбережениями придется направлять на погашение кредитов.
Есть и хорошие новости. Прогнозируется существенное замедление инфляционной динамики. Индекс потребительских цен не превысит однозначного числа. Этому будет способствовать высокий урожай в 2008 и 2009 годах, что минимизирует повышение цен на продовольственные товары. Главной составляющей инфляционного роста будут непродовольственные товары импортного происхождения и услуги.
Существует и более оптимистический прогноз динамики выхода из кризиса и развития экономики, базирующийся на предположениях о быстром восстановлении как внешнего, так и внутреннего спроса. Но правительство придерживается консервативного сценария с тем, чтобы снизить риски разбалансирования бюджета в условиях высокого уровня неопределенности ситуации в 2009 году. Я специально более подробно остановился на всех возможных рисках не для того, чтобы запугивать, а чтобы дать сигнал для системной организации взаимодействия всех участников рынка в условиях экономического кризиса.
Антикризисная политика правительства
Даже в таких условиях правительство Украины стало почти единственным в стране центром противодействия мировому финансовому кризису. В арсенале правительства — четкий перечень тактических мер и долгосрочная стратегия усиления конкурентоспособности экономики Украины.
Приведу основные направления противодействия.
Прежде всего — стабилизация ситуации на финансовых рынках.
В этой сфере мы учитываем опыт ведущих стран, успешно восстанавливающих устойчивость банковской системы и доверия к ней.
Следует подчеркнуть, что Национальный банк в Украине является независимым институтом, который принимает меры, направленные на укрепление банковского сектора. Но и правительство не стоит в стороне. Это прежде всего сказалось во время принятия антикризисного законопроекта, который, несмотря на политическую борьбу, был одобрен Верховной Радой Украины. Он определяет основные направления преодоления последствий мирового финансового кризиса.
В соответствии с этим законом, правительство приняло решение относительно обеспечения участия государства в увеличении уставных капиталов банков и формирования стабилизационного фонда.
Замечу, что важную роль сыграло решение Международного валютного фонда о предоставлении кредита Национальному банку Украины для усиления его валютных резервов. К сожалению, НБУ так и не смог стабилизировать валютный курс национальной валюты (а может, и не задавался такой целью). Вследствие этого понесли огромные потери и население, и предприниматели. Еще раз подчеркиваю: к сожалению, правительство не может вмешиваться в деятельность НБУ.
Во-вторых, разработан пакет мер для преодоления общей стагнации экономики и снижения объемов производства в отдельных отраслях, резкого роста безработицы.
Правительство приняло ряд решений по проблемным вопросам в горно-металлургической отрасли, строительстве, легкой промышленности и агропромышленном секторе.
Кроме этого, мы продолжаем принимать системные решения по работе отраслей экономики в условиях мирового кризиса, направленные на повышение эффективности работы каждого звена. Прежде всего это касается выравнивания межотраслевых и внутриотраслевых ценовых пропорций, повышения энергоэффективности, поиска внутренних рынков для продукции, произведенной на экспорт, и импортозамещения.
В-третьих, ряд мер направлен на поддержку экспорта.
Правительство своими действиями и всеми звеньями, включая торговые миссии при посольствах Украины в других странах мира, всячески будет поддерживать закрепление отечественных производителей на традиционных и новых рынках. Необходимо подчеркнуть, что вся работа будет проводиться в соответствии с требованиями ВТО (правительство одобрило план мер по адаптации украинской экономики к требованиям Всемирной торговой организации).
Кроме того, чтобы приостановить негативные тенденции в развитии внешней торговли, уже разработан ряд мер по уменьшению отрицательного сальдо во внешней торговле, которыми предусматриваются: внедрение более жестких процедур контроля по импорту товаров с целью предотвращения ввоза на таможенную территорию Украины товаров, не соответствующих национальным ветеринарным, санитарным, фитосанитарным, экологическим, фармакологическим стандартам; государственная поддержка внедрения финансовых инструментов развития высокотехнологичного экспорта; активизация сотрудничества в рамках транспортных коридоров путем интеграции транспортной системы Украины с трансъевропейской и т.п.
С целью формирования рациональной структуры экспорта и импорта товаров подготовлен Перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемы квот на 2009 год.
В-четвертых, в условиях сокращения базы налогообложения необходимо обеспечить поступления в государственный бюджет из других источников и вместе с тем уменьшить расходы.
Правительство завершило работу по пересмотру проекта Государственного бюджета на 2009 год в соответствии с развитием текущей ситуации и договоренностями с МВФ. Кроме того, приняты решения относительно сокращения объемов финансирования на содержание органов управления, а также Концепция подхода к сокращению в 2009 году административных расходов и других расходов, не касающихся развития и социальных стандартов.
В-пятых, сокращение собственных источников инвестирования вынуждает увеличивать объемы привлечения инвестиций в экономику страны, в том числе за счет сотрудничества с международными финансовыми организациями.
В качестве одного из главных источников инвестирования правительство рассматривает реализацию проектов со Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком. Предусматривается активизация проектов по развитию энергетической и транспортной систем, объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Значительное внимание правительство уделяет реализации проектов по проведению Евро-2012. Подписано соглашение со Всемирным банком о привлечении кредита в эквиваленте 3 млрд. гривен на 30 лет под 5% годовых для покрытия дефицита государственного бюджета.
В целом меры по повышению устойчивости финансовой системы, поддержке ликвидности, восстановлению доверия к банковской системе станут залогом восстановления действия механизма перераспределения временно свободных средств в экономике в пользу финансирования инвестиционных проектов, проектов по расширению и активизации производства, а также обеспечения процессов детенизации экономики и финансовой стабилизации.
По нашим прогнозам, это приведет к постепенному восстановлению кредитования как базовых отраслей экономики, в частности металлургии, химической промышленности, так и тех секторов экономики, которые ориентированы на внутренний рынок и в значительной степени зависят от кредитования, — это пищевая промышленность, торговля, сельское хозяйство.
Получение дополнительных оборотных средств позволит отечественным предприятиям смягчить негативные последствия мирового кризиса, повысить энергоэффективность производства и конкурентоспособность своей продукции.
Наряду с упреждающими мерами, направленными против потери оборотных средств предприятиями горно-металлургического комплекса в условиях падения спроса на их продукцию, стабилизации производства будет способствовать расширение внутреннего потребления металлопродукции вследствие ее удешевления и использования в машиностроительной и строительной отраслях. Так, запуск нескольких крупных проектов, например по строительству инфраструктурных объектов или производству железнодорожного подвижного состава, вызовет цепную реакцию роста внутреннего спроса на продукцию машиностроения, металлургии, добывающей промышленности, услуги строительства, оптовой торговли и транспорта, финансовые услуги и ряд других видов деятельности и, соответственно, развитие их производства.
Стимулированию развития отечественного производства, в условиях, когда на определенный период фактически замораживаются оборотные средства субъектов экономической деятельности, будет способствовать переориентация средств государственного бюджета на реализацию приоритетных проектов, рассчитанных на использование продукции и услуги именно отечественных производителей.
Наряду с другими мерами, направленными на стабилизацию и сокращение отрицательного торгового сальдо, это позволит ограничить все возрастающие объемы импорта и загрузить отечественные предприятия, гарантированно финансировать заказы и избежать массовой безработицы.
В завершение хочу сказать, что важно то, какими мы выйдем из кризиса, какие уроки усвоим и как начнем двигаться дальше. Основным результатом преодоления мирового финансового кризиса в Украине должно стать именно ускорение структурных реформ и создание стимулов для повышения конкурентоспособности украинских товаропроизводителей, что в дальнейшем позволит постепенно восстановить тенденцию экономического роста в Украине.
К настоящему времени разработан новый вариант Программы социально-экономического развития на 2009 год. Кроме того, совместно с учеными разработана Стратегия развития Украины до 2020 года, которая строится на четком понимании глобальных мегатрендов и места Украины в мировой экономике, необходимости преодоления критического отставания Украины от ведущих стран мира. Документ включает Программу повышения конкурентоспособности экономики Украины на 2010—2012 годы по приоритетным направлениям экономической политики правительства, а также долгосрочную стратегию на период с 2013 по 2020 год, базирующуюся прежде всего на гармоничных принципах устойчивого развития и евроинтеграции. В ближайшее время документ будет размещен на сайте Министерства экономики для общественного обсуждения.
Справка
Только за три месяца — август—октябрь — цена на металл в восьми регионах мира в среднем упала на 37,4%, цены на нефть снизились на 45,4%.
Справка
Украина задействовала те же механизмы стабилизации, что и большинство стран Европы: усиление государственных гарантий возврата вкладов, периодичность пересмотра учетной ставки центрального банка, введение общего моратория на досрочное изъятие срочных депозитов, выкуп ценных бумаг, которые могут угрожать стабильности банковской системы, и ограничение спекулятивных операций на фондовом рынке, целевое привлечение займов международных финансовых организаций, предоставление помощи банкам, которым угрожает банкротство.
Справка
Для поддержки нуждающихся в помощи отраслей, правительство существенным образом укрепило уставные капиталы двух государственных банков — Ощадбанка и Укрэксимбанка, чтобы они могли кредитовать реальный сектор экономики.